резолютивная часть решения объявлена 14.06.2018 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Стандарт-А" (далее - заявитель) по доверенности от 13.06.2018 г., Урванского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по КБР" (далее - заказчик) по доверенности от 13.06.2018 г., в отсутствии Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по КБР" и закрытому акционерному обществу "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - оператор ЭТП),
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) способом аукциона в электронной форме N0304100007518000005 "Водосливная и водобойная часть гидроузла "Аксыра", с.п.Псыгансу, Урванского района, Кабардино-Балкарской Республики" (далее - аукциона, закупка), руководствуясь ст.ст.99,105,106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении аукциона. По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены необъективным описанием объекта закупки и положениями инструкции по заполнению заявки на участия в аукционе. Заявитель в жалобе просит приостановить аукцион, провести внеплановую проверку, выдать предписание об устранении нарушений, обязать заказчика указать государственные стандарты которым должны соответствовать материалы, необходимые для выполнения работ, применить ответственность и обязать заказчика провести повторно процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Рассмотрев доводы заявителя указанные в жалобе, письменные возражения заказчика и изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
22.05.2018 г. 14:52 на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) (сайт оператора электронно-торговой площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ", http://www.sberbank-ast.ru) был размещен аукцион N0304100007518000005 "Водосливная и водобойная часть гидроузла "Аксыра", с.п.Псыгансу, Урванского района, Кабардино-Балкарской Республики" с начальной (максимальной) ценой контракта 5 533 087,00 руб. В извещении указано: дата и время начала подачи заявок - 22.05.2018 г. 14:52; дата и время окончания подачи заявок - 07.06.2018 г. 09:00; дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 13.06.2018 г.; дата и время проведения аукциона в электронной форме - 18.06.2018 г. 11:25; размер обеспечения заявок - 55 330,87; размер обеспечения исполнения контракта - 276 654,35.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки использует показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых материалов, максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, значения показателей, которые не могут изменяться (далее - ведомость материалов) содержится в п.5 раздела VII документации об аукционе "Техническая часть".
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Инструкция по заполнению первой части заявки (далее - инструкция) установлена в разделе IV документации об аукционе.
В инструкции предусмотрено, что при подготовке заявки участнику закупки рекомендуется использовать общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных документов в целях оценки аукционной комиссией заявки участника на соответствие требований настоящей документации об электронном аукционе. В случаях, не описанных настоящей инструкцией участник закупки должен представить информацию, в том числе о наименовании показателя, значении показателя и единицах измерения показателя (при наличии) в соответствии с требованиями, установленными в приложении к документации (Техническое задание). Участники закупки должны представить конкретные значения показателей товара, соответствующие типам показателей, изложенным в пункте два настоящей инструкции.
Далее также в инструкции предусмотрено положение, согласно которому в случае если требуются товары в различных вариантах исполнения, в таком случае участник должен указать конкретные значения показателей для каждого варианта исполнения товара в отдельности (за исключением случаев, когда разные варианты исполнения имеют одинаковые значения показателей). При наличии в техническом задании требований к значениям, которые определяются в результате испытаний, производить испытания (исследования, расчеты, замеры, и т.п.) для определения конкретных характеристик товара, используемого при выполнении работ, а также иметь такой товар в наличии не требуется. Данные показатели формируются исключительно на основании Технического задания и требований ГОСТ (при их наличии). Если участник закупки обладает информацией о конкретном значении такого показателя, то указывает конкретно соответствующее значение. В случае если участник закупки не обладает информацией о конкретных значениях показателей характеристик товара, в виду его отсутствия, допускается указать сведения в соответствии с документацией и нормативными актами (ГОСТ и т.д.). Наименование страны происхождения товара не должно допускать двусмысленного толкования и должно позволять однозначно определить страну происхождения.
Из положений инструкции следует, что участники должны учитывать положения ведомости материалов и государственных стандартов, инструкция описывает случаи предоставления конкретных значений, нескольких значений и диапазона значений.
Вопреки доводам жалобы, требования к материалам содержат показатели, по которым установлены в неизменном виде (марка раствора, диаметр проволоки), показатели, по которым установлены в неизменном виде часть сведений (в зависимости от типа выбранного раствора тип вяжущего, наибольшая крупность заполнителя), информация по показателям, к значениям которых в документации установлены требования к максимальным и (или) минимальным значениям (показатель ширины брусков не менее 75 и не более 150 мм.), показатели, к значениям которых в документации установлены требования о предоставлении одного конкретного значения (необходимо выбрать сорт 1 или 2), показатели, к значениям которых в документации установлены требования о предоставлении диапазона значений (показатель длины брусков должен находится в интервале от 4 до 6,5 м.).
Таким образом, доводы жалобы о том, что действия заказчика позволяют предоставить несуществующий в природе материал (электрод, гвозди, ткань мешочная, щебень, раствор, бетон), невозможности указания исходной породы щебня и отсутствия надлежащей инструкции не нашли своего подтверждения.
Внеплановой проверкой выявлены следующие нарушения.
По позиции "Доски" ведомость материалов содержит следующее требование: Доски обрезные из хвойной породы. Показатель длины брусков должен находится в интервале от четырех до шести с половиной метров, значение характеристики толщина брусков должно составлять от сорока четырех миллиметров, показатель ширины брусков должен быть не менее семидесяти пяти и не более ста пятидесяти миллиметров. сорт II.
В силу государственного стандарта N18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения", доска - это пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины, а брусок - пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины.
Таким образом, потребность заказчика заключается в материале доска, а характеристики расписываются материала брус.
В случае установления заказчиком в документации о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным стандартом, так и значениям, указанным в документации о закупке, последнее не должно противоречить требованиям стандарта, а также не должно вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям стандарта показатели и (или) их значения.
Согласно п.1 и 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении электронного аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (п.1 и 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе).
Указанные действия заказчика нарушают п.1 и 2 ч.1 ст.33, п.1ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь ст.99, 105, 106 Закона о контрактной системе Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стандарт-А" необоснованной.
2.Признать в действиях Урванского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по КБР" нарушение п.1 и 2 ч.1 ст.33, п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Урванскому филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по КБР", единой комиссии Чегемского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по КБР" и закрытому акционерному обществу "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы настоящего дела соответствующему должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 14 июня 2018 г. N 05-151/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2018