Резолютивная часть решения объявлена 13.06.2018 года.
Решение в полном объеме изготовлено 15.06.2018 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе: Председатель Комиссии: <_>; Члены Комиссии: <_>; <_>; в отсутствии представителей надлежащим образом уведомленного Муниципального казенного учреждения культуры "Культурно-спортивный центр" Усть-Кудинского муниципального образования (далее - заказчик); при участии представителей Администрации Усть-Кудинского муниципального образования - Администрация сельского поселения (далее - уполномоченный орган) - <_>, <_>, в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью "АВТОБАН-99" (далее - заявитель); рассмотрев жалобу заявителя на положения документации на выполнение работ по строительству Дома культуры на 210 мест с библиотекой на территории д. Усть-Куда, Иркутского района, Иркутской области, извещение N 0334300028018000001, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 05 июня 2018 года поступила жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе.
В соответствии с доводами жалобы установленное заказчиком требование к участникам закупки о наличии свидетельства о допуске к видам работ, влияющим на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует действующей редакции Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Также, заявитель в своей жалобе указывает, что заказчиком в документации об электронном аукционе не установлены возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 г. N 570.
Кроме этого, по мнению заявителя заказчиком в документации об электронном аукционе установлено некорректное требование к участникам закупки о соответствии пункту 7 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
Уполномоченным органом представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что уполномоченный орган считает доводы жалобы обоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 22 мая 2018 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены Извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0334300028018000001, а также Документация о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству Дома культуры на 210 мест с библиотекой на территории д. Усть-Куда, Иркутского района, Иркутской области (далее - Документация об электронном аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 47 315 469 руб. 79 коп.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, пояснения уполномоченного органа приходит к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Так, одним из единых требований, которое заказчик должен установить при осуществление закупки, является требование о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ).
Пункт 2 части 5 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пункту 1 части 1, частям 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Требование о составе второй части заявки на участие в электронном аукционе, в том числе о документе, которые участник закупки должен представить в составе своей заявки для подтверждения соответствия пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, должно содержаться в документации об аукционе (пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ).
Требование о соответствии участников закупки пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ определены заказчиком в позиции 21 Информационной карты документации об аукционе, в соответствии с которым участникам закупки необходимо иметь свидетельство о допуске к видам работ, влияющим на безопасность объектов капитального строительства выданного саморегулируемыми организациями (подтверждается копией указанного свидетельства).
Наименования видов работ, на которые требуется наличие свидетельства (в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 624 от 30.12.2009.
01.07.2017 г. вступили в силу изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ), внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ, в том числе изменения в статьи кодекса, регулирующие строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Так, в соответствии с действующей редакции части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Таким образом, с 01.01.2017 г. все работы в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства выполняются только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, указанных в частях 2.1, 2.2 статьи 52 ГрК РФ, а также если указанные работы выполняются лицами, не являющимися застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором.
В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Следовательно, указанное заказчиком в Информационной карте документации об аукционе в позиции 21 требование о наличии свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует действующей редакции ГрК РФ, следовательно, заказчиком при установлении данного требования к составу второй части заявки на участие в электронном аукционе допущено нарушение части 6 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, в соответствии с которой требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Согласно части 2 статьи 110.2 Федерального закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Указанные виды и объемы работ установлены Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 (ред. от 30.08.2017) "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570).
Пунктом 1 Постановления N 570 утверждены прилагаемые виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
При этом пунктом 2 Постановления N 570 предусмотрено, что:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
Из вышеуказанных положений Постановления N 570 следует, что при размещении закупки, предметом которой будут являться работы по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, заказчик обязан в документации об аукционе указать предусмотренный Постановлением N 570 перечень работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно без привлечения третьих лиц, а при заключении контракта подрядчик по своему усмотрению определяет, какие работы он будет выполнять самостоятельно, при этом, объем таких работ должен быть не менее 15%.
В свою очередь, документация об аукционе не содержит в себе указание на предусмотренный Постановлением N 570 перечень возможный видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, что свидетельствует о нарушении заказчиком части 2 статьи 110.1 Федерального закона N 44-ФЗ, пункта 2 Постановления N 570.
В силу части 3 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе требование об отсутствии у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
В ходе рассмотрения установлено, что указанные в пункте 20 Информационной карты документации об электронном аукционе требования к участникам закупки в полной мере не отражают требования, установленные пунктом 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно не указано положение об отсутствии у физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица судимости за преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята).
Таким образом, действия заказчика противоречат положениям пункта 7 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя обоснованной.
2. Признать заказчика, уполномоченного органа нарушившими пункт 7 части 1 статьи 31, часть 6 статьи 66, часть 2 статьи 110.1 Федерального закона N 44-ФЗ, пункт 2 Постановления N 570.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений Федерального закона N 44-ФЗ путем внесения изменений в документацию об аукционе и продления срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.
4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения заказчиком выданного предписания.
5. Направить копии решения и предписания сторонам по жалобе.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для принятия решения о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<_> |
Члены комиссии
|
<_> <_> |
ПРЕДПИСАНИЕ
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе: Председатель Комиссии: <_>; Члены Комиссии: <_>; <_>; в отсутствии представителей надлежащим образом уведомленного Муниципального казенного учреждения культуры "Культурно-спортивный центр" Усть-Кудинского муниципального образования (далее - заказчик); при участии представителей Администрации Усть-Кудинского муниципального образования - Администрация сельского поселения (далее - уполномоченный орган) - <_>, <_>, в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью "АВТОБАН-99" (далее - заявитель), на основании решения Комиссии N 721/18 от 13.06.2018 г., руководствуясь ст.ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, уполномоченному органу в течение семи рабочих дней со дня получения настоящего предписания устранить нарушения пункта 7 части 1 статьи 31, части 6 статьи 66, части 2 статьи 110.1 Федерального закона N 44-ФЗ, пункта 2 Постановления N 570;
2. Заказчику, уполномоченному органу:
2.1. Внести изменения в документацию об аукционе с учетом решения Иркутского УФАС России N 721/18 от 13.06.2018 г.;
2.2. Разместить изменения в документацию об аукционе в Единой информационной системы в сфере закупок;
2.3. Установить дату окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе с учетом требований ч. 6 ст. 65 Федерального закона N 44-ФЗ;
2.4. Установить дату окончания сроков рассмотрения первых и вторых частей заявок на участие в электронном аукционе с учетом ст.ст. 67, 69 Федерального закона N 44-ФЗ.
3. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения заказчиком, уполномоченным органом п.п. 1, 2 настоящего предписания; назначить время проведения электронного аукциона. Не позднее 2 рабочих дней со дня исполнения заказчиком, уполномоченным органом п.п. 1, 2 настоящего предписания уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе N 0334300028018000001, о внесении изменений в документацию; вернуть заявки на участие в электронном аукционе участникам закупки, подавшие такие заявки, а также обеспечение заявок на участие в электронном аукционе;
4. Оператору электронной площадки, заказчику, уполномоченному органу, комиссии по осуществлению закупок осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (поставщика, подрядчика) в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ.
5. В срок до 13 июля 2018 г. заказчику представить в Иркутское УФАС России документы, подтверждающие исполнение данного предписания в письменном виде.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 13 июня 2018 г. N 721/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2018