Резолютивная часть решения оглашена 09 июня 2018 года
В полном объеме решение изготовлено 13 июня 2018 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) на основании поступившей в рамках соглашения об информационном взаимодействии, заключенного между Главным контрольным управлением Челябинской области и Челябинским УФАС России, информации о нарушениях, допущенных Муниципальным бюджетным учреждением социально-оздоровительный центр "Восход" Увельского муниципального района Челябинской области (далее - МБУ СОЦ "Восход", заказчик) при проведении электронных аукционов: - на поставку продуктов питания (молоко и кисломолочная продукция) (извещение N 0369300346118000004); - на поставку продуктов питания (кондитерские изделия) (извещение N 0369300346118000008); - на поставку продуктов питания (хлеб, хлебобулочные изделия) (извещение N 0369300346118000013) (далее - аукционы, закупки), в присутствии:
- представителя Комитета по материально-техническому обеспечению администрации Увельского муниципального района Челябинской области (далее - уполномоченный орган) председателя Микуровой Надежды Валерьевны, действующего на основании распоряжения N 208 от 10.08.2017;
- слушателя Курочкиной Елены Алексеевны.
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 23.05.2018 поступила информация о нарушениях, допущенных МБУ СОЦ "Восход" при проведении электронных аукционов: - на поставку продуктов питания (молоко и кисломолочная продукция) (извещение N 0369300346118000004); - на поставку продуктов питания (кондитерские изделия) (извещение N 0369300346118000008); - на поставку продуктов питания (хлеб, хлебобулочные изделия) (извещение N 0369300346118000013), Челябинским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.
Согласно представленным документам, извещение о проведении электронного аукциона на поставку продуктов питания (молоко и кисломолочная продукция) (извещение N 0369300346118000004) (далее - Извещение N 1) опубликовано МБУ СОЦ "Восход" на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 14.05.2018 в 11:36.
Дата и время окончания подачи заявок - 22.05.2018 12:00.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону на поставку продуктов питания (молоко и кисломолочная продукция) (извещение N 0369300346118000004) - 712 719,39 рублей.
Контракт на дату заседания Комиссии не заключен.
Извещение о проведении электронного аукциона на поставку продуктов питания (кондитерские изделия) (извещение N 0369300346118000008) (далее - Извещение N 2) опубликовано МБУ СОЦ "Восход" на официальном сайте ЕИС 14.05.2018 в 13:09.
Дата и время окончания подачи заявок - 22.05.2018 12:00.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону на поставку продуктов питания (кондитерские изделия) (извещение N 0369300346118000008) - 651 101,43 рубль.
Контракт на дату заседания Комиссии не заключен.
Извещение о проведении электронного аукциона на поставку продуктов питания (хлеб, хлебобулочные изделия) (извещение N 0369300346118000013) (далее - Извещение N 3) опубликовано МБУ СОЦ "Восход" на официальном сайте ЕИС 15.05.2018 в 10:12.
Дата и время окончания подачи заявок - 23.05.2018 12:00.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону на поставку продуктов питания (хлеб, хлебобулочные изделия) (извещение N 0369300346118000013) - 354 484,20 рубля.
Контракт на дату заседания Комиссии не заключен.
Согласно информации, представленной Главным контрольным управлением Челябинской области, в Извещениях NN 1, 2 о проведении электронного аукциона, документациях об аукционах не установлены преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы в соответствии с частью 2 статьи 28 Закона о контрактной системе. При этом, указанные извещения содержат товары, как включенные, так и не включенные в Перечень товаров (работ, услуг), утвержденный Постановлением Правительства РФ N 649 от 14.07.2014 "О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемой ими цены контракта" (далее - Постановление Правительства РФ N 649 от 14.07.2014).
Кроме того, Извещение N 1 содержит товары, включенные в Перечень отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 N 832 "Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ от 22.08.2016 N 832). Вместе с тем, ограничения допуска пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, в Извещении N 1 не установлены.
Извещения NN 2, 3 содержат товары, включенные в Перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 341 от 15.04.2014 "О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта" (далее - Постановление Правительства РФ N 341 от 15.04.2014). Однако, в извещениях о проведении электронных аукционов, документациях о закупках, преимущества организациям инвалидов не предоставлены. При этом, Извещение N 2 содержит товары, не включенные в Перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов; Извещение N 3 содержит информацию о предоставлении преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы.
Заказчик с доводами обращения Главного контрольного управления Челябинской области согласился.
Заслушав пояснения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В силу пункта 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе, и условия применения национального режима в единой информационной системе.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 N 832 утвержден перечень отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Перечень отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств).
