Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО Производственный Кооператив "Победа" (далее - Заявитель) на действияФедерального казенного учреждения "Северо-Западное окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации"(далее - Заказчик) при проведении Заказчиком,Национальной электронной площадкой(далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на закупку источников резервного электропитания(номер извещения 0372100047318000100)(далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действияЗаказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, описавшего объект закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе, что не позволяет заполнить заявку на участие в Аукционе.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении АукционаЗаказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведенииАукциона, документацией обАукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведенииАукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru - 23.05.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 29 535 854 руб.;
3) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
4) на основании части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе единая комиссия Заказчика приняла решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в Аукционе, его участником;
5) по результатам рассмотрения второй части заявки единственный допущенный к участию в Аукционе участник закупки признан соответствующим требованиям документации об Аукционе.
1. Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в документации об Аукционе предусмотрена возможность установки дополнительного топливного бака, при этом в документации об Аукционе показатели, позволяющие определить соответствие дополнительного бака установленным Заказчиком требованиям не установлены, что не позволяет заполнить заявку на участие в Аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В разделе 10 "Техническая часть (Наименование и описание объекта закупки)" документации об Аукционе (далее - Техническая часть) установлены требования к закупаемым товарам, в том числе показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара установленным Заказчиком требованиям.
В пункте 2.1) Технической части установлены требования к товару "Электроагрегат контейнерного исполнения, мощностью 100 кВт, автоматизированный по 2-й степени", в том числе: "Расходный топливный бак должен быть интегрирован в раму электроагрегата, не иметь болтовых соединений. Допускается установка дополнительного топливного бака. Топливный бак изготовлен из стального листа, толщина стенок топливного бака, мм: не менее 2 (Заказчиком установлен показатель, имеющий минимальное значение). Объём топливного бака (баков), литров: не менее 500 (Заказчиком установлен показатель, имеющий минимальное значение). Вместимость расходного и дополнительного (при его наличии) топливного бака (баков) должна обеспечивать длительность необслуживаемой работы электроагрегата при номинальной мощности без дозаправки топлива не менее 16 часов (Заказчиком установлен показатель, имеющий минимальное значение)".
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что положения документации об Аукционе допускают установку дополнительного топливного бака. При этом в документации об Аукционе установлены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого расходного топливного бака установленным Заказчиком требованиям. Кроме того, Заказчиком дан ответ на запрос о разъяснении положений документации об Аукционе от 06.06.2018 N РД1 (далее - Ответ от 06.06.2018 N РД1), согласно которому требования, предъявляемые к расходному топливному баку, также относятся к дополнительному топливному баку.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих, что указанные действия Заказчика не позволяют заполнить заявку на участие в Аукционе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно доводу жалобы Заявителя установленное Заказчиком требование "Топливный бак (баки) и топливопровод не допускается располагать вблизи источников тепла (глушителя, выхлопной трубы, подогревательных устройств и т.п.), а также вблизи коммутационной аппаратуры и, кроме того, они должны быть защищены от нагрева выше допускаемого", что не позволяет определить требуемое Заказчиком расстояние расположения топливного бака (баков) и топливопровода от источников тепла. Таким образом, указанное требование не позволяет, по мнению Заявителя, участникам закупки заполнить заявку на участие в Аукционе в соответствии с требованиями документации об Аукционе.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В пункте 2.1) Технической части установлены требования к товару "Электроагрегат контейнерного исполнения, мощностью 100 кВт, автоматизированный по 2-й степени", в том числе: "Топливный бак (баки) и топливопровод не допускается располагать вблизи источников тепла (глушителя, выхлопной трубы, подогревательных устройств и т.п.), а также вблизи коммутационной аппаратуры и, кроме того, они должны быть защищены от нагрева выше допускаемого".
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что указанное требование установлено в соответствии с ГОСТ 33115-2014, что также Заказчиком разъяснено в Ответе от 06.06.2018 N РД1.
Комиссией установлено, что в ГОСТ 33115-2014 указано: "Топливные баки и топливопроводы не допускается располагать вблизи источников тепла (глушителей, выхлопных труб, подогревательных устройств и т. п.), а также вблизи коммутационной аппаратуры и, кроме того, они должны быть защищены от нагрева выше допускаемого".
Учитывая изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Также, согласно доводу жалобы Заявителя Заказчик в Ответе от 06.06.2018 N РД1 ссылается на ГОСТ 33115-2014, при этом в документации об Аукционе не установлено требований о соответствии закупаемого товара ГОСТ 33115-2014, и по имеющейся у Заявителя информации закупаемый Заказчиком товар производится в соответствии с ГОСТ 50783-95.
Комиссией установлено, что в документации об Аукционе не содержится указания на соответствие закупаемого товара ГОСТ 33115-2014.
Вместе с тем, положения Закона о контрактной системе не обязывают Заказчика в документации об Аукционе устанавливать требованиям о соответствии конкретным ГОСТ. В соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании объекта закупки должен устанавливать показатели, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Кроме того, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих, что действия Заказчика нарушают положения Закона о контрактной системе и что закупаемый Заказчиком товар должен производиться в соответствии с ГОСТ 50783-95.
