Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, заместителя руководителя - начальник отдела Верзуна Ю.Д.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
заместителя начальника отдела Шишовой Н.Н.,
специалиста - эксперта Лаптевой Н.В.,
с участием представителей сторон:
от заказчика: муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунальным хозяйством города Ишима (далее - заказчик), представитель Мухина О.С. по доверенности от 15.06.2018,
от заявителя - общество с ограниченной ответственностью "Глобал" (далее - заявитель) представитель на заседание Комиссии не явился,
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г. жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Глобал" на действия заказчика Муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунальным хозяйством города Ишима при проведении электронного аукциона N 125-18-АЭ на содержание территории города Ишима в 2019 году (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300008318000128),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 09.06.2018 г. в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе, поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении открытого конкурса.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Согласно доводам жалобы, заявитель считает, что в конкурсной документации заказчиком установлены требования к объектам закупки: битум, щебень, трубы, известь, смеси которые противоречат требованиям ГОСТов 8267-93, 22245-90, 9128-2013, 9179-77, 10704-91, 10705-80.
Заказчик предоставил возражения на жалобу заявителя (письмо от 15.06.2018 N 1365), а также, надлежащим образом заверенную копию аукционной документации N 125-18-АЭ, которые приобщены в материалы рассматриваемого дела.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заказчика исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунальным хозяйством города Ишима выступило организатором проведения электронного аукциона N 125-18-АЭ на содержание территории города Ишима в 2019 году
21.05.2018 года информация о конкурсе была размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300008318000128.
Начальная (максимальная) цена контракта - 45 200 000,00 рублей.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных документацией о закупке, должна составляет сто процентов.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительством Российской Федерации утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085) (далее по тексту - Правила).
Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (п.1 Правил).
В соответствии с пунктом 3 Правил "оценка" - это процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу пункта 8 Правил в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта".
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Так, согласно Извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки (предметом контракта) является содержание территории города Ишима в 2019 году.
В пункте 7 спецификации при проведении электронного аукциона на выполнение работ заказчик установил объект закупки "битумы нефтяные дорожные вязкие", установлены функциональные, технические, качественные характеристики используемого товара, а именно:
1) минимальные и (или) максимальные показатели: температура вспышки не ниже 230 С° в графе единицы измерения указываются конкретные показатели.
2) показатели которые не изменяются: растяжимость при температуре: 25 С° - 65 см, 0 С° - 4,0 см, марка БНД 90/130.
3) иные показатели не устанавливаются.
Заявитель указывает, что заказчиком требуется указать конкретное значение данного показателя, при этом, установленное заказчиком требование является результатом лабораторных испытаний, и следовательно, уточнение указанных характеристик товара не представляется возможным.
В соответствии с разделом "информационные данные" ГОСТ 22245-90 "Государственный стандарт Союза ССР. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия" (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 12.02.1990 N 191) (в ред. от 01.06.1996) настоящий стандарт распространяется на вязкие дорожные нефтяные битумы, предназначенные в качестве вяжущего материала при строительстве и ремонте дорожных и аэродромных покрытий.
В соответствии с пунктом 1.2.1 ГОСТ 22245-90 в зависимости от глубины проникания иглы при 25 °C вязкие дорожные нефтяные битумы изготовляют следующих марок: БНД 200/300, БНД 130/200, БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60, БН 200/300, БН 130/200, БН 90/130, БН 60/90.
В соответствии с пунктом 1.2.2 ГОСТ 22245-90 по физико-химическим показателям битумы должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице 1. Исходя из таблицы 1 следует, что температура вспышки для битума марки БНД 90/130 установлена не ниже 230 С°.
ГОСТ 22245-90 устанавливает обязательные требования относительно температуры вспышки не ниже 230 С° непосредственно к производителю соответствующей марки битума, который обязан производить битум указанной марки в соответствии с требованиями которые предъявляет соответствующий стандарт качества.
При этом, требования аукционной документации N 125-18-АЭ в части характеристик товара используемого при выполнении работ "битумы нефтяные дорожные вязкие" фактически приведены в соответствии с требованиями ГОСТ 22245-90 "Государственный стандарт Союза ССР. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия" (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 12.02.1990 N 191).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 Письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно: сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Поскольку ГОСТ 22245-90 подразумевает обязательные требования к соответствующей марке битума, то заказчиком в аукционной документации верно указано требование к характеристикам закупаемого товара, поскольку указанное требование ГОСТ 22245-90 влияет на качество закупаемого товара, которое обязан обеспечить производитель, и не подразумевает необходимости проведения дополнительных лабораторных испытаний битума непосредственно участником закупки.
Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что указанное требование к битумам, установленное Заказчиком не противоречит требованиям ГОСТ 22245-90, а также информационного письма ФАС России от 01 июня 2016 года N ИА/44536/161, поскольку указывает на необходимость поставки победителем закупки битума определенной марки, значение температуры вспышки которого может быть любым, но не ниже 230 С°. При этом, какого-либо требования о наличии в распоряжении участника закупки на дату проведения аукциона данного товара Заказчик в документации об электронном аукционе не устанавливает. Довод заявителя в указанной части не нашел своего подтверждения.
В пункте 10 спецификации при проведении электронного аукциона на выполнение работ заказчик установил объект закупки "щебень тип 3", установлены функциональные, технические, качественные характеристики используемого товара, а именно:
1) минимальные и (или) максимальные показатели: не устанавливаются;
2) показатели которые не изменяются: фракция св. 20 до 40 мм, щебень стойкий к воздействию окружающей среды;
3) показатели указанные в диапазоне: не устанавливаются;
4) иные показатели: марка по дробимости 1200 или 1400, марка по истираемости щебня И3 или И2, марка по морозостойкости F 100 или F 200, тип щебня из интрузивных пород или эффузивных, группа щебня 2 или 3, порода щебня из метоморфических пород, из изверженных пород.
Заявитель указывает, что заказчику требуется указать щебень и из изверженных пород и из метаморфических пород. Следовательно, требования заказчика намеренно вводят участников в заблуждение, позволяя указать щебень из метаморфических пород и указать марку по дробимости 1400, что будет соответствовать требованиям Заказчика, но не будет соответствовать требованиям ГОСТ.
В соответствии с разделом 1 ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" (введен в действие Постановлением Госстроя РФ от 17.06.1994 N 18-43) (ред. от 02.04.2009) настоящий стандарт распространяется на щебень и гравий из горных пород со средней плотностью зерен от 2,0 до 3,0 г/см3, применяемые в качестве заполнителей для тяжелого бетона, а также для дорожных и других видов строительных работ.
В соответствии с пунктом 4.1 ГОСТ 8267-93 щебень и гравий должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологической документации, утвержденной предприятием-изготовителем.
В соответствии с пунктом 4.2.1 ГОСТ 8267-93 щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5 (3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80 (70) мм и смеси фракций от 5 (3) до 20 мм.
В соответствии с таблицей 3 ГОСТ 8267-93 предусматривается марка по дробимости щебня из осадочных и метаморфических пород - 1200.
В соответствии с таблицей 4 ГОСТ 8267-93 предусматривается марка по дробимости щебня из изверженных пород - 1400.
Заказчиком в аукционной документации в разделе "иные показатели" установлено: марка по дробимости 1200 или 1400, марка по истираемости щебня И3 или И2, марка по морозостойкости F 100 или F 200, тип щебня из интрузивных пород или эффузивных, группа щебня 2 или 3, порода щебня из метоморфических пород, из изверженных пород.
ГОСТ 8267-93 разграничивает понятия порода щебня и тип щебня. Щебень может быть из осадочных и метаморфических пород, и изверженных пород. Для щебня из изверженных пород характерны такие его типы как: щебень из интрузивных и щебень из эффузивных пород.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 Письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно: сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что заказчиком указанным требованием документации устанавливается возможность для участников закупки поставить для выполнения работ предусмотренных контрактом, в том числе и смесь из щебня изверженных и метаморфических пород, при том условии, что щебень изверженных пород в смеси может быть как марки по дробимости 1400 так и 1200, а щебень из метаморфических пород - марки по дробимости 1200, в то же время порода щебня из изверженных пород может быть либо из интрузивных пород, либо из эффузивных пород.
Таким образом, заказчиком установлены требования к щебню в документации с учетом возможности поставки соответствующей смеси из изверженных и метаморфических пород, что не вводит участников закупки в заблуждение, а предоставляет дополнительные возможности для участия в закупке данного товара. Положения конкурсной документации в части установления требований к щебню соответствуют требованиям ГОСТ 8267-93. Довод заявителя в указанной части не нашел своего подтверждения.
