Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
"_"
Рассмотрев обращение Мясникова В.Ю., содержащее информацию о признаках нарушения Заказчиком в лице Администрации сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, Уполномоченным органом в лице Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона N0101300045618000045 Выполнение работ по разработке проекта организации дорожного движения автомобильных дорог общего пользования, расположенных на территории сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.2 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе и Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан N 195 от 15.05.2018
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан 11.05.2018 года (вх. N 6761) поступило обращение Заявителя, перенаправленное ФАС России, содержащее информацию о признаках нарушения Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона N0101300045618000045.
Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в рамках наделенных полномочий в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.2 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, установила следующее.
24.04.2018 Уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, на электронной площадке АО "ЕЭТП" опубликовано извещение и документация об осуществлении закупки на выполнение работ по разработке проекта организации дорожного движения автомобильных дорог общего пользования, расположенных на территории сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан.
Как следует из обращения, в разделе 7.1 документации неправомерно установлено требование о необходимости согласования и утверждения проекта организации дорожного движения с органами ГИБДД по Белорецкому р-ну и г.Белорецк.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
При этом согласно ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч.1 ст.1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с п.2 Раздела I.информация о закупке документации об электронном аукционе "Наименование и описание объекта закупки" заказчик, уполномоченный орган осуществляет определение подрядчика на выполнение работ, информация о которых содержится в информационной карте и Техническом задании (раздел IV настоящей документации).
Согласно п.7 раздела IV. Техническое задание следует, что результатом работ является проекты организации дорожного движения в бумажном варианте формата А3 в цветном изображении в 3-х экземплярах, согласованные с органами ГИБДД по Белорецкому р-ну и г.Белорецк и CD-ROM с электронным видом документа (формата файла с возможностью редактирования документа).
Таким образом, документаций определено, что проект организации дорожного движения должен быть согласован с органами ГИБДД по Белорецкому р-ну и г.Белорецк.
Как следует из представленных Заказчиком пояснений, по мнению автора жалобы, органы ГИБДД изначально могут иметь двоякую позицию, при которой они могут согласовывать, а могут и не согласовывать проекты ОДД, об этом заявитель сам лично указывает в обращении и подтверждает, что ГИБДД согласовывают проекты ОДД для соискателей, которые имеют возможность получить соответствующую отметку. Тем самым автор практически сам подтверждает, что ГИБДД, все же имеет полномочия по согласованию проектов. Действующим законодательством полномочия по согласованию проекта ОДД органами ГИБДД предусмотрено.
В качестве нормативного обоснования правомерности установления требований по согласованию проектов ОДД с органами ГИБДД Заказчиком указана ссылка на постановление совета министров - правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N1090, которым утверждены основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Согласно п.15 данного постановления соответствующие должностные и иные лица в случаях, предусмотренных действующим законодательством, в установленном порядке согласовывают проекты организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, оборудование дорог техническими средствами организации движения. Согласно пп.27 п.11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2015 N 699, формирование государственной политики в области безопасности дорожного движения и участие в реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации, организация и проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий, организация и осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в Российской Федерации, а также осуществление специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся к полномочиям МВД.
Таким образом, Заказчик приходит к выводу, что обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах относится к полномочиям МВД России, в том числе и специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 15.06.1998 N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" установлено, что государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области дорожного движения. Пунктом 2 вышеуказанного Указа предусмотрено, Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее именуются - граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее именуются - нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
Пунктом 11 Указа предусмотрена обязанность Госавтоинспекции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к эксплуатационному состоянию и ремонту дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения. Проект Организации дорожного движения это комплексный документ, по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, который создается с учетом нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (Госты, Снипы и т.д.) и утверждается соответствующими должностными лицами и носит обязательный исполнения на дорогах местного значения. Данный документ имеет непосредственное отношение к безопасности дорожного движения, т.к. регламентирует установку дорожных знаков, светофоров, пешеходных переходов, дорожной разметки, а безопасность граждан. Контроль за безопасностью дорожного движения напрямую отнесен к должностным лицам органов ГИБДД. По мнению Заказчика, аналогичные требования закреплены в ст.12 Закона о полиции, которым предусмотрена обязанность сотрудников полиции, в том числе осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения; регулировать дорожное движение; оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии; осуществлять государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения; принимать экзамены на право управления автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдавать водительские удостоверения; регистрировать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, автомототранспортные средства и прицепы к ним и выдавать в установленных случаях свидетельства о допуске их к перевозке опасных грузов; осуществлять по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Правительством Российской Федерации, сопровождение транспортных средств; согласовывать маршруты крупногабаритных транспортных средств, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях - тяжеловесных транспортных средств.
В то же время доводы Заказчика не находят своего подтверждения в силу требований Федерального закона от 07.11.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции), согласно которым в обязанности органов ГИБДД МВД РФ не входит рассмотрение и согласование проектов организации дорожного движения.
Кроме того, в целях всестороннего, полного, объективного выяснения обстоятельств дела, Башкортостанским УФАС России 21.05.2018 в Министерство внутренних дел по Республике Башкортостан направлено письмо исх.N7/6289 с просьбой предоставить разъяснения на основании каких нормативных актов органы ГИБДД МВД РБ наделены полномочиями по рассмотрению и согласованию проектов организации дорожного движения.
Как следует из поступившего 25.05.2018 (вх.N7520), 31.05.2017 (вх.N7916) ответа, в силу Закона о полиции в обязанности органов ГИБДД не входит рассмотрение и согласование проектов организации дорожного движения.
Таким образом, установленное в п.7.1 раздела IV. Техническое задание документации об электронном аукционе требование к результату выполняемой работы, в частности о необходимости согласования проекта организации дорожного движения с органами ГИБДД по Белорецкому району и г.Белорецк, является неправомерным, противоречащим требованиям действующему законодательству.
Изложенное свидетельствует о нарушении п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, в действиях Заказчика и Уполномоченного органа выявлено нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок внеплановых проверок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Поскольку процедура определения поставщика (подрядчика, исполнителя) завершена, 25.05.2018 Заказчиком заключен контракт, у Комиссии отсутствуют правовые основания для выдачи предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
Р Е Ш И Л А:
1. В действиях Заказчика в лице Администрации сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, Уполномоченного органа в лице Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан установлено нарушение п.1 ч.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не выдавать.
3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 8 июня 2018 г. N ВП-120/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2018