Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущей заседание Комиссии - временно исполняющей обязанности руководителя управления Парфирьевой С.Н.,
членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Козаченко А.А.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Громова С.А.,
в присутствии представителя заказчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Камчатскому краю" (далее - Заказчик; Управление) Блажковой С.А. (по доверенности от 13.06.2018),
в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Контракт" (далее - Заявитель), уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы по адресу электронной почты,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении подрядчика путем электронного аукциона (далее - ЭА) на право заключения контракта "Выполнение работ по противопаводковым мероприятиям и расчистке мелиоративных каналов на объекте: осушительная система "25 км", Елизовского района, Камчатского края, участок площадью 46 га брутто (42 га нетто) и крепление левого откоса канала М-4" (закупка N 0338100001318000010), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком проводилась процедура определения подрядчика путем ЭА на право заключения контракта "Выполнение работ по противопаводковым мероприятиям и расчистке мелиоративных каналов на объекте: осушительная система "25 км", Елизовского района, Камчатского края, участок площадью 46 га брутто (42 га нетто) и крепление левого откоса канала М-4" (закупка N 0338100001318000010) (далее - Закупка). Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) установлена в размере 4 000 000,00 руб.
05.06.2018 в Камчатское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при разработке документации об ЭА, положения которого, по его мнению, не соответствует Закону о контрактной системе. В обоснование жалобы Заявитель привел следующие доводы:
1) нарушен срок размещения извещения о проведении ЭА, которое должно размещаться не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок;
2) нарушен срок окончания представления разъяснений положений документации об ЭА по запросу участника ЭА;
3) при описании характеристик товаров (материалов), используемых при производстве работ, являющихся предметом контракта, указаны их конкретные значения, которые не могут быть известны участнику Закупки до проведения испытания указанных товаров (материалов), поскольку Закон о контрактной системе не обязывает иметь эти товары (материалы) в наличии;
4) в проекте контракта не установлены порядок и срок приемки выполненных работ.
Заказчик в письме от 07.06.2018 N 244 пояснил следующее:
1) установленный срок окончания приема заявок - 05.06.2018 16:00 ненамного превышает окончание рабочего дня в Управлении - в 17:30, поэтому не является грубым нарушением прав и законных интересов потенциальных участников Закупки;
2) дата окончания срока подачи запросов на разъяснении положений документации об ЭА указана ошибочно;
3) установленные в Техническом задании требования соответствуют правилам описания объекта Закупки;
4) в разделах 2, 3, 4 проекта контракта установлена и подробно описана обязанность Заказчика ежемесячно принимать предъявленные к приемке фактически выполненные Подрядчиком работы, при этом неотъемлемой частью контракта является Календарный график выполнения работ.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
1. В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об ЭА должна содержать информацию, указанную в извещении об ЭА.
В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении ЭА не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в ЭА.
Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало, при этом, в силу части 1 статьи 194 ГК РФ, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока, однако, если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
В извещении о проведении ЭА указаны дата и время окончания подачи заявок - 05.06.2018 16:00, тогда как, с учетом правил, установленных статьей 191 ГК РФ, однако, поскольку Заказчик является организацией, срок подачи заявок на участие в ЭА истекает в тот час, когда в Управлении по установленным правилам прекращаются соответствующие операции, то есть, в рассматриваемом случае - в конце рабочего дня, а именно - в 17:00.
Следовательно, время окончания срока подачи заявок на участие в ЭА установлена с нарушением части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Выявленное нарушение в связи с сокращением времени подачи заявок на 1 час на результат определения подрядчика не повлияло.
2. В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 данной статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об ЭА с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в ЭА.
В соответствии с пунктом 22 Информационной карты аукциона дата окончания предоставления разъяснений положений документации об ЭА - 01.06.2018, дата окончания подачи заявок, установленная в извещении, - 05.06.2018, то есть, с учетом правил, установленных статьей 191 ГК РФ, дата окончания предоставления разъяснений положений документации об ЭА установлена в соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об ЭА наряду с информацией, указанной в извещении о проведении ЭА, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в ЭА в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкции по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в ЭА при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 данной части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об ЭА, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пункт 3.2.1.1 аутентично воспроизводит требования к первой части заявки, установленные пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В Ведомости основных материалов (товаров) (Приложение N 1 к Техническому заданию) установлены требуемые значения для материалов, соответствующие значениям, установленным указанным стандартам: камень (ГОСТ 4001-2013), смесь песчано-гравийная природная (ГОСТ 23735-2014), щебень из природного камня для строительных работ (ГОСТ 8267-93).
Так, для смеси песчано-гравийной природной установлены следующие требования к техническим характеристикам:
- содержание зерен гравия не менее 10% и не более 90%;
- наибольшая крупность зерен гравия не менее 10 мм и не менее 70 мм;
- содержание пылевидных и глинистых частиц не должно превышать 5%, в т.ч. глины в комках не более 1% и т.д.
В Инструкции по заполнению заявки на участие в ЭА установлено следующее требование: "Первая часть заявки на участие в ЭА должна содержать согласие участника ЭА на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об ЭА, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об ЭА, при этом указанные показатели заполняются в соответствии с Приложением к Техническому заданию документации об ЭА, при этом участник закупки указывает конкретные характеристики товара, не допускается используется формулировок "не более", "не менее".
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает участника ЭА иметь в наличии товары (материалы) в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика, изложенные в Инструкции по заполнению заявки на участие в ЭА, указать в первой части заявки конкретные показатели используемых товаров (материалы), соответствующие значениям, установленным документацией об ЭА, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в Закупке.
Следовательно, Заказчик установил ненадлежащую Инструкции по заполнению заявки на участие в ЭА в части установления требований об указании конкретных характеристик используемых при выполнении работ, являющихся предметом Закупки, товаров (материалов), в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
По информации Заказчика на участие в ЭА была подана одна заявка, которая аукционной комиссией была признана соответствующе требованиям Закона о контрактной системе и документации об ЭА.
Поскольку других жалоб на положения документации об ЭА не поступало, выявленной нарушение на определение подрядчика не повлияло.
4. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Разделом 2 проекта контракта "Цена контракта и порядок расчетов" установлено следующее:
1) оплата за фактически выполненные объемы работ производятся ежемесячно на основании подписанного Акта о приемке выполненных работ КС-2 с оформлением справки о стоимости выполненных работ КС-3, не позднее 10 (десяти) рабочих дней каждого календарного месяца (пункт 2.6);
2) окончательная оплата по контракту производится в течение 10 (десяти) рабочих дней после подписания сторонами Акта приемки объекта в эксплуатацию после проведения противопаводковых мероприятий (Приложение N 4 к контракту) (пункт 2.6).
Разделом 3 проекта контракта "Сроки выполнения работ" установлено, что сроки выполнения отдельных этапов работ Указаны в Календарном графике выполнения работ, который является неотъемлемой частью контракта (Приложение N 2 к контракту) (пункт 27).
Следовательно, в проект контракта включены условия о порядке и сроках оплаты работы, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов).
Таким образом, довод Заявителя о том, что в проекте контракта не установлены порядок и сроки приемки выполненных работ не нашел своего подтверждения.
Выявленные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу обоснованной в части установления в извещении о проведении электронного аукциона ненадлежащего времени окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе; установления в документации об электронном аукционе ненадлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результат определения подрядчика, предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы о выявленных нарушениях должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица Заказчика.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущая заседание Комиссии _____________________ С.Н. Парфирьева
Члены комиссии: _____________________ А.А. Козаченко
_____________________ С.А. Громов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 13 июня 2018 г. N 21-06/180-18Ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2018