Резолютивная часть решения оглашена 14.06.2018
В полном объеме решение изготовлено 19.06.2018
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Акулова Д.Н. |
- |
специалиста-эксперта отдела административного и судебного производства Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
в ходе рассмотрения жалобы ИП ГайдуковаВ.В., в присутствии:
- представителя Администрации Озерского городского округа Челябинской области Яковлевой Е.А., действующего на основании доверенности от 13.06.2018;
- представителя МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N32 с углубленным изучением английского языка" Арчаковой Е.П., действующего на основании Распоряжения от 21.11.2002,
- ИП Гайдукова В.В., личность удостоверена на основании паспорта,
- членов аукционной комиссии Атесовой Л.Н. и Комаристовой С.Н., личности удостоверены на основании паспортов,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 06.06.2018 поступила жалоба ИП Гайдукова В.В. на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение мероприятий по модернизации системы отопления, установка автоматических систем погодного регулирования температуры теплоносителя (извещение N 0169300044218000184) (далее - конкурс).
Извещение о проведении электронного аукциона опубликовано на официальном сайте 22.05.2018.
Начальная (максимальная) цена контракта- 16 795 847, 32 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 07.06.2018 в 10:00.
На дату рассмотрения жалобы ИП Гайдукова В.В. контракт не заключен.
На заседании Комиссии заявитель поддержал доводы жалобы и указал, что в нарушение требований законодательства о контрактной системе в документации о закупке не содержится перечень мероприятий по модернизации системы отопления, перечень установок автоматических систем погодного регулирования температуры теплоносителя и их алгоритм работы.
Кроме того, в документации о закупке указан порядок формирования цены контракта, а также порядок приемки и оплаты оказанных услуг в нарушение Постановления Правительства РФ от 18.08.2010 N 636.
При этом, заявитель также отметил, что в документации о закупке не содержатся сведения об энергетических паспортах объекта.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения и указали следующее.
Перечень мероприятий, направленных на энергосбережение и энергоэффективность, должен разработать исполнитель по контракту, в том числе мероприятия по модернизации системы отопления, при этом сведения об объектах теплоснабжения детально определены в техническом задании документации о закупке.
Порядок определения цены контракта и порядок оплаты оказанных услуг соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно части 1 статьи 108 Закона о контрактной системе в целях обеспечения энергоэффективности при закупке товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа, неиспользуемого в качестве моторного топлива), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), а также поставок электрической энергии, мазута, угля, поставок топлива, используемого в целях выработки энергии, заказчики вправе заключать энергосервисные контракты, предметом которых является совершение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов (далее - энергосервисный контракт).
Частью 19 статьи 108 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительством Российской Федерации устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта, в том числе требования к условиям исполнения такого контракта, включая условия об оплате такого контракта (в части порядка определения фактически сложившихся цен (тарифов) на энергетические ресурсы в целях оплаты такого контракта), особенности определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота) (в том числе период, за который учитываются расходы заказчика на поставки энергетических ресурсов).
ПостановлениемПравительства РФ от 18.08.2010 N 636 утверждены требования к условиям энергосервисного договора (контракта) и особенности определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота) (далее - Требования).
Согласно абзацу 2 пункта 1 Требований при невозможности формирования перечня мероприятий заказчиком в энергосервисный контракт должен быть включенперечень мероприятий, сформированный в заявке участника закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 Требований перечень мероприятий может формироваться на основании:
- энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования и включаемого заказчиком в конкурсную документацию, документацию об аукционе, документацию об открытом аукционе в электронной форме, извещение о проведении запроса котировок;
- актуальных на дату формирования перечня мероприятий сведений об объекте (при отсутствии у заказчика энергетического паспорта или изменении информации об объекте (объектах) со времени его составления). Для формирования перечня мероприятий может использоваться информация о количестве объектов (зданий), годе постройки, типе ограждающих конструкций, годе капитального ремонта, технических характеристиках оборудования, потребляющего энергетический ресурс, наличии приборов учета используемого энергетического ресурса, об объеме потребления энергетического ресурса за предыдущие периоды, указанная заказчиком в конкурсной документации, документации об аукционе, документации об открытом аукционе в электронной форме, извещении о проведении запроса котировок, и дополнительная информация, собранная участниками закупки на объекте (объектах) самостоятельно.
