Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Инспекция) в составе: руководителя Инспекции - руководителя управления Паутова И.Г., членов Инспекции: главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Смирновой Т.А., специалиста-эксперта отдела контроля закупок Ковальковой А.С.,
с участием:
от заказчика, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Инфекционная клиническая больница" (далее также - ГБУЗ ЯО "ИКБ", заказчик), - представителей по доверенности Медведевой А.А., Сотниковой Ю.П.,
от общества с ограниченной ответственностью "МИКСМЕД" (далее также - ООО "МИКСМЕД", общество), - директора Смурыгина М.А., представителя по доверенности Алиева Н.Г.о.,
рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные ГБУЗ ЯО "ИКБ" в отношении ООО "МИКСМЕД" и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон) проверку факта уклонения ООО "МИКСМЕД", от заключения государственного контракта на поставку расходных медицинских изделий с заказчиком, ГБУЗ ЯО "ИКБ", в соответствии с приказом Ярославского УФАС России от 05.06.2018 N 150,
УСТАНОВИЛА:
01.06.2018 в Ярославское УФАС России в соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ от заказчика поступили сведения для включения в реестр недобросовестных поставщиков ООО "МИКСМЕД", уклонившегося, по мнению заказчика, от заключения контракта на поставку расходных медицинских изделий с ГБУЗ ЯО "ИКБ".
Изучив представленные материалы и сведения, а также заслушав пояснения сторон, Инспекция приходит к следующим выводам.
Заказчиком, ГБУЗ ЯО "ИКБ", в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 20.04.2018 размещено извещение N 0371500000318000055 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку расходных медицинских изделий вместе с документацией об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 390 005,50 руб.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую центу контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.
Из протокола подведения итогов электронного аукциона от 08.05.2018, размещенного заказчиком в день его подписания в единой информационной системе, следует, что по итогам рассмотрения вторых частей заявок на участие в данной закупке аукционная комиссия заказчика признала победителем этого аукциона участника закупки ООО "МИКСМЕД" (порядковый номер заявки N 4), как участника, предложившего наименьшую цену контракта, и заявка которого признана комиссией соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
Цена контракта, предложенная победителем аукциона (ООО "МИКСМЕД"), составила 171 602,14 руб.
Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем (часть 10 статьи 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии с частями 2-8 статьи 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗв течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
Победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона.
В течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий.
В течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.
С момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.
Заказчиком в распоряжение Инспекции представлена хронология совершения действий ГБУЗ ЯО "ИКБ", направленных на подписание государственного контракта, согласно которым:
14.05.2018 заказчик разместил без своей подписи в единой информационной системе проект государственного контракта на поставку расходных медицинских изделий;
21.05.2018 ООО "МИКСМЕД" направило протокол разногласий к данному контракту;
22.05.2018 заказчиком был обработан представленный протокол разногласий и повторно размещен проект государственного контракта без подписи заказчика;
25.05.2018 общество подписало контракт со своей стороны.
Вместе с тем согласно частям 4, 5 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Как пояснили представители заказчика на заседании Инспекции (и это не отрицалось представителями общества), вместе с подписанным со стороны ООО "МИКСМЕД" проектом контракта обществом было представлено, в числе прочего, в качестве обеспечения исполнения контракта платежное поручение от 25.05.2018 N 75 на сумму 19 500,28 руб. от ООО "МедСистема" с назначением платежа: "Перечисление денежных средств поставщиком в качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту N 0371500000318000055 за ООО "МИКСМЕД" согласно письма 14 от 25.05.2018 без НДС", однако, на лицевой счет заказчика денежные средства в указанном размере не поступали до 23:59 28.05.2018 (регламентированный срок подписания контракта), несмотря на то, что в представленном платежном поручении имеется отметка "ПОЛУЧЕНО" (но не указана дата списания средств со счета).
Учитывая изложенные обстоятельства, заказчиком в соответствии с частью 5 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ принято решение о признании победителя закупки ООО "МИКСМЕД" уклонившимся от заключения контракта (протокол отказа от заключения контракта на поставку расходных медицинских изделий от 29.05.2018).
В настоящее время контракт на поставку расходных медицинских изделий не заключен.
Согласно части 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик в течение трех рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся от заключения контракта направляет в контрольный орган в сфере закупок информацию, предусмотренную пунктами 1-3 части 3 настоящей статьи, а также документы, свидетельствующие об уклонении победителя от заключения контракта.
Так, 01.06.2018 заказчиком в Ярославское УФАС России было направлено заявление о включении сведений об ООО "МИКСМЕД" в реестр недобросовестных поставщиков, содержащее информацию об уклонении общества от заключения вышеуказанного контракта (исх. от 01.06.2018 N 427, вх. от 01.06.2018 N 8842).
В свою очередь, представители ООО "МИКСМЕД" на заседании Инспекции пояснили, что у общества отсутствовало намерение уклониться от заключения контракта с ГБУЗ ЯО "ИКБ", поскольку после признания последнего аукционной комиссией заказчика победителем закупки приступило к подписанию контракта на электронной площадке: подписало контракт; во исполнение требований статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ направило сведения, подтверждающие добросовестность данного участника; а данная ситуация (непредоставление обеспечения исполнении контракта) сложилась ввиду непредвиденных и не зависящих от общества причин.
