Резолютивная часть решения объявлена 14 июня 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 19 июня 2018 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - руководителя управления Паутова И.Г., членов Комиссии: главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Смирновой Т.А., специалиста-эксперта отдела контроля закупок Ковальковой А.С.,
с участием:
от заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Ярославкомплект" (далее также - ООО "Ярославкомплект", заявитель, общество), представителя не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
от заказчика, государственного предприятия Ярославской области "Северный водоканал" (далее также - ГП ЯО "Северный водоканал", заказчик), - представителя по доверенности Зацепина С.А.,
от уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (далее также - уполномоченный орган, департамент), - представителя по доверенности Старостиной М.А.,
от оператора электронной площадки, акционерного общества "Электронные торговые системы", представителя не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Ярославкомплект" на действия заказчика, ГП ЯО "Северный водоканал", и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по промывке и прочистке канализационных сетей по адресу: ул. Буксирная, Ярославский тракт, ул. Осиповская в п. Копаево г. Рыбинска (извещение N 0171200001918000647) (далее - электронный аукцион, аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
УСТАНОВИЛА:
06.06.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Ярославкомплект" на действия заказчика, ГП ЯО "Северный водоканал", и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по промывке и прочистке канализационных сетей по адресу: ул. Буксирная, Ярославский тракт, ул. Осиповская в п. Копаево г. Рыбинска (извещение N 0171200001918000647) (далее - жалоба).
По мнению заявителя, документация об электронном аукционе утверждена заказчиком с нарушением требований действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Доводы заявителя сводятся к следующему:
1. По мнению заявителя, описание объекта закупки является нечетким, не позволяет сделать ценовое предложение участникам аукциона, поскольку ключевыми показателями в данном случае, как полагает заявитель, наряду с протяженностью канализационных сетей, которая указана в смете, являются: количество кубометров осадка, которое определить не представляется возможным, так как отсутствуют дефектные ведомости; число и расположение колодцев неизвестно, структуру и расположение сетей по отношению к иным объектам инфраструктуры также определить невозможно, так как не представлена техническая документация.
2. Заявитель считает, что в данном случае в состав объекта закупки заказчиком и уполномоченным органом необоснованно включены работы по откачке и вывозу отходов, а также по телематическому обследованию канализационных труб, что приводит к ограничению общего числа участников аукциона.
3. Порядок приемки заказчиком выполненных подрядчиком работ, по мнению заявителя, прописан заказчиком и уполномоченным органом в проекте контракта неполно: отсутствуют положения относительно проверки заказчиком объемов вывезенных отходов.
4. По мнению заявителя, заказчиком и уполномоченным органом установлен необоснованно короткий срок на выполнение всех работ по заключаемому по итогам проведения данной закупки контракту (с 29.05.2018 по 02.07.2018), что приводит к невозможности исполнения этого контракта в указанный срок надлежащим образом.
5. Заказчиком и уполномоченным органом предъявлены избыточные требования к оборудованию подрядчика, посредством которого должны быть выполнены закупаемые в данном случае работы: установлен температурный режим работы оборудования от -30 С до +40
С, при этом срок выполнения работ установлен с момента заключения контракта (то есть, как минимум, не ранее 28.05.2018 - дата публикации извещения о проведении электронного аукциона в единой информационной системе) до 02.07.2018. Как отмечает заявитель, одной из распространенных машин по промывке и прочистке канализационных сетей является машина КО-564-30 на базе Камаз, работающая при температуре от -20
С, однако, потенциальным подрядчикам, работающих с названной техникой, не представляется возможности принять участие в этой закупке. Кроме того, учитывая то обстоятельство, что все работы должны быть выполнены в летний период, заказчиком в принципе не обоснована потребность в применении техники с температурным режим работы от -30
С.
Таким образом, ООО "Ярославкомплект" просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику и уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения по существу жалобы. Просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом, департаментом государственного заказа Ярославской области, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 28.05.2018 размещено извещение N 0171200001918000647 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по промывке и прочистке канализационных сетей по адресу: ул. Буксирная, Ярославский тракт, ул. Осиповская в п. Копаево г. Рыбинска вместе с документацией об электронном аукционе.
