Резолютивная часть решения оглашена 19 мая 2018 года Решение изготовлено в полном объеме 19 мая 2018 года. На заседании производилась аудиозапись. |
|
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Контракт" на положение документации об аукционе на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий расположенных на территории муниципального образования "Город Великие Луки" (идентификационный номер: 071-А-МЗ-02) (извещение N 0157300002018000073), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
24 мая 2018 года уполномоченным органом по заданию Заказчика объявлен электронный аукцион на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий расположенных на территории муниципального образования "Город Великие Луки" (идентификационный номер: 071-А-МЗ-02) (извещение N 0157300002018000073).
Извещение о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru 24.05.2018 16:14 (.
Начальная (максимальная) цена контракта - 16 027 502,00 рубля.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 11.06.2018 11:00.
09 июня 2018 года в адрес Псковского УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх.N354з).
Рассмотрение жалобы состоялось 19 июня 2018 года в 12 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела, вх. N354з от 09.06.2018года).
Незаконно установлены дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта по Постановлению Правительства N99.
Установлены требования к характеристикам товара, используемого при выполнении работ, которые не позволяют подать заявку, без проведения испытаний.
Документация содержит указания на ГОСТы утратившие силу.
Проект контракта не содержит все возможные виды штрафа для поставщика, в зависимости от размера НМЦК.
Представитель Заказчика и уполномоченного органа не согласились с доводами жалобы, сообщили следующее (возражения на жалобу, в материалах дела, N1619 от 18.06.2018 года, и N322/РЗ от 18.06.2018 года).
В объекте закупки предусмотрено выполнение работ строительных, а именно ремонт дворовых территорий и пешеходных площадок.
Требования к материалам, используемым при выполнении работ установлено в соответствии с нормативно правовыми документами, а инструкция для участников закупок позволяет в первой части заявки указать показатели товара, как с конкретными показателями, так и диапазонные.
В документации действительно ошибочно указаны ГОСТы утратившие силу, однако ГОСТы принятые взамен содержат аналогичные технические требования к данным товарам.
В проекте контракта указан штраф в размере 5000 рублей, что соответствует начальной (максимальной) цене контракта - 16 027 502,00 рубля, снижение цены контракта до 3-х млн.рублей считаем невозможно.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее:
1. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 63 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства от 04.02.2015
г. N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг,
которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложениями N 1 и N2 к Постановлению N 99.
Согласно п. 2 Приложения N1 к Постановлению Правительства N99 в случае выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право, заключить который проводится закупка.
В извещении о проведении электронного аукциона (номер извещения: 0157300002018000073), указано, что объектом закупки является благоустройство дворовых территорий, в техническом задании документации электронного аукциона перечислены работы, необходимые, а также установлен код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК034-2014 спорной закупки - 42.11.20.000 "Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов", который включает в себя различные виды работ, в том числе:
строительные работы по устройству или восстановлению дорожных покрытий автостоянок из асфальта, бетона и т.п.;
строительные работы по строительству пешеходных дорожек, тротуаров, устройств управления движением автотранспорта, велосипедных дорожек и т.п.;
работы по установке дорожных ограждений, бордюров на разделительной полосе, дорожных знаков и т.п.;
услуги по разработке и техническому обслуживанию дорожных маршрутов и установке указателей.
Следовательно, работы по ремонту дворовых территорий, пешеходных дорожек и т.д. определенно относятся именно к строительным работам, как они и поименованы в коде 42 ОКПД2: "Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства", подлежащем применению в соответствии с Постановлением N99.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что все требования к товарам, используемым при выполнении работ, установлены на основании технических регламентов, применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий изготовителей.
При этом инструкция для участников закупки, установлено, что при описании товара, используемого при выполнении работ, значения показателей товара приводятся в заявке участника закупки в соответствии с порядком указания таких значений, установленным в открытых источниках информации производителем товара или нормативными документами в сфере строительства, либо в виде одного конкретного значения показателя либо в виде диапазона значений показателя.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок, изучив документацию об аукционе, считает, что положение инструкции не содержит
двусмысленных толкований и предполагает выбор характеристик товаров, используемых при выполнении работ, участником закупки.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения
3. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В Техническом задании документации об Аукционе установлено, что технические характеристики позиций должны соответствовать ГОСТ, например "Ступени бетонные" должны соответствовать ГОСТ 8717.0-84, "Кольцо опорное" должно соответствовать ГОСТ 8020-90.
На заседании Комиссии установлено, что в Техническом задании документации об аукционе установлены ГОСТ утратившие силу, например ГОСТ 8020-90 утратил силу с 01.07.2017 года.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017
N1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера
пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N1063" (далее - Правила).
Пунктом 7 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.
На заседании Комиссии установлено, что проект государственного контракта документации об аукционе пунктом 10.1. проекта контракта предусмотрено, что за каждый факт неисполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается согласно постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 г. N 1042 в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
10.3. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно); и составляет рублей.
10.4. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
Постановление Правительства РФ N1042 опубликовано официально для общего ознакомления и находится в общем доступе (официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru 01.09.2017. Все потенциальные участники аукционных процедур, а затем и лицо, с которым заключен контракт, имеют возможность определить, каким образом будет
исчисляться размер штрафа в случае ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
В связи с изложенным заказчик не может быть признан нарушившим положения частей 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, а довод Заявителя является необоснованным
На основании вышеизложенного и руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 105, на основании части 3, части 15 и части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу "Контракт" обоснованной в части.
2. Установить в действиях Заказчика - МУ "УЖКХ г.Великие Луки" нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи, с тем, что установленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика) предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Материалы дела передать уполномоченному сотруднику Псковского УФАС России, для проведения административного расследования в отношении виновного должностного лица, утвердившего документации об аукционе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 19 мая 2018 г. N 44-34/18 (ключевые темы: участники закупок - ненадлежащее исполнение - начальная (максимальная) цена контракта - строительные работы - просрочка исполнения)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2018