Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущей заседание Комиссии - временно исполняющей обязанности руководителя управления Парфирьевой С.Н.,
членов Комиссии:
главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и закупок Шихановой Л.Б.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Козаченко А.А.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Громова С.А.,
в отсутствие представителей:
заказчика - администрации муниципального образования - сельское поселение "село Ивашка" (далее - Заказчик), извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы по адресу электронной почты,
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "КОНТРАКТ" (далее - ООО "КОНТРАКТ", Заявитель), извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы по адресу электронной почты,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении подрядчика путем электронного аукциона на обустройство водозаборного сооружения, с бурением дополнительной скважины и разработку проектной документации на строительство централизованной системы водоснабжения с. Ивашка, Карагинского района, Камчатского края (закупка N 0138300008918000002), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
18.05.2018 Заказчиком начата процедура определения подрядчика путем электронного аукциона на обустройство водозаборного сооружения, с бурением дополнительной скважины и разработку проектной документации на строительство централизованной системы водоснабжения с. Ивашка, Карагинского района, Камчатского края (далее - Закупка); начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 10 204 081, 63 руб.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 06.06.2018 на участие в электронном аукционе поступило 2 заявки, которые аукционная комиссия допустила к участию в нем.
04.06.2018 в Камчатское УФАС России поступила жалоба ООО "КОНТРАКТ" на действия Заказчика.
По мнению Заявителя, документация о Закупке не соответствует требованиям Закона о контрактной системе:
1) дата проведения электронного аукциона установлена не в соответствии с частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе;
2) не установлены дополнительные требования к участникам Закупки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям";
3) в извещении о проведении электронного аукциона не указаны требования, предъявляемые к участникам Закупки, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками Закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе;
4) в документации об электронном аукционе в единых требованиях к участникам Закупки установлено требование, предусмотренное пунктом 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в старой редакции;
5) в документации об электронном аукционе в единых требованиях к участникам Закупки не установлено требование, предусмотренное пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе;
6) в документации об электронном аукционе неправомерно установлено требование к участникам Закупки о представлении во второй части заявки декларации, подтверждающей, что участник Закупки отсутствует в реестре недобросовестных поставщиков;
7) в проекте контракта предусмотрено: "Настоящий Контракт заключен после предоставления Подрядчиком Заказчику обеспечения настоящего Контракта в форме Банковской гарантии, либо путем перечисления Исполнителем на счет Заказчика денежных средств в размере 5 % от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет - 510 204,08 (Пятьсот десять тысяч двести четыре рубля 08 копеек) рублей, если Подрядчик является государственное или муниципальное казенное учреждение", что не соответствует статье 96 Закона о контрактной системе;
8) в проекте контракта не установлен размер пени за просрочку исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
1. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о дате проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 68 Закона о контрактной системе днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе.
В извещении о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе указано:
- дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе 06.06.2018;
- дата проведения электронного аукциона 11.06.2018.
Исходя из постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.2017 N 1250 "О переносе выходных дней в 2018 году" выходной день 09.06.2018 (суббота) перенесен на понедельник 11.06.2018.
Таким образом, Заказчик, установив дату проведения электронного аукциона более чем через два дня и на нерабочий день не в соответствии с частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе, нарушил пункт 5 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Исходя из части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 данной статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ N 99).
Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложениями N 1 и N 2 к Постановлению РФ N 99.
В силу пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ N 99 дополнительные требования к участникам закупки предъявляются при осуществлении закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
Пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ N 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона объектом Закупки является обустройство водозаборного сооружения, с бурением дополнительной скважины и разработка проектной документации на строительство централизованной системы водоснабжения.
Согласно сметному расчету стоимости устройства водозабора и водозаборной скважины, являющемуся неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, стоимость работ составляет 9 497 140 рублей, то есть менее 10 млн. рублей.
Поскольку стоимость работ по устройству водозабора и водозаборной скважины составляет менее 10 млн. рублей, дополнительные требования к участникам Закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 99 не предъявляются.