Согласно Извещению N 1 объектом закупки являются продукты питания (молоко и кисломолочная продукция):
Наименование |
Код позиции КТРУ |
Творог (кроме зерненого и произведенного с использованием ультрафильтрации и сепарирования) с вкусовыми компонентами обезжиренный, от 4 % до 11 % жирности |
10.51.40.343 |
Продукты кисломолочные прочие (кроме сметаны), не включенные в другие группировки |
10.51.52.119 |
Сметана от 15,0 % до 19,0 % жирности |
10.51.52.122 |
Молоко питьевое коровье пастеризованное |
10.51.11.111 |
Необходимо отметить, что в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 N 832 Перечень отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд включен следующий Код по ОКПД 2, соответствующий отдельной позиции объекта закупки заказчика 10.51.40 - "Сыры, продукты сырные и творог".
Таким образом, в нарушение части 3 статьи 14, пункта 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в Извещении N 1 об осуществлении закупки на поставку продуктов питания (молоко и кисломолочная продукция) (извещение N 0369300346118000004) не указано ограничение допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе включены в один лот товары, включенные в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 N 832, а также не включенные в указанный перечень, что могло привести к ограничению количества участников закупки.
2. В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе.
2.1. В силу части 1 статьи 28 Закона о контрактной системе учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества, указанные в части 2 статьи 28 Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 28 Закона о контрактной системе установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признано учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Постановлением Правительства РФ N 649 от 14.07.2014 утвержден перечень товаров (работ, услуг), в соответствии с которым при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта (далее - Перечень).
Согласно Извещению N 2 объектом закупки являются продукты питания (кондитерские изделия):
Наименование |
Код позиции КТРУ |
Вафли и облатки вафельные |
10.72.12.130 |
Печенье сладкое |
10.72.12.120 |
Конфеты шоколадные |
10.82.22.130 |
Шоколад молочный в упакованном виде (100гр) |
10.82.22.112 |
Пряники |
10.72.12.112 |
Зефир |
10.82.23.210 |
Соки фруктовые и фруктово-овощные для детского питания (1л) |
10.86.10.243 |
Мороженое пломбир |
10.52.10.150 |
Изделия хлебобулочные специализированные, в том числе диетические и обогащенные микронутриентами длительного хранения (мериндинка) |
10.72.19.120 |
Соки фруктовые и фруктово-овощные для детского питания (0,2л) |
10.86.10.243 |
Шоколад молочный в упакованном виде (25гр) |
10.82.22.112 |
При этом, в утвержденный Постановлением Правительства РФ N 649 от 14.07.2014 Перечень, включен Код по ОКПД 2 10.72.12 - "Печенье и пряники имбирные и аналогичные изделия; печенье сладкое; вафли и вафельные облатки", соответствующий установленным заказчиком в Извещении N 2 кодам КТРУ: 10.72.12.130 - "Вафли и облатки вафельные"; 10.72.12.120 "Печенье сладкое"; 10.72.12.112 "Пряники".
Таким образом, в нарушение пункта 5 части 5 статьи 63, части 2 статьи 28 Закона о контрактной системе в Извещении N 2 об осуществлении закупки на поставку продуктов питания (кондитерские изделия) (извещение N 0369300346118000008), документации о закупке не указаны преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы в отношении предлагаемой ими цены контракта.
В нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе включены в один лот товары, включенные в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 649 от 14.07.2014, а также не включенные в указанный перечень, что могло привести к ограничению количества участников закупки.
В нарушение части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе в Извещении N 2, документации об аукционе установлено ограничение осуществления закупки для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, что при установлении преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, не позволит последим принять участие в электронном аукционе.
В утвержденный Постановлением Правительства РФ N 649 от 14.07.2014 Перечень, включен Код по ОКПД 2 10.51.52.120 - "Сметана", включающий установленный заказчиком в Извещении N 1 код КТРУ 10.51.52.122 - "Сметана от 15,0 % до 19,0 % жирности".
В нарушение пункта 5 части 5 статьи 63, части 2 статьи 28 Закона о контрактной системе в Извещении N 1 об осуществлении закупки на поставку продуктов питания (молоко и кисломолочная продукция) (извещение N 0369300346118000004), документации о закупке не указаны преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы в отношении предлагаемой ими цены контракта.
В нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе включены в один лот товары, включенные в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 649 от 14.07.2014, а также не включенные в указанный перечень, что могло привести к ограничению количества участников закупки.