Согласно разделу 1 Приложения N 1 к части 3 "Техническая часть" документации об электронном аукционе (далее - техническое задание) указано, что целью выполнения работявляется:
- разработка перечня мероприятий,
- проведение мероприятий, направленных на энергосбережение и рациональное использование топливно-энергетических ресурсов объектов заказчика, с целью достижения минимального эффекта экономии топливно-энергетических ресурсов (в натуральном выражении) за весь период действия договора в размере 415 Гкал тепловой энергии.
При этом, содержанием работы является модернизация системы теплоснабжения, установка автоматических систем погодного регулирования температуры теплоносителя в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией на объектах заказчика в соответствии с требованиями Закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и действующих на момент его согласования с Заказчиком подзаконных актов.
Таким образом, в соответствии с условиями технического задания исполнителю необходимо самостоятельно разработать перечень мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, в том числе осуществить модернизацию системы теплоснабжения, установку автоматических систем погодного регулирования температуры теплоносителя, что не запрещено абзацем 2 пункта 1 Требований.
При этом в пункте 5.2 технического задания указаны сведения об объектах (по каждому адресу), в отношении которых предполагается осуществление действий, направленных на энергосбережение энергетической эффективности, а именно:год ввода в эксплуатацию, характеристики конструктивных элементов сооружений, физический износ, этажность, общая площадь, строительный объем, система теплоснабжения, состояние прибора учета, наименование теплосчетчика, продолжительность отопительного сезона, средняя наружная и внутренняя температура, что также отвечает абзацу 3 пункта 1 Требований, определяющему перечень исходных данных, на основании которых участник закупки должен сформировать перечень мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности.
Следует отметить, что включение в документацию о закупке энергетического паспорта объекта является обязанностью заказчика только при его наличии, тогда как в рассматриваемой закупке заказчик указал сведения об объектах, в отношении которых предполагается осуществление действий, направленных на энергосбережение энергетической эффективности, что является альтернативным вариантом при отсутствии энергетического паспорта объекта в силу абзаца 3 пункта 1 Требований.
Таким образом, доводы жалобы в части отсутствия в документации о закупке перечня мероприятий по модернизации системы теплоснабжения, а также сведений об энергетических паспортах объектов, являются несостоятельными, как не подтвержденными нормами законодательства, регламентирующего порядок заключения энергосервисных контрактов.
Доводы жалобы, согласно которым заказчиком неправомерно определен порядок приемки оказанных услуг, который не соответствует правовой природе энергосервисного контракта, нормативно не обоснован, в том числе не указаны положения Постановления Правительства РФ от 18.08.2010 N 636, которые не учтены заказчиком при формировании проекта контракта.
2. Согласно пункту 1 части 13 статьи 108 Закона о контрактной системе энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяется в виде фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 1 части 3 настоящей статьи.
Таким образом, исходя из части 13 статьи 108 Закона о контрактной системе следует, что порядок определения цены в проекте контракта устанавливается в зависимости от выбранного заказчиком способа определения процента экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом в соответствии с частью 3 статьи 108 Закона о контрактной системе.
Как следует из пункта 12 информационной карты документации о закупке начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота) определена с учетом фиксированного размера экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов (20%), максимального процентауказанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом (90%).
