Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
<_> - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_>- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_>- ведущего специалиста-эксперта отдела естественных монополий и рекламы Якутского УФАС России, члена Комиссии,
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "СтройСервис" (далее также - ООО "СтройСервис"): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Строй Лес" (далее также - ООО "Строй Лес", заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Саха (Якутия) (далее также - Госкомзакупок РС(Я), уполномоченный орган, аукционная комиссия): <_> (представитель по доверенности),
от заказчика Муниципального казенного учреждения "Служба единого заказчика муниципального образования "Намский улус Республики Саха (Якутия)" (далее также - МКУ "Служба единого заказчика МО "Намский улус РС (Я)", заказчик): <_> (исполняющий обязанности директора),
рассмотрев жалобы ООО "СтройСервис", ООО "Строй Лес" на действия заказчика МКУ "Служба единого заказчика МО "Намский улус РС (Я)", уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я) при проведении электронного аукциона на продолжение строительства МФЦ в с. Красная деревня Намского улуса (изв. N 0116200007918003288), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО "СтройСервис", ООО "Строй Лес".
Из текста жалобы ООО "СтройСервис" следует, что:
1) по позициям 4, 5 пиломатериал толщиной от 40 до 75 мм и шириной от 75 до 150 мм (требуемый заказчиком в требовании к материалам) является бруском или доской (в зависимости от выбранных размеров), не может являться брусом (требования к которому установил заказчик) согласно таблице 1 ГОСТ 18288-87;
2) По позиции 7 требуется ширина 40 мм и 50 мм, которая не регламентирована ГОСТ 24454-80.
3) Аукционная документация не устанавливает возможные виды и объемы работ из утвержденного перечня, которые подрядчик должен будет выполнить самостоятельно
Из текста жалобы ООО "Строй Лес" следует, что:
1) По позициям 4, 5 установлены требования, противоречащие ГОСТу.
2) По позиции 10 "Доски" установлены требования, противоречащие ГОСТу.
3) Указанный по позиции 23 "Пенополистиролбетонная смесь" ГОСТ не вступил в силу. Аналогичное нарушение допущено по позиции 15
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснил, что в позициях 4 и 5 указаны бруски обрезные хвойных пород, а не брусья, размеры указаны в соответствии с ГОСТ 24454-80.
Относительно позиции 10 в ГОСТ 24454-80 указано, что по требованию потребителя допускается изготовлять пиломатериалы с размерами, не указанными в таблице.
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного органа с жалобами не согласилась.
Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" - 17.05.2018 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 10 920 382,00 руб.;
4) на участие в электронном аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) всем участникам закупки отказано в допуске к участию в электронном аукционе, электронный аукцион признан несостоявшимся.
Комиссия считает жалобу ООО "Строй Лес" частично обоснованной на основании следующего.
Довод в части того, что по позициям 4, 5 установлено некорректное описание объекта закупки, признан обоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Аукционная документация содержит таблицу "Требования к товарам", в которой по позициям 4, 5 указано следующее:
N п/п |
Характеристики товара |
Минимальное значение |
Максимальное значение |
Неизменяемое значение |
Значение на выбор |
Единица измерения значения характеристики (согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ) |
ГОСТ, регламент, стандарт или обоснование их не применения(п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ) |
Единица измерения товара |
Количество товара |
4 |
Брусья обрезные хвойных пород |
|
|
|
|
|
м |
21.885 |
|
4.1 |
длина |
4 |
6,5 |
|
|
м |
|
|
|
4.2 |
ширина |
75 |
150 |
|
|
мм |
|
|
|
4.3 |
толщина |
40 |
75 |
|
|
мм |
|
|
|
4.4 |
сорт |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
5 |
Брусья обрезные хвойных пород |
|
|
|
|
|
м |
0.0072 |
|
5.1 |
длина |
4 |
6,5 |
|
|
м |
|
|
|
5.2 |
ширина |
75 |
150 |
|
|
мм |
|
|
|
5.3 |
толщина |
40 |
75 |
|
|
мм |
|
|
|
5.4 |
сорт |
|
|
4 |
|
|
|
|
|
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения" (далее также - ГОСТ 18288-87) устанавливает термины и определения понятий в области лесопильного производства, обязательны для применения во всех видах документации и литературы, входящих в сферу действия стандартизации или использующих результаты этой деятельности.