2.2. В силу части 1 статьи 29 Закона о контрактной системе организациям инвалидов, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества, указанные в части 3 статьи 29 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 29 Закона о контрактной системе установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана организация инвалидов, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Постановлением Правительства РФ N 341 от 15.04.2014 утверждены правила предоставления преимуществ организациям инвалидов; перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов.
Согласно Извещению N 3 объектом закупки являются продукты питания (хлеб, хлебобулочные изделия):
Наименование |
Код позиции КТРУ |
Хлеб недлительного хранения из ржаной муки |
10.71.11.111 |
Хлеб недлительного хранения из пшеничной муки |
10.71.11.111 |
Изделия хлебобулочные специализированные, в том числе диетические и обогащенные микронутриентами длительного хранения |
10.72.19.120 |
При этом, в утвержденный Постановлением Правительства РФ N 341 от 15.04.2014 перечень товаров (работ, услуг), при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов (Перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов), включены Коды по ОКПД 2: 10.71.11 - "Изделия хлебобулочные недлительного хранения", 10.72.19 - "Изделия хлебобулочные сухие прочие или хлебобулочные изделия длительного хранения", соответствующие установленным заказчиком кодам КТРУ 10.71.11.111 - "Хлеб недлительного хранения из ржаной муки", "Хлеб недлительного хранения из пшеничной муки"; 10.72.19.120 - "Изделия хлебобулочные специализированные, в том числе диетические и обогащенные микронутриентами длительного хранения".
Таким образом, в нарушение пункта 5 части 5 статьи 63, части 3 статьи 29 Закона о контрактной системе в Извещении N 3 об осуществлении закупки на поставку продуктов питания (хлеб, хлебобулочные изделия) (извещение N 0369300346118000013) не указаны преимущества организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта.
В нарушение пункта 5 части 5 статьи 63, части 2 статьи 28 Закона о контрактной системе Извещение N 3, документация о закупке устанавливают преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы в отношении предлагаемой ими цены контракта.
2.2.1. В утвержденный Постановлением Правительства РФ N 341 от 15.04.2014 Перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов, включен Код по ОКПД 2 10.72.19 - "Изделия хлебобулочные сухие прочие или хлебобулочные изделия длительного хранения", соответствующий установленному заказчиком в Извещении N 2 коду КТРУ 10.72.19.120 - "Изделия хлебобулочные специализированные, в том числе диетические и обогащенные микронутриентами длительного хранения (мериндинка)".
В нарушение пункта 5 части 5 статьи 63, части 3 статьи 29 Закона о контрактной системе в Извещении N 2 об осуществлении закупки на поставку продуктов питания (кондитерские изделия) (извещение N 0369300346118000008), документации о закупке не указаны преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта.
В нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе включены в один лот товары, включенные в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 341 от 15.04.2014, а также не включенные в указанный перечень, что могло привести к ограничению количества участников закупки.
В действиях заказчика усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частями 1.4, 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из содержания протоколов рассматриваемых электронных аукционов следует, что учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, организациями инвалидов заявки на участие в закупках не подавались; заявки участников закупки электронного аукциона на поставку продуктов питания (молоко и кисломолочная продукция) (извещение N 0369300346118000004) не содержали предложение о поставке пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, ситуация, при которой подлежал применению пункт 2 Постановления Правительства РФ от 22.08.2016 N 832, не возникла, допущенные нарушение на результаты проведенных электронных аукционов не повлияли.
Снижение начальной максимальной цены контракта по результатам осуществленных закупок составило: - при проведении электронного аукциона на поставку продуктов питания (молоко и кисломолочная продукция) (извещение N 0369300346118000004) - 0,5%; - при проведении электронного аукциона на поставку продуктов питания (кондитерские изделия) (извещение N 0369300346118000008) - 25,5%; - при проведении электронного аукциона на поставку продуктов питания (хлеб, хлебобулочные изделия) (извещение N 0369300346118000013) - 46%.
Учитывая изложенное, Комиссия принимает решение предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях заказчика при проведении электронных аукционов: - на поставку продуктов питания (молоко и кисломолочная продукция) (извещение N 0369300346118000004); - на поставку продуктов питания (кондитерские изделия) (извещение N 0369300346118000008); - на поставку продуктов питания (хлеб, хлебобулочные изделия) (извещение N 0369300346118000013) нарушения части 3 статьи 14, части 2 статьи 28, части 3 статьи 29, части 1 статьи 30, пункта 1 части 1 статьи 33, пунктов 5, 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
2. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.С. Урванцева
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 9 июня 2018 г. N 74-ВП/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2018