Заказчиком выступило государственное предприятие Ярославской области "Северный водоканал".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 978 555,00 руб.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В отношении первого и второго доводов заявителя Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Исходя из части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, из толкования приведенных положений закона следует, что заказчик при описании объекта закупки должен установить такие требования к закупаемым работам, которые бы в полной мере удовлетворяли потребности заказчика с учетом эффективного использования бюджетных средств.
В данном случае электронный аукцион проводится в интересах заказчика, ГП ЯО "Северный водоканал".
Согласно пункту 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по промывке и прочистке канализационных сетей по адресу: ул. Буксирная, Ярославский тракт, ул. Осиповская в п. Копаево г. Рыбинска. Описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
Целью рассматриваемой закупки является очистка канализационных колодцев и промывка канализационных труб (пункт 4 раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе).
Пунктом 5 раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе определен состав работ:
- выезд на место,
- телеинспекция канализационных труб с помощью роботизированных видеокомплексов, имеющих возможность дефектоскопии объектов с максимальной длиной пролетов 200 м,
- герметичное перекрытие внутренней полости трубопроводов путем установки пневматического запорного устройства в открытой торцевой части трубопровода для блокировки потока транспортируемой жидкости,
- гидродинамическая промывка засоренного участка сети с постепенным вымыванием труб от загрязнений, песка, отложений (тряпок, щебня, камней и т.п.) и наростов, и перемещением отходов к канализационным колодцам, из которых они впоследствии удаляются илососными машинами либо вручную,
- чистка от отложений лотков колодцев,
- вывоз и утилизация изъятых отходов.
Согласно пункту 1 раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе объем работ определен локальным сметным расчетом, являющимся неотъемлемой частью раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
Место выполнения работ: канализационные сети заказчика по адресу Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Буксирная Ярославский тракт, ул. Осиповская п. Копаево (пункт 2 раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе).
Общее требование к качеству закупаемых работ состоит в бесперебойном отведении сточных вод, а также отсутствию осадка в канализационных трубах и колодцах (пункты 7, 8 раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе).
Как пояснил на заседании Комиссии представитель заказчика, из раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе (положения относительно месте выполнения работ, их объеме и качестве, а также цели их выполнения), по мнению заказчика, участникам закупки представляется возможным однозначно и четко определить объект рассматриваемой закупки и сделать ценовое предложение. Указанные заявителем документы (дефектные ведомости, техническая документация) в данном случае, как отметил представитель заказчика, не являются определяющими при выполнении работ, являющихся объектом закупки, однако, при необходимости данные сведения будут представлены подрядчику (победителю аукциона), а равно могли быть представлены любому потенциальному участнику до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе по запросу, однако, никаких запросов на разъяснения положений документации об электронном аукционе в установленный срок в адрес заказчика и уполномоченного органа не поступало.
Кроме того, поскольку у заказчика отсутствует реальная возможность самостоятельно произвести телеинспекцию канализационных труб (как до начала выполнения работ, так и после), а фактически выполненные подрядчиком работы в соответствии с условиями документации об электронном аукционе (пункт 12 раздела 2 "Описание объекта закупки") принимаются в том числе по итогам телеинспекционного обследования, по мнению заказчика, данный вид работ является неотъемлемой частью закупаемых работ.
Таким образом, установленные заказчиком и уполномоченным органом требования к закупаемым работам по промывке и прочистке канализационных сетей, по мнению последних, обусловлены объективной потребностью заказчика, направленной на достижение основной цели проводимой закупки: очистку канализационных колодцев и промывку канализационных труб надлежащим образом.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В то же время заказчик не имеет возможности установить требования, которые бы удовлетворяли все потенциальных участников закупки. Отсутствие возможности выполнить те или иные работы у одного хозяйствующего субъекта не свидетельствует об ограничении общего числа участников закупки.
Кроме того, отсутствие ограничения участников закупки косвенно подтверждается и тем, что на участие в рассматриваемом аукционе было подано две заявки (протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0171200001918000647 от 08.06.2018).
Заявитель же, в свою очередь, не представил объективных доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него реальной возможности сформировать свое ценовое предложение на выполнение работ, являющихся объектом закупки, в соответствии с установленными заказчиком и уполномоченным органом требованиями.