Таким образом, в документации о закупке указан способ определения процента экономии в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 108 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 4.1 проекта контракта предложение о сумме затрат, которую исполнитель готов понести из собственных, либо привлеченных средств на выполнение энергосберегающих мероприятий, использования энергетического ресурса заказчиком в объеме, предусмотренном Приложениями N 1 и N 2, а заказчик в свою очередь готов выплатить исполнителю за счет средств, полученных от экономии расходов по оплате энергетических ресурсов, в результате выполнения энергосберегающих мероприятий составляет цену договора, определенную по результатам аукциона в электронной форме. Процент экономии определен в пункте 4.3 настоящего договора.
В пункте 4.3 проекта контракта указано, чтораспределение долей от экономии, полученной в результате проведения энергосберегающих мероприятий:
- до момента завершения расчетов по возмещению затрат при достижении фактической экономии в размере равной минимальному размеру экономии, размер доли, подлежащей уплате исполнителю, составляет 90% от достигнутого фактического размера экономии соответствующих расходов заказчика на оплату тепловой энергии в расчетный период.
- после завершения расчетов по возмещаемым затратам вся величина экономии оплаты энергетического ресурса до завершения срока действия договора распределяется между исполнителем и заказчиком договора в соотношении 20% и 80% соответственно.
Таким образом, из буквального прочтения данного положения проекта контракта следует, что заказчиком установлен дифференцированный процент экономии в зависимости от события, связанного с завершением расчетов по возмещению затрат: 90%(до момента завершения расчетов) и 20%(после завершения расчетов), что не соответствует требованию пункта 1 части 13 статьи 108 Закона о контрактной системе, в соответствии с которым цена определяется в виде фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов.
3. Согласно пункту 12 Требований в энергосервисный контракт должно быть включено положение, согласно которому в случае, если достигнутый исполнителем в календарном периоде размер экономии (доля размера экономии), определенный в стоимостном выражении по ценам (тарифам) на соответствующий энергетический ресурс, фактически сложившимся за период достижения предусмотренного контрактом размера экономии (доли размера экономии), менее размера экономии (доли размера экономии) соответствующих расходов заказчика на оплату энергетического ресурса, предусмотренного контрактом для соответствующего периода, размер платежа рассчитывается от фактически достигнутого.
Согласно пункту 4.6 проекта контракта заказчик исполняет обязательства по оплате по окончании календарного периода, определенного пунктом 2.3 договора, только при достижении исполнителем доли размера экономии потребления энергетических ресурсов, определенных в соответствии с пунктом 2.2 договора, в календарный период или при превышении этого уровня.
При этом, в пункте 2.2 проекта контракта указано, что размер экономии энергетических ресурсов должен составить не менее 20 процентов от показателей энергетического базиса.
Вместе с тем, из пунктов 4.7, 4.8 проектаконтракта следует, что размер платежа, подлежащий оплате исполнителю, устанавливается как процент от фактически достигнутого размера экономии соответствующих расходов заказчика на оплату энергетических ресурсов, что подтверждается актом об оказании услуг в том числе содержащий расчет фактически достигнутой экономии энергетических ресурсов, и расчет подлежащего уплате исполнителю.
Таким образом, в указанных положениях проекта контракта содержится противоречивая информация в части порядка оплаты энергосервисного контракта, не позволяющая сделать вывод об оплате исполнителю фактически достигнутого размера экономиирасходов заказчика на оплату энергетических ресурсов в случае, если достигнутый размер экономии будет менееразмера экономии, предусмотренного контрактом, что не позволяет сделать вывод о соблюдении заказчиком части 19 статьи 108 Закона о контрактной системе, пункта 12 Требований.
Дополнительно Комиссия антимонопольного органа отмечает, что в связи с допущенными нарушениями в действиях виновных должностных лиц содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ИП Гайдукова В.В. на действия заказчика обоснованными в части формирования условий энергосервисного контракта, связанные с порядком оплаты оказанных услуг.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 13, 19 статьи 108 Закона о контрактной системе, пункта 12 Требований.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Д.Н. Акулов
И.О. Кокшарова
* Решение и предписание размещены в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 14 июня 2018 г. N 371-ж/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2018