Как отметили представители общества на заседании Инспекции, последнему 24.05.2018 стало известно, что банковский счет ООО "МИКСМЕД" заблокирован по инициативе Федеральной налоговой службы (ИФНС N 5 по Ярославской области), и самостоятельно представить обеспечение исполнения контракта за один рабочий день не представлялось возможным (представлена информация о блокировке счета из личного кабинета на сайте Сбербанка России), поэтому общество направило платежное поручение от 25.05.2018 N 75 на сумму 19 500,28 руб. от ООО "МедСистема" с назначением платежа: "Перечисление денежных средств поставщиком в качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту N 0371500000318000055 за ООО "МИКСМЕД" согласно письма 14 от 25.05.2018 без НДС".
О причинах непоступления указанных денежных средств на счет заказчика представители общества пояснения дать не смогли, однако, в связи с данным обстоятельством ООО "МИКСМЕД" были предприняты еще несколько попыток перечислить обеспечение исполнения контракта: платежное поручение от 28.05.2018 N 462 (имеется отметка "ПОЛУЧЕНО", но не указана дата списания средств со счета), по которому денежные средства от ООО "МИКСМЕД" также не поступали заказчику, и платежное поручение от 01.06.2018 N 463, по которому денежные средства на счет заказчика поступили, однако, регламентированный срок подписания контракта на электронной площадке, определенный законом, истек 28.05.2018.
Кроме того, в настоящее время ООО "МИКСМЕД" готово исполнить контракт в полном объеме надлежащим образом: представлена товарная накладная от 23.05.2018 N 99 на получение обществом от ООО "Пульс" товаров в полном соответствии (наименования и количество) со спецификацией, являющейся неотъемлемой частью проекта контракта. То есть обществом еще до заключения контракта произведена закупка необходимых заказчику товаров.
Также обществом в подтверждение своей добросовестности представлена информация о ранее исполненных контрактах, заключенных с различными государственными заказчиками (реестровые записи контрактов N 2761011284717000028 (контракт от 13.02.2017 N 20 на поставка реагентов для работы лаборатории для ГБУЗ ЯО "Городская больница N 6), N 2760300410317000824 (контракт от 22.12.2017 N 459-ОКБ/17 на поставку расходных материалов для лаборатории (контрольная сыворотка) для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница"), N 1760602146717000178 (контракт от 18.09.2017 N 289 на поставку колющих медицинских изделий для ФКУЗ "МСЧ МВД России по Ярославской области"), N 2760201427517000058 (контракт от 30.03.2017 N 24/17 на поставку медицинских изделий для нужд ГБУЗ ЯО "Областной кожно-венерологический диспансер"), что также указывает, по мнению ООО "МИКСМЕД", на системный интерес последнего на исполнение государственных контрактов надлежащим образом.
Кроме того, ООО "МИКСМЕД" также обращалось в Ярославское УФАС России с жалобой на действия заказчика, необоснованно, по мнению общества, признавшего последнее уклонившимся от заключения контракта на поставку расходных медицинских изделий и отказавшегося от заключения данного контракта; иными словами отстаивало свое право на заключение данного контракта, что также подтверждает интерес общества на формирование договорных отношений с ГБУЗ ЯО "ИКБ".
Учитывая изложенное, представители ООО "МИКСМЕД" просят не включать сведения о последнем в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
Согласно частям 1, 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения государственного контракта, включаются уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти в реестр недобросовестных поставщиков.
Частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что в течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4-6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 11-12 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6-8 Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.
Рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие в пределах срока, предусмотренного пунктом 11 Правил. В рассмотрении вправе принять участие иные заинтересованные лица.
По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие подрядчика, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Следовательно, фактические обстоятельства дела и представленные ООО "МИКСМЕД" пояснения (общество имело намерение заключить с заказчиком и исполнять надлежащим образом государственный контракт на поставку расходных медицинских изделий для ГБУЗ ЯО "ИКБ", в том числе подписало контракт на электронной площадке, во исполнение требований статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ направило сведения, подтверждающие добросовестность данного участника, заблаговременно произвело закупку необходимых заказчику товаров; обращалось с жалобой на действия заказчика, необоснованно, по мнению общества, признавшего последнее уклонившимся от заключения контракта на поставку расходных медицинских изделий и отказавшегося от заключения данного контракта, что подтверждает интерес общества на формирование договорных отношений с ГБУЗ ЯО "ИКБ"; но по непредвиденным обстоятельствам (блокировка счета банком) не смогло представить в установленный законом срок обеспечение исполнения данного контракта, однако, совершало все возможные действия по предоставлению указанного обеспечения, а кроме того, представило такое обеспечение, но за пределами возможного срока) свидетельствуют об отсутствии умысла на уклонение от заключения контракта со стороны победителя закупки, а также об отсутствии недобросовестности в действиях последнего.
Таким образом, Инспекция, исходя из имеющихся на день рассмотрения настоящего дела фактов и доказательств, не усматривает объективных и достаточных оснований для включения сведений об ООО "МИКСМЕД" в реестр недобросовестных поставщиков.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062, Инспекция управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок
РЕШИЛА:
сведения, представленные государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ярославской области "Инфекционная клиническая больница" (ИНН 7606114224, ОГРН 1177627024740) в отношении общества с ограниченной ответственностью "МИКСМЕД" (ООО "МИКСМЕД", ИНН 7604267779, ОГРН 1147604016207, КПП 760401001; адрес места нахождения: 150000, Ярославская область, город Ярославль, улица Некрасова, дом 25, квартира 44; учредитель и директор: Смурыгин Михаил Александрович, ИНН 760403718715), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции |
Паутов И.Г. |
Члены Инспекции: |
Смирнова Т.А.
Ковалькова А.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 9 июня 2018 г. N 46П-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2018