Таким образом, Комиссия не усматривает в данном случае в действиях заказчика и уполномоченного органа нарушений требований действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а, соответственно, доводы заявителя об обратном не нашли своего подтверждения.
В отношении третьего довода заявителя Комиссией установлено следующее.
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Согласно части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Положения о приемке заказчиком выполненных подрядчиком работ содержатся в разделе 4 "Порядок приемки выполненных работ" проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе.
Так, заказчиком и уполномоченным органом установлен следующий порядок приемки:
"4.1. Подрядчик по окончании выполнения работ извещает заказчика о готовности результата работ к сдаче не позднее, чем за 1 (один) рабочий день до даты, установленной в п. 1.3. контракта.
4.2. Одновременно с извещением о готовности результата работ к сдаче подрядчик передает заказчику акт по форме N КС-2 и справку по форме N КС-3, в 2-х экземплярах и результаты телеинспекционного обследования.
4.3. В течение 1 (одного) рабочего дня заказчик обязан выехать на место выполнения работ для осмотра результата выполненных работ совместно с подрядчиком.
4.4. Заказчик в течение 10 дней с момента предоставления подрядчиком акта по форме N КС-2 и справки по форме N КС-3 проводит экспертизу результатов исполнения обязательств подрядчиком по контракту на предмет соответствия выполненных работ требованиям и условиям контракта. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании соответствующих контрактов.
Результаты такой экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом (работником заказчика, ответственным за исполнение контракта) при проведении экспертизы собственными силами, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации.
4.5. На основании заключения экспертизы в течение 10 дней с момента его подписания заказчик передает подрядчику подписанные со своей стороны акт по форме N КС-2 и справку по форме N КС-3 или мотивированный отказ от их подписания.
4.6. Датой приемки выполненных работ считается дата подписания акта по форме N КС-2 заказчиком.
4.7. В случае установления по результатам экспертизы факта выполнения работ ненадлежащего качества, подрядчик обязан за свой счет в установленные заказчиком сроки устранить выявленные недостатки, а также компенсировать заказчику все возникшие в связи с проведением экспертизы расходы, по предъявлении заказчиком письменного требования и копии соответствующего заключения, других документов, подтверждающих затраты заказчика.
4.8. При наличии мотивированного отказа заказчика от приемки выполненных работ сторонами составляется акт с перечнем необходимых доработок и с указанием контрольных сроков их выполнения. При этом устранение недостатков осуществляется за счет подрядчика и не освобождает его от уплаты пени и штрафа по контракту.
4.9. Заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность его использования по назначению и не могут быть устранены подрядчиком.
4.10. Если отступления в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения причиненных убытков".
Как также отметили на заседании Комиссии представители заказчика и уполномоченного органа, положения относительно приемки скрытых работ содержатся в приложении N 1 "Техническое задание" к проекту контракта: "Подрядчик обеспечивает вызов представителя ГП ЯО "Северный водоканал" для освидетельствования и приемки скрытых работ с последующей записью в актах не позднее чем за 1 рабочий день до момента освидетельствования" (пункт 6 настоящего приложения).
Кроме того, пунктами 4, 7, 8 приложения N 1 "Техническое задание" к проекту контракта установлено, что целью выполнения закупаемых работ является очистка канализационных колодцев и промывка канализационных труб, а, соответственно, результатом выполненных работ является отсутствие осадка в канализационных трубах и колодцах, то есть фактически таким образом прочищенные трубы, что это обеспечивало бы бесперебойное отведение сточных вод. Количество утилизируемого силами подрядчика осадка, извлеченного из труб, для заказчика значения не имеет.
Таким образом, принимая во внимание приведенные выше положения документации об электронном аукционе (в частности, положения проекта контракта), Комиссия приходит к выводу о том, что обязательное условие о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки выполненных работ (их результатов) в части соответствия их требованиям, установленным контрактом, установлено заказчиком и уполномоченным органом надлежащим образом, а довод заявителя об обратном Комиссия находит необоснованным.
В отношении четвертого довода заявителя Комиссией установлено следующее.
В извещении о проведении электронного аукциона должна содержаться информация, указанная в статье 42 настоящего Федерального закона (часть 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Соответственно, заказчик вправе самостоятельно включить в документацию об электронном аукционе такие требования к закупаемым работам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций, в том числе требования к сроку завершения закупаемых работ.
