Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
при участии представителей:
ФГУП ГЦСС: Р.А. Михова, З.А. Куловой, Е.И. Казанджиевой,
ООО "Рельеф": М.А. Солониной,
рассмотрев жалобу ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия
ФГУП ГЦСС (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексной уборке помещений режимного объекта для нужд Федерального государственного унитарного предприятия "Главный центр специальной связи" (ФГУП ГЦСС) (Закупка N0573100030818000734) (далее - электронный аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 07.05.2018 NТФ/21520/18.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в формировании аукционной документации в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводам жалобы, Заказчиком в Приложении N1 "Требования к товарам, используемым при оказании услуг" (далее - форма 2) установлены требования к товарам большая часть которых являются идентичными и предназначены для мытья (чистки) одних и тех же поверхностей, что, по мнению Заявителя, вводит участников закупки в заблуждение и влечет за собой ограничение количества участников закупки, так как у участника закупки нет объективной возможности однозначно определить где и какой товар будет применяться, согласно объекту закупки. Так, например, Заявитель указывает на пп. 11, 12, 13, 14, 15 с одинаковым наименованием необходимого при оказании услуг товара "Дезинфицирующее средство".
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе, лица права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что установленные в форме-2 требования к товарам, в том числе, которые являются идентичными по наименованию товара, имеют разные по значению физические свойства.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем в составе жалобы, а также на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлены документы и сведения, подтверждающие доводы жалобы в части установления неправомерных требований к указанным товарам, а также свидетельствующие о неправомерности установления требований к товарам подобным образом и невозможности формирования заявки на участие в аукционе.
Также Заявитель обжалует установление в аукционной документации неправомерных требований к характеристикам товаров, используемых при указании услуг, а именно: "Концентрированное Базовое средство для интенсивной уборки", "Биологический нейтрализатор", "Гель для интенсивной чистки унитазов и писсуаровор", "Дезинфицирующее средство", "Жидкое средство для стёкол и зеркал при низких температурах", "Интенсивное чистящее средство", "Кислотное дезинфицирующее очищающее средство", "Кислотное средство для удаления ржавчины, известковых и минеральных отложения", "Комплексное средство для удаления сложных загрязнений", "Концентрированное гелеобразное пенное средство для удаления минерально- органических загрязнений", "Концентрированное жидкое беспенное кислотное средство для удаления минеральных отложений", "Концентрированное жидкое низкопенное кислотное средство для удаления минерально- органических загрязнений", "Концентрированное жидкое низкопенное нейтральное средство для ухода за глянцевыми поверхностями", "Концентрированное жидкое пенное моющее средство для экспресс- уборки", "Концентрированное многоцелевое моющее средство", "Концентрированное низкопенное нейтральное средство для стёкол и зеркал с полирующим эффектом", "Концентрированный шампунь для ковровых изделий и текстиля", "Щелочное средство для очистки полов и снятия защитных покрытий", "Щелочное пенное моющее средство с чистящим эффектом на основе активного хлора" и др.
Так, например, Заявитель указывает, что для товара "Концентрированное Базовое средство для интенсивной уборки" установлены следующие требования: "Значение рН (в концентрате) не >11 единиц", "Значение рН (в растворе) < 9 единиц". Для товара "Щелочное средство для очистки полов и снятия защитных покрытий" установлены требования: "Значение pH (1 % раствора в дистиллированной воде) от 12 до 12.6 единиц". Для товара "Щелочное пенное моющее средство с чистящим эффектом на основе активного хлора" установлены требования: "Значение pH (1 % раствора в дистиллированной воде) от 11.2 до 12.3 единиц".
При этом, по мнению Заявителя, вышеуказанные требования к характеристикам товаров являются излишне завышенными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, вышеуказанные значения характеристик не содержатся в описании товара при их покупке. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Также, Заявитель указывает, что для определения рН растворов используются несколько методик: с помощью индикаторов, измерения с помощью рН-метром или определять аналитическим путем, проведения кислотно-основного титирования.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе, представитель Заказчика пояснил, что показатель pH моющих и чистящих средств является основным показателям таких товаров, а также предоставил сведения из открытых источников, в соответствии с которыми показатель pH указывается производителями в свободном доступе.
Вместе с тем Заявителем в составе жалобы не представлено документов и сведений, подтверждающих, что показатель pH определяется после проведения испытаний определенной партии товара и конкретное значение такого показателя невозможно определить на момент формирования заявки на участие в аукционе, не имея товар в наличии.
Согласно доводам жалобы, для товара "Концентрированное пенное кислотное средство ГОСТ 12.1.007-76 ГОСТ 3247-2013" Заказчиком установлены следующие требования: "Класс опасности 2 или 3 или 4", при этом, в соответствии с п. 1.1 ГОСТ 12.1.007-76 "Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности" вещества относящиеся ко 2-му классу опасности являются веществами высокоопасными. На основании п.2.2 ч.4 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности синтетических моющих средств и товаров бытовой химии" не допускается использовать в составе средств бытовой химии вещества, относящиеся ко 2-му классу опасности.
По мнению Заявителя, устанавливая требования к применению при уборке высокоопасных средств, Заказчик вводит участников закупки в заблуждение, так как товары бытовой химии должны обеспечивать безопасность жизни и здоровья человека, охрану окружающей среды, что нарушает положения Закона о контрактной системе и может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Аналогичные требования установлены в технической части аукционной документации для товаров по п."Нейтральное моющее средство для ухода за полами", п. "Освежитель воздуха".
Вместе с тем в материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих, что требования к показателям, указанным в жалобе к вышеуказанным товарам не являются качественными и функциональными характеристиками показателей товара, которые Заказчик устанавливает в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе.
Также, в составе жалобы отсутствуют документы и сведения, свидетельствующие о том, что вышеуказанные требования могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки, а также препятствует корректному формированию Заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данные доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованным.
2. В своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно установлены следующие требования для товара "Средство высококонентрированное бактерицидное пенное для очистки и дезинфекции": "Время воздействия на загрязнение не >15 мин", что может вводить участников закупки в заблуждение и привести к ограничению количества участников закупки, поскольку частица "не" находится в столбце "требуемый параметр", положения которого неизменны при формировании заявки на участие в аукционе. Таким образом, предоставляя конкретное значение в соответствии с Инструкцией по заполнению заявки, предложение участника закупки является неопределенным.
Также Заявитель указывает, что для товара "Жидкое мыло ГОСТ 31696-2012" Заказчиком установлены следующие требования: "Класс опасности 3 или 4", при этом, согласно п. 4.1 ГОСТ 31696-2012 "Продукция косметическая гигиеническая моющая. Общие технические условия", требованиям которого должен соответствовать товар жидкое мыло относится к 4 -му классу опасности (вещества малоопасные).
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить установление требований подобным образом.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов Заявителя и нарушении Заказчиком п.1,2 ч.1,2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Рельеф" на действия ФГУП ГЦСС обоснованной в части неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1,2 ч.1,2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде г. Москвы в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ, в течение 3 (трех) месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии: Д.А. Сологов
Е.А. Миронова
Исп. Е.А. Миронова
8-495-784-75-05, доб.179
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 мая 2018 г. N 2-57-5762/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2018