В пункте 12 спецификации при проведении электронного аукциона на выполнение работ заказчик установил объект закупки "смеси в зависимости от температуры горячие асфальтобетонные" установлены функциональные, технические, качественные характеристики используемого товара, а именно:
1) смеси в зависимости от температуры при укладке - горячие;
2) показатели, указанные в диапазоне - не устанавливаются;
3) иные показатели: вид в зависимости от величины остаточной пористости - пористые или плотные; марка II или I; в зависимости от вида минеральной составляющей - гравийные или щебёночные; смеси в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен - крупнозернистые или мелкозернистые; тип А или Б.
Заявитель указывает, что заказчиком не указана единица измерения показателя, в связи с чем предложить к поставке товар, соответствующий требованиям ГОСТ и Заказчика не представляется возможным. По мнению заявителя требования заказчика позволяют предложить остаточную пористость 2,5 что будет соответствовать требованиям заказчика, но не будут соответствовать требованиям ГОСТ 9128-2013, т.к. значение остаточной пористости 2,5 соответствует высокоплотным смесям.
В соответствии с разделом 1 ГОСТ 9128-2013 "Межгосударственный стандарт. Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 17.12.2013 N 2309-ст) настоящий стандарт устанавливает требования к изготовлению асфальтобетонных смесей и асфальтобетона, полимерасфальтобетонных смесей с применением полимерно-битумных вяжущих на основе блоксополимеров типа СБС и полимерасфальтобетона из этих смесей.
В соответствии с пунктом 4.1.4 ГОСТ 9128-2013 "Межгосударственный стандарт. Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 17.12.2013 N 2309-ст) асфальтобетоны в зависимости от величины остаточной пористости подразделяют на следующие виды: высокоплотные с остаточной пористостью от 1,0 % до 2,5%; плотные св. 2,5% до 5,0%; пористые от 5,0% до 10,0%; высокопористые от 10,0%.
В соответствии с пунктом 4.1.5 ГОСТ 9128-2013 высокоплотные горячие смеси и асфальтобетоны должны содержать щебня от 50 % до 70 %, в то время как плотные асфальтобетоны в зависимости от содержания в них щебня (гравия) подразделяют на следующие типы: А - с содержанием щебня св. 50 % до 60 %; Б - с содержанием щебня св. 40 % до 50 %; В - с содержанием щебня св. 30 % до 40 %.
Разделом 3.2.2 документации об электронном аукционе, установлено, что при подаче сведений участниками закупки должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в Описании объекта закупки. Поскольку требования п. 12 приложения N 1 (спецификация) основаны на положениях ГОСТ, предусматривающего определенные цифровые обозначения остаточной пористости асфальтобетонной смеси в процентном выражении, и не допускающего иных обозначений, заказчиком при определении требований к товару были выбраны обозначения остаточной пористости асфальтобетонной смеси из цифровых значений, определенных ГОСТом, без указания знака "%". Следовательно, указание в документации об электронном аукционе величины остаточной пористости без указания знака "%" само по себе не является нарушением требований статьи 33 Закона о контрактной системе поскольку в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом, требования относительно конкретных величин в процентном отношении к объектам закупки предусматриваются соответствующими стандартами (ГОСТом). В то время, как в документации об электронном аукционе содержалось указание на обозначения, которые предусмотрены ГОСТ 9128-2013. Следовательно, довод заявителя в указанной части не нашел своего подтверждения.
В пункте 14 спецификации при проведении электронного аукциона на выполнение работ заказчик установил объект закупки "известь" установлены функциональные, технические, качественные характеристики используемого товара, а именно:
1) минимальные и (или) максимальные показатели: не устанавливаются;
2) показатели которые не изменяются: не установлены;
3) показатели указанные в диапазоне: не установлены;
4) иные показатели: в зависимости от условий твердения известь - гидравлическая или воздушная; известь гидратная (гашеная) или известь негашеная; в зависимости от содержания в извести оксидов кальция и магния - кальциевая или доломитовая; сорт: 2 или 1; по фракционному составу: комовая или порошкообразная; по времени гашения негашеная известь: медленногасящаяся или быстрогасящаяся или среднегасящаяся; вид гидравлической извести - слабогидравлическая или сильногидравлическая.