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Аукцион проводится в интересах заказчика, ГП ЯО "Северный водоканал".
Согласно пункту 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по промывке и прочистке канализационных сетей по адресу: ул. Буксирная, Ярославский тракт, ул. Осиповская в п. Копаево г. Рыбинска. Описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
Цель закупки - очистка канализационных колодцев и промывка канализационных труб (пункт 4 раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе).
Срок выполнения работ: с момента заключения контракта по 02.07.2018 (включительно) (пункт 3 раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе).
Аналогичные требования указаны в пункте 1.3 раздела 1 "Предмет контракта" проекта контракта и пункте 3 приложения N 1 "Техническое задание" к проекту контракта.
Заявитель в своей жалобе отмечает, что с учетом достаточно длительной процедуры проведения электронного аукциона (рассмотрение вторых частей заявок, подписание проекта контракта сторонами) данный контракт будет заключен, по мнению общества, не ранее 29.06.2018, что указывает на то, что фактически подрядчику не остается времени на выполнение данных работ (до 02.07.2018).
Однако Комиссией проанализированы положения закона и документации об электронном аукционе в данной части и установлено следующее.
В соответствии с частями 18, 19 статьи 68 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ протокол проведения электронного аукциона размещается на электронной площадке ее оператором в течение тридцати минут после окончания такого аукциона.
В течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола, указанного в части 18 настоящей статьи, оператор электронной площадки обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, предложения о цене контракта которых при ранжировании в соответствии с частью 18 настоящей статьи получили первые десять порядковых номеров, или в случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников, вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, а также документы этих участников, предусмотренные пунктами 2-6 и 8 части 2 статьи 61 настоящего Федерального закона и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в реестре его участников, получивших аккредитацию на электронной площадке. В течение этого срока оператор электронной площадки обязан направить также соответствующие уведомления этим участникам.
Согласно части 5 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ общий срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона.
В соответствии с частями 2-8 статьи 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗв течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
Победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона.
В течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий.
В течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.
С момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.
Контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона (часть 9 статьи 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Из пункта 11 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе следует, что датой проведения электронного аукциона является 13.06.2018, соответственно, протокол проведения аукциона должен быть направлен заказчику оператором электронной площадки в этот же день.
Вторые части заявок должны быть рассмотрены аукционной комиссией не позднее 18.06.2018, вместе с тем данный срок является не минимальным, а максимальным, то есть заявки могут быть рассмотрены как на следующий день после проведения аукциона (14.06.2018), так и в день его проведения (13.06.2018).
При условии рассмотрения вторых частей заявок на участие в закупке 14.06.2018 контракт может быть заключен 25.06.2018 (через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона, без учета направления победителем аукциона протоколов разногласий к проекту контракта).
Соответственно, общий срок на выполнение работ по промывке и прочистке канализационных сетей будет составлять с 25.06.2018 по 02.07.2018 (включительно), то есть девять календарных или семь рабочих дней).
Вместе с тем важно отметить, что законодательством о контрактной системе в сфере закупок не установлено требований к предельно допустимым (возможным) срокам выполнения тех или иных работ, не определены минимальные и максимальные значения подобных сроков, следовательно, заказчик вправе самостоятельно устанавливать в закупочной документации сроки выполнения работ с учетом своих потребностей.
Кроме того, Комиссией в данном случае учитываются и положения действующего гражданского законодательства относительно свободы договора. Так, согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Отсутствие ограничения количества потенциальных участников закупки в данном случае также косвенно подтверждается и тем, что на момент окончания срока подачи заявок на участие в рассматриваемом аукционе было подано две заявки от потенциальных подрядчиков, которые фактом подачи своих заявок на участие в данной закупке подтвердили свое согласие выполнить работы по промывке и прочистке канализационных сетей на условиях, установленных заказчиком и уполномоченным органом в извещении и документации об электронном аукционе (протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в электронном аукционе N 0171200001918000647 от 08.06.2016, согласно которому обе заявки допущены аукционной комиссией уполномоченного органа до участия в аукционе).
