Резолютивная часть решения оглашена 09.06.2018
В полном объеме решение изготовлено 15.06.2018
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
в ходе рассмотрения жалобы ООО "Абсолютные системы", в присутствии:
- представителя Администрации Копейского городского округа Челябинской области, Сувориной Е.Е., действующего на основании доверенности от 10.01.2018;
- представителя МУ Копейского городского округа "Управление строительства" Смоленцева В.Ю., действующего на основании доверенности от 08.06.2018;
- представителя ООО "Абсолютные системы" Шелудякова А.В., действующего на основании доверенности от 28.04.2018;
- представителя ООО "Абсолютные системы" Злобиной М.В., действующего на основании доверенности от 09.06.2018;
- представителя ООО ТД "ТИС" Стельмух М.А., действующего на основании Приказа N 1 от 18.11.2015;
- представителя ООО "Фортуна" Зайнуллина Р.Р., действующего на основании доверенности N 1 от 08.06.2018,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 04.06.2018 поступила жалоба ООО "Абсолютные системы" на действия конкурсной комиссии, заказчика при проведении конкурса с ограниченным участием на выполнение подрядной организацией комплекса мероприятий по капитальному ремонту объекта: "Фонтан на площади Славы г. Копейска" (извещение N 0169300025318000228) (далее - конкурс).
Извещение о проведении открытого конкурса опубликовано на официальном сайте 03.05.2018.
Начальная (максимальная) цена контракта по конкурсу - 17 237 520, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в конкурсе - 24.05.2018 в 10:00.
На дату рассмотрения жалобы ООО "Абсолютные системы" контракт не заключен.
На заседании Комиссии представитель заявителя пояснил, что конкурсная комиссия неправомерно допустила до участия в конкурсе заявку ООО "Фортуна", так как в составе заявки отсутствовала опись документов, документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, в том числе заявка не была прошита и скреплена печатью.
Кроме того, в жалобе заявителя указано, что заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика, так как на выполнение подрядной организацией комплекса мероприятий по капитальному ремонту объекта: "Фонтан на площади Славы г. Копейска" не предусмотрено проведение конкурса с ограниченным участием.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения и указали следующее.
Конкурсная комиссия правомерно признала заявку ООО "Фортуна" соответствующей требованиям документации о закупке, так как при вскрытии конвертов, в том числе при рассмотрении заявок в составе заявки присутствовали документы, соответствующие требованиям документации о закупке, в том числе заявка общества была прошита и скреплена печатью общества.
Заказчиком правомерно выбран способ закупки, так как работы, являющиеся объектом закупки, являются технологически сложными, носят высокотехнологичный характер.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с частью 7 статьи 56 Закона о контрактной системе в течение не более чем десяти рабочих дней с даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе с ограниченным участием и (или) даты открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе заказчик проводит предквалификационный отбор для выявления участников закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Кроме того, общий порядок проведения открытого конкурса, указанный в части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе предусматривает, что все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса.
Согласно протоколу предквалификационного отбора от 28.05.2018 заявка ООО "Фортуна" признана соответствующей требованиям конкурсной документации.
В пунктах 14.1, 15 информационной карты документации о закупке установлены дополнительные требования к участнику закупки и к составу второй части заявки о предоставлении документов, подтверждающих опыт выполнения работ со ссылкой на пункт 2 Приложения N 1 к Постановлению.
Как следует из заявки общества, представленной в материалы дела, а также сведений, содержащихся в протоколе вскрытия конвертов от 24.05.2018, в составе заявки содержатся два договора (от 01.07.2016 N 5 и от 15.08.2016 N 6) на выполнение работ по благоустройству парка отдыха и реконструкции фонтана, с приложением актов, подтверждающих выполнение указанных работ. Кроме того, в составе заявки ООО "Фортуна" содержится опись входящих в ее состав документов.
На заседании Комиссии также исследован оригинал конкурсной заявки ООО "Фортуна", из которой следует, что заявка общества была прошита и скреплена печатью, в том числе в заявке (оригинал), содержатся как опись документов, так и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки.
При этом, на заседании Комиссии представителем ООО "Абсолютные системы" заявлено ходатайство об ознакомлении с аудиозаписью вскрытия конвертов, которое удовлетворено Комиссией.
Так, из аудиозаписи вскрытия конвертов, которая была прослушана на заседании Комиссии, следует, что членом конкурсной комиссии Сувориной Е.Е. оглашены сведения, в том числе о наличии в составе заявки ООО "Фортуна" описи документов, а также документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в документации о закупке, что также свидетельствует о соблюдении заказчиком процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.