Учитывая изложенное, указанныедействия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком установлено требование к товару "Электроагрегат контейнерного исполнения, мощностью 100 кВт, автоматизированный по 2-й степени" о том, что программное обеспечение контроллера должно быть в свободном доступе, при этом согласно Ответуот 06.06.2018 N РД1 данное требование установлено Заказчиком в соответствии сГОСТ Р 54593-2011. Вместе с тем, в указанном ГОСТ отсутствует формулировка "в свободном доступе". Таким образом, по мнению Заявителя, указанное требование не позволяет заполнить заявку на участие в Аукционе в соответствии с требованиями документации об Аукционе.
В пункте 2.1) Технической части установлены требования к товару "Электроагрегат контейнерного исполнения, мощностью 100 кВт, автоматизированный по 2-й степени", в том числе: "Программное обеспечение контроллера должно быть в свободном доступе, и иметь возможность быстрого сброса ошибок методом перезагрузки".
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что требование к закупаемому товару установлено исходя из потребностей Заказчика.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих, что указанное требование противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и не позволяет заполнить заявку на участие в Аукционе.
Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлено невыполнимое требование к регулируемому дышлу закупаемых товаров, а именно: "высота регулировки дышла в диапазоне, мм: не более 420 (Заказчиком установлен показатель, имеющий максимальное значение) и не менее 1100 (Заказчиком установлен показатель, имеющий минимальное значение)", что не позволяет определить соответствие товара установленным Заказчиком требованиям.
В Технической части установлены в том числе следующие требования к закупаемым товарам: "регулируемое дышло состоит из трех фрагментов (Z-образное), соединённых посредством регулируемых шарнирных соединений, высота регулировки дышла в диапазоне, мм: не более 420 (Заказчиком установлен показатель, имеющий максимальное значение) и не менее 1100 (Заказчиком установлен показатель, имеющий минимальное значение)".
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что указанные требованияк закупаемому товару установлены исходя из потребностей Заказчика. Кроме того, значение "не более 420" является максимальным минимального значения, значение "не менее 1100" минимальным максимального значения.
Вместе с тем, представителем Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих обратное.
Комиссией установлено, что указанные действия Заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Также из жалобы Заявителя следует, что требование "регулируемое дышло состоит из трех фрагментов (Z-образное)" является излишним, поскольку не является стандартом в производстве.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих, что указанные требования являются невыполнимыми и излишними и не позволяют определить соответствие товара установленным Заказчиком требованиям.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что указанныедействия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлено невыполнимое требование к типу тормозов закупаемых товаров, а именно: "механический или гидравлический, инерционного типа или эквивалент", поскольку согласно инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе, показатели прописанные через знак "," должны быть указаны одновременно. Вместе с тем, каждый из указанных типов тормозов являются отдельными и самостоятельными типами и между собой не комбинируются.
В Технической части установлено в том числе следующее требование к закупаемым товарам: "тип тормозов: механический или гидравлический, инерционного типа или эквивалент".
Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе (далее - Инструкция) "в случае перечисления значений показателей через ",", ";" или при сопровождении символа "\" участник закупки должен указать все значения показателей из перечисленных в описании объекта закупки.В случае перечисления значений показателей с использованием союза "или" участник закупки должен указать единственное значение показателей из перечисленных в описании объекта закупки, за исключением случаев, когда союз "или" указан в наименовании показателя".
Таким образом, участники закупки в заявке на участие в Аукционе должны указать тип тормозов: либо "механический, инерционный", либо "гидравлический, инерционный" согласно требованиям Инструкции.
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что указанное требованиек закупаемому товару установлено исходя из потребностей Заказчика.
Вместе с тем, представителем Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих, что каждый из типов тормозов указанных в документации об Аукционе являются отдельными и самостоятельными типами и между собой не комбинируются.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя о том, что Заказчикописал объект закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе, что не позволяет заполнить заявку на участие в Аукционе, не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системепервая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Пунктом 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционеот 09.06.2018 N 181заявка под номером "2" допущена к участию в Аукционе.
Согласно Инструкции показатели, имеющие минимальные и (или) максимальные значения, в свою очередь могут быть представлены участником в конкретном единичном значении или в диапазоне (интервале) значений в зависимости от требований документации об Аукционе, выраженных в примечаниях в скобках.
В Технической части установлено в том числе следующее требование к закупаемым товарам: "укомплектован ручным стояночным тормозом и противооткатными опорами в количестве, штук: не менее 2 (Заказчиком установлен показатель, имеющий минимальное значение, который должен быть конкретизирован)".
Изучив первую часть заявки с порядковым номером "2" на участие в Аукционе, представленную представителем Заказчика, Комиссия установила, что в заявке к предлагаемым к поставкетоварамуказано: "укомплектован ручным стояночным тормозом и противооткатными опорами в количестве, штук: не менее 2", что не соответствует требованиямИнструкции и Технической части.
Таким образом, действия единой комиссии Заказчика, принявшей решение одопуске заявки с порядковым номером "2" к участию в Аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок, поданных на участие в Аукционе,нарушают пункт 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО Производственный Кооператив "Победа"необоснованной.
2. Признать в действиях единой комиссии Заказчика нарушение пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, единой комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать сведения о выявленном нарушении Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 июня 2018 г. N КГОЗ-253/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2018