Заявитель же не представил каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности выполнения работ, являющихся объектом закупки, в указанные заказчиком и уполномоченным органом сроки в случае победы в рассматриваемом электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия исходя из имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы сведений не усматривает в данном случае необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика и уполномоченного органа нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, и, таким образом, довод заявителя об обратном считает несостоятельным.
В отношении пятого довода заявителя Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Соответственно, заказчик вправе самостоятельно включить в документацию об электронном аукционе такие требования к закупаемым работам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций, в том числе требования к сроку завершения закупаемых работ.
Аукцион проводится в интересах заказчика, ГП ЯО "Северный водоканал".
Согласно пункту 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по промывке и прочистке канализационных сетей по адресу: ул. Буксирная, Ярославский тракт, ул. Осиповская в п. Копаево г. Рыбинска. Описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 6 раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе промывка коллектора должна производиться специализированной каналопромывочной машиной с установленными насосами высокого давления (не менее 16 МПа), с непрерывной системой рециркуляции воды и возможностью одновременной промывки и откачки осадка. Всасывающая и сливная задвижки должны быть с обогревом. Температурный режим работы - от -30 С до +40
С.
Комиссией на основании доводов заявителя проведен выборочный мониторинг каналопромывочной техники, представленной на соответствующем рынке, согласно которому установлено, что указанному в документации об электронном аукционе заказчиком и уполномоченным органом требованию "Температурный режим работы - от -30 С до +40
С" отвечает исключительно машина ТКМ-544, производитель CAPPELLOTTO Spa (Италия) (сведения представлены заказчиком, последним не отрицается факт соответствия установленным требованиям единственной модели спецтехники). Однако в настоящее время на данном товарном рынке представлены и иные модели соответствующей техники, например, машины КО-560а-1 производства Камаз и Isuzu NQR90, работающие при температуре от -25
С до +40
С, а также машина КО-564-20 производства Камаз, работающая при температуре от -20
С до +40
С, которые в полной мере позволят обеспечить выполнение требуемых заказчику работ, при этом доказательств опровергающих подобное утверждение представителем заказчика не представлено.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Таким образом, Комиссии представляется логичным аргумент заявителя относительно того, что, поскольку из положений документации об электронном аукционе следует, что все работы должны быть выполнены в летний период (до 02.07.2018), а также учитывая, что представители заказчика и уполномоченного органа не смогли обосновать (не доказали) необходимость установления оспариваемого заявителем требования при описании объекта рассматриваемой закупки (иными словами у заказчика отсутствует объективная потребность в обязательном применении техники с температурным режим работы от -30 С.), Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях заказчика и уполномоченного органа установивших данное требование о температурном режиме работы используемой при выполнении закупаемых работ спецтехники нарушения пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
До принятия решения Комиссией по существу жалобы от заказчика, ГП ЯО "Северный водоканал", в адрес Ярославского УФАС России поступило ходатайство об аннулировании электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по промывке и прочистке канализационных сетей по адресу: ул. Буксирная, Ярославский тракт, ул. Осиповская в п. Копаево г. Рыбинска (извещение N 0171200001918000647) в связи с допущенными нарушениями при утверждении документации об электронном аукционе (вх. от 14.06.2018 N 9352).
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ярославкомплект" (ИНН 7604162776, ОГРН 1097604014166) на действия заказчика, государственного предприятия Ярославской области "Северный водоканал" (ИНН 7610012391, ОГРН 1027601106268), и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по промывке и прочистке канализационных сетей по адресу: ул. Буксирная, Ярославский тракт, ул. Осиповская в п. Копаево г. Рыбинска (извещение N 0171200001918000647) обоснованной в части нарушения заказчиком и уполномоченным органом пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
2. Признать заказчика, государственное предприятие Ярославской области "Северный водоканал" (ИНН 7610012391, ОГРН 1027601106268), и уполномоченный орган, департамент государственного заказа Ярославской области (7604084334, ОГРН 1067604003411), нарушившим пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику, государственному предприятию Ярославской области "Северный водоканал" (ИНН 7610012391, ОГРН 1027601106268), и уполномоченного органу, департаменту государственного заказа Ярославской области (7604084334, ОГРН 1067604003411), обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Паутов И.Г. |
Члены Комиссии: |
Смирнова Т.А.
Ковалькова А.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 14 июня 2018 г. N 05-02/148Ж-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2018