Пунктом 16 ГОСТ 18288-87 дано определение термину "Брус": пиломатериал толщиной и шириной 100 мм и более.
Между тем, установленные значения ширины и толщины материалов по вышеуказанным позициям противоречат ГОСТ 18288-87.
Заказчиком нарушены пункты 1, 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод в части того, что в аукционной документации по позиции 10 установлены показатели не в соответствии с действующим ГОСТ, признан необоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Аукционная документация содержит таблицу "Требования к товарам", в которой по позиции 10 указано следующее:
N п/п |
Характеристики товара |
Минимальное значение |
Максимальное значение |
Неизменяемое значение |
Значение на выбор |
Единица измерения значения характеристики (согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ) |
ГОСТ, регламент, стандарт или обоснование их не применения(п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ) |
Единица измерения товара |
Количество товара |
10 |
Доски обрезные хвойных пород |
|
|
|
|
|
м |
0.24 |
|
10.1 |
длина |
4 |
6,5 |
|
|
м |
|
|
|
10.2 |
ширина |
75 |
150 |
|
|
мм |
|
|
|
10.3 |
толщина |
44 |
|
|
|
мм |
|
|
|
10.4 |
сорт |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения" (далее также - ГОСТ 18288-87) устанавливает термины и определения понятий в области лесопильного производства, обязательны для применения во всех видах документации и литературы, входящих в сферу действия стандартизации или использующих результаты этой деятельности.
Пунктом 21 ГОСТ 18288-87 дано определение термину "Доска": пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины.
Между тем, согласно пунктам 1.16, 1.17 раздела 1 "Общие условия" части 1.1 "ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ЗАЯВКИ" аукционной документации в случае установления требуемого значения характеристики товара в столбце "Минимальное значение" в заявке следует указывать конкретное значение, которое равно или больше (выше) требуемого. Данное правило является общим, Инструкцией могут быть предусмотрены иные частные случаи. В случае установления требуемого значения характеристики товара в столбце "Максимальное значение" в заявке следует указывать конкретное значение, которое равно или меньше (ниже) требуемого. Данное правило является общим, Инструкцией могут быть предусмотрены иные частные случаи.
Следовательно, положения аукционной документации позволяют участникам закупки в составе первой части заявки представить значение показателя "ширина", соответствующее ГОСТ 18288-87.
Довод не нашел своего подтверждения
Довод в части того, что в аукционной документации указан ГОСТ, не вступивший в силу, признан необоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Аукционная документация содержит таблицу "Требования к товарам", в которой по позиции 23 указано следующее:
N п/п |
Характеристики товара |
Минимальное значение |
Максимальное значение |
Неизменяемое значение |
Значение на выбор |
Единица измерения значения характеристики (согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ) |
ГОСТ, регламент, стандарт или обоснование их не применения(п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ) |
Единица измерения товара |
Количество товара |
23 |
Пенополистиролбетонная смесь |
|
|
|
|
|
ГОСТ 33929-2016 |
м |
251.226 |
Приказом Росстандарта от 20.10.2016 N 1444-ст "О введении в действие межгосударственного стандарта" в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", а также с учетом протокола Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации от 31 августа 2016 г. N 90-П вводится в действие с 1 июля 2018 г. в качестве национального стандарта Российской Федерации межгосударственный стандарт ГОСТ 33929-2016 "Полистиролбетон. Технические условия".
Между тем, извещением о проведении электронного аукциона установлены сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг: с момента подписания контракта до 24.12.2018 г.
