Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Г.А. Радочинского,
при участии представителей:
ГБУ "Жилищник района Южное Бутово": И.С. Аникина,
ООО "Диалог-Сервис": П.В. Ханжина,
рассмотрев жалобу ООО "Диалог-Сервис" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Жилищник района Южное Бутово" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по устройству контейнерных площадок для сбора ТБО на дворовых территориях района Южное Бутово (Закупка N0373200032218000727) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. NТФ/27221/18 от 08.06.2018.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам:
- п.5 "Камни бетонные бортовые":
- "Тип": "БР",
- "Назначение камней": "для отделения проезжей части улиц, дорог, внутриквартальных проездов от тротуаров и газонов и для отделения пешеходных дорожек и тротуаров от газонов",
- "Класс бетона по прочности на сжатие": "не ниже В30",
- "Длина": "1000 мм",
- "Высота": "200 мм",
- "Ширина": " 80 мм",
- "Масса": "0,12 т".
При этом в аукционной документации установлено требование о соответствии данного товара положениям ГОСТ 6665-91 "Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия" (далее - ГОСТ 6665-91).
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Согласно доводам жалобы для вышеуказанного товара установлены излишне детализированные и очевидные требования, поскольку из семи перечисленных установленных Заказчиком показателей, показателями, позволяющими определить соответствие закупаемых товаров установленным требованиям, являются "Тип", "Назначение", "Длина", поскольку значение остальных показателей однозначно определяется согласно таблице 1 ГОСТ 6665-91.
Кроме того, в доводах жалобы Заявитель указывает на аналогичные нарушения при формировании требований к товарам по п.6 "Растворы", п.7 "Растворы", п.8 "Эмали ПФ-115", п.10 "Сталь тонколистовая оцинкованная", п.13 "Электроды", п.18 "Профили квадратного сечения", п.19 "Профили прямоугольного сечения".
- п.4 "Болты",
- "Марка стали болта с шестигранной уменьшенной головкой и направляющим подголовком": "40Х; 35; 10хх",
- "Вид материала изготовления болта": "алюминиевый сплав; сталь",
- "Длина болта с отверстием в стержне с шестигранной уменьшенной головкой и направляющим подголовком": "60, 85, 55; 65, 40, 80 мм",
- "Размер шага резьбы болта из алюминиевого сплава с шестигранной уменьшенной головкой и направляющим подголовком": "1.75, 2.0, 1.0; 2, 1.5, 1.25 мм",
- "Исполнение стального болта с шестигранной уменьшенной головкой и направляющим подголовком": "3, 4",
- "Длина болта с отверстием в шестигранной уменьшенной головке и направляющим подголовком": "90, 60, 75; 80, 45, 85 мм",
- "Исполнение болта из алюминиевого сплава с шестигранной уменьшенной головкой и направляющим подголовком": "1; 2",
- "Размер шага резьбы стального болта с шестигранной уменьшенной головкой и направляющим подголовком": "1.0, 1.5, 1.25; 1.0, 2.0, 1.75 мм",
- "Класс прочности болта стального с шестигранной уменьшенной головкой и направляющим подголовком": "8.8; 9.8; 5.8",
- "Длина болта с лункой на торцовой части шестигранной уменьшенной головки и направляющим подголовком": "70, 65, 95; 90, 50, 75 мм",
- "Длина болта без отверстий с шестигранной уменьшенной головкой и направляющим подголовком": "65, 50, 80; 70, 38 75 мм".
Согласно доводам жалобы установление Заказчиком требований вышеуказанным образом вводит участников закупки в заблуждение, поскольку в соответствии с требованиями документации участнику закупки при заполнении заявки необходимо представить конкретные значения по всем заданным параметрам, при этом представленные значения по одним параметрам будут противоречить другим параметрам.
Так, Заявитель указывает, что участнику закупки необходимо представить значение для параметров "Размер шага резьбы болта из алюминиевого сплава", "Исполнение стального болта", "Исполнение болта из алюминиевого сплава", "Размер шага резьбы стального болта", "Класс прочности болта стального", "Марка стали болта", при этом также необходимо представить значение показателя по параметру "Вид материала изготовления болта": "алюминиевый сплав; сталь". Таким образом, Заявитель указывает, что выбрав один из материалов, участнику закупки не представляется возможным предоставить значения параметров, относящиеся к другому материалу.
Кроме того, в доводах жалобы Заявитель указывает на аналогичные нарушения при формировании требований к товарам по п.13 "Электроды", п.24 "Крепежный элемент: болты тип 4".