Заявитель указывает, что требования заказчика противоречат требованиям ГОСТ 9179-77, так как заказчиком требуется выбрать тип извести, а затем указать вид гидравлической извести. Таким образом, по мнению заявителя выбрав один из видов извести, участник не может указать характеристики товаров, не относящиеся к данному типу товара.
В соответствии с пунктом 1.1 ГОСТ 9179-77 "Межгосударственный стандарт. Известь строительная. Технические условия" (утв. и введен в действие Постановлением Госстроя СССР от 26.07.1977 N 107) (ред. от 01.03.1989) строительную известь в зависимости от условий твердения подразделяют на воздушную, обеспечивающую твердение строительных растворов и бетонов и сохранение ими прочности в воздушно-сухих условиях, и гидравлическую, обеспечивающую твердение строительных растворов и бетонов и сохранение ими прочности как на воздухе, так и в воде.
В соответствии с пунктом 1.2 ГОСТ 9179-77 воздушную негашеную известь в зависимости от содержания в ней оксидов кальция и магния подразделяют на кальциевую, магнезиальную и доломитовую.
В соответствии с пунктом 1.3 ГОСТ 9179-77 воздушную известь подразделяют на негашеную и гидратную (гашеную), получаемую гашением кальциевой, магнезиальной и доломитовой извести.
В соответствии с пунктом 1.4 ГОСТ 9179-77 гидравлическую известь подразделяют на слабо- и сильногидравлическую.
В соответствии с пунктом 1.5 ГОСТ 9179-77 по фракционному составу известь подразделяют на комовую, в т.ч. дробленую, и порошкообразную.
ГОСТ 9179-77 разграничивает типы извести, которыми являются: гидравлическая или воздушная. Тип гидравлическая известь подразделяется на виды: слабогидравлическая и сильногидравлическая. Тип воздушная известь подразделяется на виды: негашеную и гидратную (гашеную).
При этом, согласно положениям документации об электронном аукционе участнику закупки необходимо указать один конкретный показатель - либо "известь гидратная (гашеная) или известь негашеная", либо "известь воздушная или известь гидравлическая", либо "известь кальциевая или доломитовая", либо "известь слабогидравлическая или сильногидравлическая". Следовательно, участник закупки фактически лишен возможности выбрать необходимый вид извести, например: "известь воздушная гашеная" (с указанием необходимого подвида на кальциевую, магнезиальную, доломитовую), "известь воздушная негашеная" (с указанием необходимого подвида на кальциевую, магнезиальную, доломитовую), "известь слабогидравлическая", "известь сильногидравлическая". Также, с учетом требований документации об электронном аукционе участник закупки лишается возможности указать дополнительные характеристики извести: "комовая или порошкообразная", "медленногасящаяся, среднегасящаяся или быстрогасящаяся".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 Письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно: сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
В соответствии с пунктом 2 части 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Заказчиком фактически нарушены правила описания объекта закупки, в части классификации видов извести, которая предусмотрена требованиями ГОСТ 9179-77, что влечет нарушение правил описания объекта закупки, и влечет невозможность для участников закупки надлежащим образом заполнить заявку на участие в закупке. Участник закупки лишается возможности указать конкретные значения показателей товаров, поскольку они не будут соответствовать требованиям ГОСТ. Довод заявителя в указанной части обоснован.
В пункте 17 спецификации при проведении электронного аукциона на выполнение работ заказчик установил объект закупки "трубы стальные электросварные" установлены функциональные, технические, качественные характеристики используемого товара, а именно:
1) минимальные и (или) максимальные показатели;
2) показатели которые не изменяются: трубы прямошовные; концы трубы обрезаны под прямым углом и защищены от заусенцев; свойства: герметичные; поверхность труб без трещин, плены, закатов, рванины и риски; наружный диаметр трубы 426 мм;
3) показатели указанные в диапазоне: не устанавливаются;
4) иные показатели: термически обработанные по всему объему трубы или термически обработанные по сварному соединению или без термической обработки; точность изготовления: повышенная или нормальная; изготовлены из стали углеродистой или низколегированной; марка стали Ст3сп или Ст4пс или Ст2кп или 22 ГЮ. Толщина стенки трубы 7,0 или 9,0 мм.