Дополнительно антимонопольный орган сообщает, что согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из анализа частей 1,9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
На заседании Комиссии, равно как и в жалобе заявителя, отсутствуют доказательства того, что в составе заявки ООО "Фортуна" на момент вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, в том числе на момент рассмотрения заявок, отсутствовали опись входящих в ее состав документов, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, предъявляемым к участнику закупки, в том числе не мотивирован факт того, что заявка не была прошита и пронумерована, что свидетельствует о недоказанности доводов жалобы.
Следует отметить, что в силу части 8 статьи 52 Закона о контрактной системе участнику закупки предоставляется возможность осуществления аудио- и видеозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, тогда как заявитель не воспользовался указанной возможностью.
2. Согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Как следует из части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р (далее - Распоряжение N 471-р) утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень).
Таким образом, законодательство о контрактной системе устанавливает императивный запрет осуществления закупок товаров (работ, услуг), входящих в указанный перечень иным способом, чем это предусмотрено в Распоряжении, в том числе путем проведения конкурсных процедур, за исключением случае, прямо предусмотренных Распоряжением.
В указанный перечень включена в том числе группировка 42 по "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности", утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (далее - ОКПД-2) - "сооружения и строительные работы в области гражданского строительства".
При этом, согласно сноске N 1 положения Распоряжения N 471-р не распространяются на входящие в указанные коды ОКПД-2 товары, работы, услуги, в случае осуществления закупок которых заказчик вправе проводить конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс в соответствии с частью 2 статьи 56 и пунктом 1 части 2 статьи 57 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случае если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе также предусмотрено, что заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случае выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
В пункте 2 Постановления указано, что случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием установлены в Приложении N 2. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 2 к настоящему постановлению.
В пунктах 1-9 Приложения N 2 к Постановлению содержится исчерпывающий перечень работ, услуг, закупку которых необходимо осуществлять конкурсом с ограниченным участием, устанавливая при этом дополнительные требования к участнику закупки и соответствующие документы к составу заявки на участие в конкурсе, а именно:
- выполнение работ в ядерной сфере (в сфере атомной энергии) (п. 1-4);
- выполнение работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения), в случае если начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн. рублей (п.5);
- оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов (п.6);
- выполнение работ по определению кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки (п.7);
- проведение обязательного публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием (п.8);
- оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению (п.9).
С учетом изложенного, в случае, если объект закупки относится к работам, услугам, включенным в Приложение N 2 к Постановлению, а также к работам по сохранению объектов культурного наследия, то заказчик осуществляет закупку путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Как следует из извещения и документации о закупке предметом конкурса является выполнение подрядной организацией комплекса мероприятий по капитальному ремонту объекта: "Фонтан на площади Славы г. Копейска" (согласно извещению код по ОКПД2 - 42.99.29.000), при этом указанный объект капитального строительства не относится ни к одному из случаев, установленных в пунктах 1-9 Приложения N 2 к Постановлению, в том числе не является объектом культурного наследия.
В пунктах 14.1, 15 информационной карты документации о закупке установлены дополнительные требования к участнику закупки и к составу второй части заявки о предоставлении документов, подтверждающих опыт выполнения работ со ссылкой на пункт 2 Приложения N 1 к Постановлению в качестве условий предквалификационного отбора.
На заседании Комиссии представители заказчика также не представили сведения и документы, подтверждающие отнесение фонтана к уникальному, особо опасному или технически сложному объекту, в том числе сведения об отнесении предмета закупки к работам, указанным в Приложении N 2 к Постановлению.
Следует отметить, что в частях 1,2 статьи 48.1 Градостроительного кодекса (далее - ГрК РФ) определены объекты, которые являются особо опасными и технически сложными, а также содержится перечень случаев отнесения объектов к уникальным сооружениям.
Так, согласно части 2 статьи 48.1 ГрК РФ к уникальным объектам относятся объекты капитального строительства (за исключением указанных в части 1 настоящей статьи), в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:
- высота более чем 100 метров;
- пролеты более чем 100 метров;
- наличие консоли более чем 20 метров;
- заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров.
Таким образом, из документации о закупке, в том числе письменных и устных пояснений заказчика не представляется возможным отнести фонтан к особо опасному, технически сложному или уникальному объекту капитального строительства, в том числе к объектам, указанным в Приложении N 2 к Постановлению, что свидетельствует о необоснованности выбора заказчиком способа закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в нарушение части 2 статьи 24, части 2 статьи 59, части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе.
Дополнительно Комиссия антимонопольного органа отмечает, что в связи с допущенными нарушениями законодательства о контрактной системе в действиях виновных должностных лиц содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Абсолютные системы" обоснованными - в части неправомерных действий заказчика по выбору способа определения поставщика, необоснованными - в части действий конкурсной комиссии по рассмотрению конкурсных заявок.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения части 2 статьи 24, части 2 статьи 59, части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности по части 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Д.С. Урванцева
И.О. Кокшарова
* Решение и предписание размещены в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 9 июня 2018 г. N 363-ж/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2018