Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии -- заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл;
члены Комиссии:
- ведущий специалист-экспертотдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
- государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
в присутствии представителей заказчика - государственного казенного учреждениякультуры Республики Марий Эл "Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры" (далее - ГКУК РМЭ "НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры"):
(доверенность N б/н от 01.06.2018),
в отсутствие представителей:
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Фрегат" (далее -ООО "Фрегат", общество), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения материалов дела,рассмотрев жалобу ООО "Фрегат" на положения документации конкурса с ограниченным участием на реставрацию объекта культурного наследия "Театр марийский драматический, 1962 г.", г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 2 (номер извещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 0308200005818000005 от 08.05.2018),
установила:
ГКУК РМЭ "НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры" проводится конкурс с ограниченным участием на реставрацию объекта культурного наследия "Театр марийский драматический, 1962 г.", г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 2 (номер извещения на официальном сайте 0308200005818000005 от 08.05.2018).
В Марийское УФАС России поступила жалоба ООО "Фрегат" на положения конкурсной документации названного конкурса с ограниченным участием.
Заявитель полагает, что документация указанного конкурса с ограниченным участием не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчик с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной, представил письменные пояснения (исх. N 194 от 04.06.2018).
Извещение о проведении конкурса с ограниченным участием, конкурсная документация на реставрацию объекта культурного наследия "Театр марийский драматический, 1962 г.", г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 2 размещены на официальном сайте 08.05.2018 (код закупки 0308200005818000005).
Начальная максимальная цена контракта - 44 626 760,50 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе: 06.06.2018 09:00.
Дата проведения предквалификационного отбора: 08.06.2018.
Дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе: 14.06.2018.
При рассмотрении жалобы в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Марийским УФАС России проведена внеплановая проверка процедуры закупки. В результате внеплановой проверки, оценки представленных доказательств установлено следующее.
В соответствии с жалобой ООО "Фрегат" в конкурсной документации отсутствует порядок расчета и присвоения баллов в случае наличия предложения, не отвечающего в полной мере требованиям проектно-сметной документации. Соответственно, отсутствует обоснование, каким образом будут присваиваться балл, отличный от максимального и минимального.
Частью 2 статьи 7 Закона о контрактной системе закреплен принцип открытости и прозрачности, в соответствии с которым открытость и прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная указанным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе).
В силу части 5 статьи 56 Закона о контрактной системе извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 49 и 50 указанного закона, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 4 названной статьи дополнительные требования к участникам закупки.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с названным Федеральным законом.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу требований части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта.
В соответствии с пунктом 31 информационной карты (часть IIконкурсной документации) критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием установлены в приложении N 1 к информационной карте.
Из указанного приложения к информационной карте следует, что заказчиком установлены стоимостные (цена контракта) и нестоимостныекритерии оценки заявок, значимость критериев составила 40 % и 60 % соответственно.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 утверждены правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки.
В соответствии с пунктом 4 Правил заказчик устанавливает в документации о закупкекритерии оценки, характеризующиеся как нестоимостные, а именно:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Аналогичные нестоимостные критерии оценки установлены заказчиком в приложении N 1 к информационной карте (часть II конкурсной документации).
Согласно пункту 8 Правил в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту 11 Правил, если в соответствии с пунктом 10 указанных Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В пункте 2 приложения 1 кинформационной карте (часть IIконкурсной документации) заказчиком установлены показатели, раскрывающий содержание нестоимостных критериев оценки заявок, а именно качественных, функциональных и экологических характеристик объекта закупки (значимость критерия 30%, коэффициент значимости критерия 0,30).
В соответствии с абзацем 2 пункта 11 Правил для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев.
В соответствии с приложением N 1 к информационной карте (часть IIконкурсной документации)оценка заявок по нестоимостному критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (показатель "Качество работ") производится по следующей шкале:
N п/п |
Составные части показателя "Качество работ" (величина значимости показателя: 100%) |
Количество баллов |
|
1 |
Описание предложения по подготовке к ремонтно-реставрационным работам |
При непредставлении предложения по подготовке к ремонтно-реставрационным работам и (или) несоответствии представленных сведений (описания) требованиям проектно-сметной документации |
0 баллов |
При наличии предложения по подготовке к ремонтно-реставрационным работам и соответствии представленных сведений (описания) требованиям проектно-сметной документации |
20 баллов (максимально) |
||
2 |
Описание предложения по сокращению сроков и снижению стоимости ремонтно-реставрационных работ |
При непредставлении предложения по сокращению сроков и снижению стоимости ремонтно-реставрационных работ |
0 баллов |
При наличии предложения по сокращению сроков и снижению стоимости ремонтно-реставрационных работ, удовлетворяющего требованиям заказчика |
30 баллов (максимально) |
||
3 |
Описание предложения по технологическим решениям и методам проведения ремонтно-реставрационных работ |
При непредставлении предложения по технологическим решениям и методам проведения ремонтно-реставрационных работ и (или) несоответствии представленных сведений (описания) требованиям проектно-сметной документации |
0 баллов |
При наличии предложения по технологическим решениям и методам проведения ремонтно-реставрационных работ и соответствии представленных сведений (описания) требованиям проектно-сметной документации |
50 баллов (максимально) |
Таким образом, указанная шкала оценки предполагает выставление максимального балла за наличие в составе заявки перечисленных предложений, а также присвоение 0 баллов за отсутствие в составе заявки соответствующего предложения.
По смыслу части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Вместе с тем, в конкурсной документации отсутствует какая-либо конкретизация в описании предложений по показателю "качество работ", в связи с чем потенциальным участникам закупки невозможно определить, до какой степени максимально детализировано и содержательно необходимо изложить в составе заявки предложения по подготовке к ремонтно-реставрационным работам, по сокращению сроков и снижению стоимости работ, а также по технологическим решениям и методам проведения указанных работ.
Кроме того, в ходе рассмотрения жалобы установлено, что до окончания срока подачи заявок на участие в проводимой конкурсной процедуре в адрес заказчика поступил запрос на разъяснения положений конкурсной документации, в соответствии с которым заказчика просили разъяснить порядок распределения баллов между участниками по нестоимостным критериям.
В установленный законом срок заказчиком даны разъяснения положений конкурсной документации (РД N3 от 25.05.2018), в которых заказчик приводит в том числе разбалловку по нестоимостному критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (показатель "Качество работ"), а также указывает, что снижение баллов по показателю "качество работ" происходит при отсутствии в заявке требований, установленных конкурсной документацией, при неполной информации по данному показателю, при предоставлении информации, не соответствующей предмету закупки, при копировании методических рекомендаций по проведению ремонтно-реставрационных работ из сети интернет без привязки к предмету закупки.
Следовательно, заказчиком в разъяснении положений конкурсной документации изложено дополнительное описание указанного критерия, однако не раскрыты значения коэффициентов значимости внутри критерия, что противоречит принципу открытости и прозрачности, а также является нарушением пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Жалоба ООО "Фрегат" обоснована.
На момент проведения заседания Комиссии контракт не заключен, процедура закупки приостановлена в части заключения контракта.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фрегат" обоснованой.
2. Признать в действиях государственного казенного учреждения культуры Республики Марий Эл "Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры" нарушениепункта 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать государственному казенному учреждению культуры Республики Марий Эл "Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры" обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 5 июня 2018 г. N 02-06/93-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2018