В связи с тем, что дополнительные требования к участникам Закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 99 не предъявляются, указывать в извещении о проведении электронного аукциона данные требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками Закупки, не требуется.
Таким образом, доводы Заявителя о том, что не установлены дополнительные требования к участникам Закупки в соответствии с постановлением Правительства РФ N 99 и в извещении о проведении электронного аукциона не указаны требования, предъявляемые к участникам Закупки, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками Закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, не нашли своего подтверждения.
3. В соответствии с пунктами 7, 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе:
- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В пункте 11 документации об электронном аукционе установлены единые требования к участникам Закупки.
В подпункте 4 пункта 11 документации об аукционе указано: "отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, которые связаны с поставкой товара, являющейся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации", то есть в редакции от 28.12.2016, не действующей на момент осуществления Закупки, в нарушение пункта 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В пункте 11 документации об электронном аукционе отсутствует требование о том, что участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нарушение пункта 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Статьей 31 Закона о контрактной системе установлены требования к участникам закупки:
- в части 1 - единые требования;
- в части 1.1 - требование, которое заказчик вправе установить: об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Таким образом, требование о предоставлении декларации о соответствии участника закупки установленным требованиям распространяется исключительно на единые требования, предусмотренные пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 данной статьи документов и информации, не допускается.
Заказчик в пункте 4.2 документации об электронном аукционе установил, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующий документ: "Декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным подпунктами 1 - 6 пункта 11 настоящей документации".
При этом, в подпункте 6 пункта 11 установлено: "отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица".
Таким образом, Заказчик, установив требование к участникам Закупки о предоставлении декларации об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, не предусмотренной пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, тем самым нарушил часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
5. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Требования к обеспечению исполнения контракта предусмотрены статьей 96 Закона о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 96 Закона о контрактной системе положения Закона о контрактной системе об обеспечении исполнения контракта не применяются в случае:
1) заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением;
2) осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;
3) заключения бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.
Заказчик в пункте 4.1 проекта контракта, являющемся неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, установил: "Настоящий Контракт заключен после предоставления Подрядчиком Заказчику обеспечения настоящего Контракта в форме Банковской гарантии, либо путем перечисления Исполнителем на счет Заказчика денежных средств в размере 5 % от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет - 510 204,08 (Пятьсот десять тысяч двести четыре рубля 08 копеек) рублей, если Подрядчик является государственное или муниципальное казенное учреждение".
Указанное требование установлено в нарушение части 8 статьи 96 Закона о контрактной системе.
6. В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Требования к содержанию проекта контракта установлены статьей 34 Закона о контрактной системе.
В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Заказчик в проект контракта не включил обязательное условие об ответственности заказчика, а именно: в случае просрочки исполнения им обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней), а также не установил размер пени, начисляемый за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, в нарушение части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу обоснованной в части установления ненадлежащей даты проведения электронного аукциона; установления ненадлежащим образом требований к участникам Закупки в соответствии с пунктами 7, 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе; неправомерного установления требования о предоставлении во второй части заявки декларации об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков; ненадлежащего установления требования к обеспечению исполнения контракта; не включения в проект контракта обязательного условия об ответственности заказчика за неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 7, 7.1 части 1 статьи 31, части 5 статьи 34, пункта 5 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66, части 8 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений части 5 статьи 34, части 8 статьи 96 Закона о контрактной системе.
4. Предписание об устранении нарушений пунктов 7, 7.1 части 1 статьи 31, пункта 5 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе не выдавать, так как указанные нарушения не повлияли на результат определения подрядчика.
5. Передать материалы о выявленных нарушениях должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущая заседание Комиссии: ____________________ С.Н. Парфирьева
Члены комиссии: ____________________ Л.Б. Шиханова
____________________ А.А. Козаченко
____________________ С.А. Громов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 9 июня 2018 г. N 1841/06
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2018