Следовательно, выполнение работ охватывает период времени, на который приходится действие указанного ГОСТ, в связи с чем Комиссия не усматривает нарушение Закона о контрактной системе данными действиями заказчика/уполномоченного органа.
При этом в позиции 15 отсутствует указание на ГОСТ 33929-2016.
Довод не нашел своего подтверждения.
Жалоба ООО "Строй Лес" подлежит признанию частично обоснованной.
Комиссия считает жалобу ООО "СтройСервис" частично обоснованной на основании следующего.
Довод в части того, что по позициям 4, 5 установлено некорректное описание объекта закупки, признан обоснованным, оценка доводу дана на страницах 2-3 решения.
Довод в части того, что по позиции 7 установлены значения ширины, которые не регламентированы ГОСТ 24454-80, признан необоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Аукционная документация содержит таблицу "Требования к товарам", в которой по позиции 7 указано следующее:
N п/п |
Характеристики товара |
Минимальное значение |
Максимальное значение |
Неизменяемое значение |
Значение на выбор |
Единица измерения значения характеристики (согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ) |
ГОСТ, регламент, стандарт или обоснование их не применения(п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ) |
Единица измерения товара |
Количество товара |
7 |
Бруски обрезные хвойных пород |
|
|
|
|
|
м |
1.8 |
|
7.1 |
длина |
4 |
6,5 |
|
|
м |
|
|
|
7.2 |
ширина |
40 |
50 |
|
|
мм |
|
|
|
7.3 |
толщина |
40 |
50 |
|
|
мм |
|
|
|
7.4 |
сорт |
|
|
3 |
|
|
|
|
|
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru в настоящее время действует "ГОСТ 24454-80. Пиломатериалы хвойных пород. Размеры" (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 10.11.1980 N 5731) (далее также - ГОСТ 24454-80).
Согласно пункту 2 ГОСТ 24454-80 номинальные размеры толщины и ширины обрезных пиломатериалов с параллельными кромками и толщины необрезных и обрезных пиломатериалов с непараллельными кромками должны соответствовать указанным в таблице.
Вместе с тем, данный пункт содержит примечание о том, что по требованию потребителя допускается изготовлять пиломатериалы с размерами, не указанными в таблице.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Довод в части того, что аукционная документация не устанавливает возможные виды и объемы работ из утвержденного перечня, которые подрядчик должен будет выполнить самостоятельно, признан обоснованным в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Правительством Российской Федерации 15.05.2017 г. принято постановление N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570).
Постановлением N 570 установлен перечень видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Пунктом 2 Постановления N 570 установлено следующее:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
Частью 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлено следующее:
Виды и объемы работ, которые подрядчик обязуется выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению контракта
*конкретные виды работ из групп работ, указанных в постановлении Правительства РФ от 15.05.2017 N570
N п/п |
N поз. по смете |
Наименование работ* |
Сметная стоимость строительных работ, тыс. руб. |
Доля в % от общей сметной стоимости работ |
1 |
Раздел 1. |
Устройство кровли (монтаж панелей кровли) |
4 236 360.53 |
46 |
2 |
Раздел 4. |
Возведение наружных ограждающих конструкций, устройство кровли, внутренние отделочные работы, (Помещение теплового узла) |
1 102 462.94 |
12 |
3 |
Раздел 5. |
Фасадные работы (Наружная отделка) |
193 598.84 |
2 |
4 |
Раздел 6. |
Устройство фундаментов и оснований (Отмостка вокруг здания) |
103 315.68 |
1 |
|
|
ИТОГО: |
5 635 737.99 |
61 |
|
|
ВСЕГО С НДС 18%: |
6 650 170.83 |
|
Начальная (максимальная) цена контракта составила 10 920 382,00 руб.
15 процентов от начальной (максимальной) цены контракта составляет 1 638 057,3 руб.