- п.1 "Щебень":
- "Вид породы щебня": "щебень изверженных пород; щебень из гравия"
- "Порода": "интрузивная; эффузивная",
- "Марка по дробимости щебня": "не ниже 400".
При этом в аукционной документации установлено требование о соответствии данного товара положениям ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" (далее - ГОСТ 8267-93).
Согласно доводам жалобы установление Заказчиком требований вышеуказанным образом вводит участников закупки в заблуждение, поскольку участникам закупки не представляется возможным выбрать щебень из гравия, так как согласно положениям ГОСТ 8267-93 интрузивная и эффузивная порода щебня относится исключительно к щебню из изверженных пород.
Кроме того, Заявитель указывает, что согласно таблице 4 ГОСТ 8267-93 значение марки по дробимости щебня из изверженных пород может быть 1400 или 1200, или 1000, или 800, или 600, при этом Заказчик по параметру "Марка по дробимости щебня" допускает значение "не ниже 400", что также вводит участников закупки в заблуждение.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований к товарам, используемым при выполнении работ, вышеуказанным образом. Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что оспариваемые требования к товару п.10 "Сталь тонколистовая оцинкованная" установлены в результате технической ошибки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам установлены в нарушение п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, что также может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
2. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены требования к показателям товаров, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам по п.3 "Смеси бетонные", п.10 "Сталь тонколистовая оцинкованная", п.18 "Профили квадратного сечения", п.19 "Профили прямоугольного сечения".
Согласно доводам Заявителя, требования, установленные Заказчиком к вышеуказанным товарам могут препятствовать заполнению заявки на участие в электронном аукционе, поскольку, по мнению Заявителя, значения установленных характеристик не предоставляются производителями данных товаров и могут стать известны потребителю только после проведения испытаний определенной партии товара.
Например, Заявитель указывает на требование к товару по п.3 "Смеси бетонные": "Средняя прочность бетона": "?163,7 кгс/см2".
При этом в аукционной документации установлено требование о соответствии данного товара положениям ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" (далее - ГОСТ 26633-2015).
Вместе с тем Комиссией Управления установлено, что согласно п.6.5 ГОСТ 26633-2015 среднюю плотность бетона определяют по ГОСТ 12730.1-78 "Бетоны. Методы определения плотности", ГОСТ 17623-87 "Бетоны. Радиоизотопный метод определения средней плотности", являющимися по сути стандартами, определяющими порядок проведения испытаний для определения плотности бетона.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований к товарам, используемым при выполнении работ, вышеуказанным образом, а также не представил доказательств, подтверждающих возможность указания конкретных значений указанных характеристик на этапе подачи заявки на участие в электронном аукционе без проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам установлены в нарушение п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Диалог-Сервис" на действия ГБУ "Жилищник района Южное Бутово" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пп.1, 2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии Д.А. Сологов
Г.А. Радочинский
Исп. Г.А. Радочинский (495) 784-75-05 (доб. 124)
1. ГБУ "Жилищник района Южное Бутово"
б-р Адмирала Ушакова, д. 3, г. Москва, 117624
2. ГКУ "ДЗ ЖКХиБ ЮЗАО"
ул. Гарибальди, д. 14, г. Москва, 117393
3. ООО "Диалог-Сервис"
пер. Боярский, д. 3/4, стр. 1, эт. 4, пом. 1, ком. 5, г. Москва, 107078
4. ЗАО "Сбербанк-АСТ"
пер. Большой Саввинский, д. 12, стр. 9, г. Москва, 119435
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-7258/77-18 об устранении нарушении законодательства об осуществлении закупок
09.06.2018 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Г.А. Радочинского,
на основании решения Комиссии от 09.06.2018 по делу N2-57-7258/77-18, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Диалог-Сервис" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Жилищник района Южное Бутово" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по устройству контейнерных площадок для сбора ТБО на дворовых территориях района Южное Бутово (Закупка N0373200032218000727) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протокол подведения итогов, Протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе (далее - Протоколы).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения Аукциона;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 09.06.2018 по делу N2-57-7258/77-18 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена в соответствии с ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 09.06.2018 по делу N2-57-7258/77-18
6. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 15.07.2018 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: .
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии Д.А. Сологов
Г.А. Радочинский
Исп. Г.А. Радочинский (495) 784-75-05 (доб. 124)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 июня 2018 г. N 2-57-7258/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2018