Заявитель указывает, что требования заказчика противоречат требованиям ГОСТ 10704-91 при установлении в документации об электронном аукционе относительно точности изготовления труб: повышенная или нормальная. При этом, по мнению заявителя точность "нормальная" не предусмотрена требованиями ГОСТ 10704-91.
Согласно ГОСТ 10704-91 "Межгосударственный стандарт. Трубы стальные электросварные прямошовные. Сортамент" (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 15.11.1991 N 1743) (ред. от 18.02.2015) настоящий стандарт устанавливает сортамент стальных электросварных прямошовных труб.
В соответствии с ГОСТ 10704-91 трубы изготавливаются обычной или повышенной точности.
ГОСТ 10704-91 не содержит категории труб нормальной точности изготовления. ГОСТ 10704-91 действительно предусматривает только две категории изготавливаемых труб: обычной или повышенной точности.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 Письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно: сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
В соответствии с пунктом 2 части 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Заказчиком в пункте 17 документации об электронном аукционе в разделе "иные показатели" установлено требование к объекту закупки, как нормальная точность изготовления труб, которая не предусмотрена требованиями ГОСТ 10704-91.
Таким образом, заказчиком допущены нарушения при описании объекта закупки, а именно, в документации о закупке содержится требование к товарам, которые не предусмотрены требованиями ГОСТ, и соответственно влекут за собой ограничение количества участников электронного аукциона. Довод заявителя в указанной части обоснован.
Таким образом, действия заказчика, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки относительно классификации видов извести, а также указания на нормальную точность труб, которая не предусмотрена требованиями ГОСТ, признаются противоречащими требованиям пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64, части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки правонарушения предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Глобал" на действия заказчика Муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунальным хозяйством города Ишима" при проведении электронного аукциона N 125-18-АЭ на содержание территории города Ишима в 2019 году (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300008318000128), обоснованной в части действий заказчика, выразившихся в нарушении правил описания объекта закупки относительно классификации видов извести, а также указания на нормальную точность труб, которая не предусмотрена требованиями ГОСТ.
2. Признать заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунальным хозяйством города Ишима", нарушившим пункт 2 части 1 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 64, части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнение предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем внесения изменений в конкурсную документацию, продления сроков подачи заявок на участие в конкурсе и проведении дальнейшей процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.
4. По фактам выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы настоящего дела должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Ю.Д. Верзун
Члены Комиссии Н.Н. Шишова
Н.В. Лаптева
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу N ФКС 18/219 о нарушении законодательства о контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
15 июня 2018 года г. Тюмень
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России)
на основании решения от 01.06.2018 г. по делу N ФКС 18/221 о нарушении законодательства о контрактной системе, принятого Комиссией Тюменского УФАС России по результатам рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Глобал" на действия заказчика Муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунальным хозяйством города Ишима" при проведении электронного аукциона N 125-18-АЭ на содержание территории города Ишима в 2019 году (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300008318000128), руководствуясь п.2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т :
1. Муниципальному казенному учреждению "Управление жилищно-коммунальным хозяйством города Ишима" надлежит устранить нарушения пункт 2 части 1 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, допущенные при проведении электронного аукциона N 125-18-АЭ (N 0167300008318000128) путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе с учетом позиции, изложенной в решении Тюменского УФАС России от 15.06.2018 г. по делу N ФКС 18/219 о нарушении законодательства о контрактной системе и провести процедуру закупки в соответствии с требованиями действующего законодательства.
2. Муниципальному казенному учреждению "Управление жилищно-коммунальным хозяйством города Ишима" после внесения изменений в документацию об электронном аукционе N 125-18-АЭ, провести процедуру закупки в соответствии с требованиями действующего законодательства.
3. В срок до 25 июля 2018 г. включительно, в адрес Тюменского УФАС России представить доказательства исполнения настоящего предписания, в том числе, скриншоты с официального сайта, подтверждающие размещение соответствующей информации на официальном сайте единой информационной системы (ЕИС) сети Интернет.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения согласно ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе, ч. 9 ст. 60 Закона о размещении заказов.
Обжалование предписания в судебном порядке не приостанавливает действия предписания.
В случае неисполнения настоящего предписания. Тюменское УФАС России вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Ю.Д. Верзун
Члены Комиссии Н.Н. Шишова
Н.В. Лаптева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 15 июня 2018 г. N ФКС18/219
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2018