Таким образом, часть 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации содержит безусловное требование о выполнении подрядчиком самостоятельно без привлечения других лиц указанных работ в объеме на сумму 6 650 170,83 руб, превышающую минимальный объем работ 1 638 057,3 руб.
Между тем, из Постановления N 570 следует, что конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 570, определяются по предложению подрядчика.
Следовательно, возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, в аукционную документацию не включены, заказчиком неправомерно установлено безусловное требование о выполнении подрядчиком самостоятельно без привлечения других лиц указанных работ в объеме на сумму 6 650 170,83 руб, превышающую минимальный объем работ 1 638 057,3 руб.
Заказчиком нарушена часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе
Жалоба ООО "СтройСервис" подлежит признанию частично обоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки выявлено следующее.
Частью 1 "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА" аукционной документации установлено следующее:
"Требование в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N44-ФЗ:
Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (за исключением случаев, перечисленных в ч. 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, а также случая, предусмотренного ч. 2.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ при снижении участником закупки ценового предложения до 3 млн. рублей и менее), с правом выполнения строительства, реконструкции, капитального ремонта:
а) в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии);
При этом уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров должен соответствовать предполагаемой цене контракта согласно ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ.
Соответствие требованиям подтверждается действующей на день подачи заявки выпиской из реестра членов саморегулируемой организации по утвержденной форме".
Между тем, частью 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлено следующее:
"Перечень документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом аукциона: Наличие свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства:
9. Работы по устройству каменных конструкций
9.1. Устройство конструкций зданий и сооружений из природных и искусственных камней, в том числе с облицовкой
11. Монтаж деревянных конструкций
11.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений, в том числе из клееных конструкций
12.8. Антисептирование деревянных конструкций
12.9. Гидроизоляция строительных конструкций
12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования
13. Устройство кровель
13.1. Устройство кровель из штучных и листовых материалов"
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из названного Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
Положение части 2 статьи 52 ГрК РФ, устанавливающее, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ утратило силу с 01.07.2017 г., с вступлением в силу подпункта "а" пункта 8 статьи 1 Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно редакции части 2 статьи 52 ГрК РФ, действующей с 01.07.2017 г., работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций (далее - СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких СРО.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" с 1 июля 2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Таким образом, понятие "свидетельство СРО" с 01.07.2017 г. в области градостроительного законодательства не применяется, свидетельства СРО выданные раньше указанной даты утратили силу.
Согласно изменениям ГрК РФ, вступившим в силу с 01.07.2017 г., специальная правоспособность лица, выполняющего работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, подтверждается членством в СРО, в свою очередь подтверждением членства в СРО является выписка из реестра членов СРО, членом которой является участник закупки.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС 17.05.2018 года.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Следовательно, заказчиком указана недостоверная информация в части установленного требования к участникам закупки.
Заказчиком нарушены часть 3 статьи 7, пункт 1 часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения представитель заказчика заявлено ходатайство о выдаче предписания для внесения изменения в положения аукционной документации и продления срока подачи заявок.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Строй Лес" частично обоснованной. Довод в части того, что по позициям 4, 5 установлено некорректное описание объекта закупки, признан обоснованным.
2. Признать жалобу ООО "СтройСервис" частично обоснованной. Довод в части того, что по позициям 4, 5 установлено некорректное описание объекта закупки, аукционная документация не устанавливает возможные виды и объемы работ из утвержденного перечня, которые подрядчик должен будет выполнить самостоятельно, признаны обоснованными.
3. Признать заказчика Муниципальное казенное учреждение "Служба единого заказчика муниципального образования "Намский улус Республики Саха (Якутия)" нарушившим часть 3 статьи 7, пункт 1 часть 1 статьи 31, пункты 1, 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64, часть 2 статьи 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать заказчику Муниципальному казенному учреждению "Служба единого заказчика муниципального образования "Намский улус Республики Саха (Якутия)" предписание об устранении допущенных нарушений.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии: <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 8 июня 2018 г. N 06-580/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2018