Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ФГУП "Стандартинформ" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Заказчик), единой комиссии Заказчика (далее - Единая комиссия) при проведении Заказчиком, Единой комиссией конкурса на право заключения государственного контракта на эксплуатацию ФГИС Росстандарта (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0173100009218000054) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Единой комиссии при проведении Заказчиком, Единой комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Единой комиссии:
1. Положения Конкурсной документации и сведения, указанные в плане-графике содержат противоречивые сведения в отношении предмета закупки, объема оказываемых услуг, сроков оказания услуг, кодов ОКПД 2, в документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе в отношении коэффициента значимости по показателя критерия, ненадлежащим образом установлено обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
2. Заказчиком не представлены и не размещены в ЕИС разъяснения положений Конкурсной документации.
3. Протокол вскрытия конвертов не содержит сведений о предложениях участников закупки по методологии работы и ожидаемому результату услуги.
4. Единой комиссией неправомерно не учтены сведения, представленные Заявителем для оценки по показателю "Опыт участника закупки по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня" (далее - Показатель N 1), а также неправомерно положительно оценены сведения по указанному Показателю N 1 заявке Победителя Конкурса.
5. В протоколе рассмотрения заявок допущены арифметические ошибки при расчете баллов.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Единая комиссия действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 16.05.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 37 800 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки;
6) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 08.06.2018;
7) победителем Конкурса признано Общество с ограниченной ответственностью "Агентство Смарт Консалтинга" с предложением о цене контракта 37 800 000 рублей.
1. В соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. По истечении указанного срока обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе 06.06.2018. Вместе с тем, жалоба Заявителя подана в ФАС России 09.09.2018, 13.06.2018 (вх. N 93123/18), (вх. N 93494/18) то есть после окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе.
Таким образом, довод Заявителя о том, что положения Конкурсной документации не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, не подлежит рассмотрению Комиссией.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком не представлены разъяснения положений Конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 50 Закона о контрактной системе, любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Согласно части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что запрос о предоставлении разъяснений положений Конкурсной документации направлен Заявителем в адрес Заказчика 28.05.2018 N ВВ/02-3487.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанный запрос о предоставлении разъяснений положений Конкурсной документации направлен Заявителем в адрес Заказчика посредством электронного документооборота, при этом соответствующее разъяснение положений Конкурсной документации направлено в адрес Заявителя 01.06.2018N 8906-ТК/06.
Вместе с тем, согласно сведениям, размещенным в ЕИС, вышеуказанная информация о запросе и разъяснениях положений Конкурсной документации, в ЕИС не размещена, что не оспаривается представителями Заказчика.
Следовательно, действия Заказчика, нарушают часть 8 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. По мнению Заявителя, протокол вскрытия конвертов не содержит сведений о предложениях участников закупки по методологии работы и ожидаемому результату услуги.
В соответствии с пунктом 6 статьи 52 Закона о контрактной системе объявляются при вскрытии данных конвертов и открытии указанного доступа и вносятся в протокол информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника открытого конкурса, конверт с заявкой которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке которого открывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 06.06.2018 N ПВК 1 (далее - Протокол вскрытия конвертов), содержит информацию, предусмотренную статьей 52 Закона о контрактной системе, в частности, в указанном протоколе содержатся сведения в отношении предложений участников закупки по методологии работы и ожидаемому результату услуги.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода Заявителя.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. По мнению Заявителя, Единой комиссией неправомерно не учтены сведения, представленные Заявителем для оценки по Показателю N 1, а также неправомерно положительно оценены сведения по указанному Показателю N 1 заявке Победителя Конкурса.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе в том числе, на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.
Пунктом 50 информационной карты Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) Цена контракта - значимость критерия 30%, коэффициент значимости 0,3, максимальное количество баллов 100;
2) Качественные, функциональные и экологические характеристики выполняемых работ (далее - Критерий N 1) - значимость критерия 65%, коэффициент значимости 0,65, максимальное количество баллов 100;
3) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта выполнения работ, связанного с предметом Контракта, и деловой репутации специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - Критерий N 2) - значимость критерия 5 %, коэффициент значимости 0,05, максимальное количество баллов 100.
Критерий N 2 заявки на участие в конкурсе содержит, в том числе следующие показатели, в рамках которых установлен следующий порядок оценки заявок, а именно:
"По показателю 3.1 Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг, с учетом их опыта в области деятельности, относящейся к предмету конкурса (далее - Показатель N 1).
Значимость показателя 3.1 критерия 3 - 20 %.
Присвоение количества баллов заявкам по показателю 3.1 осуществляется членами Комиссии по осуществлению закупок на основе рассмотрения представленных участниками конкурса документов, подтверждающих их квалификацию, включая опыт оказания услуг в области, относящейся к предмету конкурса.
Участником закупки должны быть предоставлены данные о наличии у него квалифицированных специалистов в области, относящейся к предмету конкурса, являющихся сотрудниками участника закупки и обладающих квалификацией, подтвержденной копиями дипломов и соответствующими выписками из трудовых книжек и (или) трудовых договоров.
Область деятельности, в которой должны иметь квалификацию специалисты (руководитель и ключевые специалисты), предлагаемые участником закупки для выполнения работ в соответствии с условиями документации и технических требований - проектирование, создание, развитие, модернизация и сопровождение государственных автоматизированных информационных систем.
Заявки на участие в конкурсе будут оцениваться с использованием данных, представленных участником конкурса по пункту 2 формы 4.4, исходя из максимального значения показателя 3.1 60 баллов (НЦБ(3.1)):
Количество баллов, присуждаемых по данному показателю, определяется следующим образом: за каждого сотрудника 1 балл, но не более 20.
При оценке предложений участников закупки по показателю 3.1 указывается число квалифицированных специалистов (руководитель и ключевые специалисты), предлагаемых для оказания услуг участником закупки, с учетом их квалификации. При отсутствии в заявке на участие в открытом конкурсе копий, указанных выше документов, участник открытого конкурса получает 0 баллов по данному показателю.
По показателю 3.2 Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема (далее - Показатель N 2).
Значимость показателя 3.2 критерия 3 - 80 %.
Заявки на участие в конкурсе будут оцениваться по количеству оказанных услуг, выполненных участником конкурса за последние 5 лет в области, являющейся предметом конкурса.
При оценке по данному показателю услугами сопоставимого характера и объема считаются оказанные услуги аналогичной тематики, выполненные в рамках обособленного государственного контракта либо субподрядного контракта на выполнение работ по обособленному государственному контракту.
Услугами аналогичной тематики считаются услуги по проектированию, созданию, развитию, модернизации и сопровождению государственных автоматизированных информационных систем.
При этом календарная дата заключения контракта должна быть не ранее 5 календарных лет с даты объявления настоящего конкурса. Стоимость оказанных услуг, выполненных работ в рамках контракта должна составлять не менее 10% от начальной (максимальной) цены государственного контракта, указанной в настоящей конкурсной документации.
Подтверждением опыта выполнения работ, оказания услуг сопоставимого характера и объема служит информация из заявки участника конкурса. Услуги, работы сопоставимого характера и объема учитываются только в случае, если они отвечают одновременно всем вышеуказанным требованиям и подтверждены копиями заключенных контрактов (включая все приложения) с указанием номера реестровой записи государственного контракта (государственного контракта на выполнение работ по которому заключен субподрядный контракт), присвоенного при регистрации контракта на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (сайт http://www.zakupki.gov.ru), с приложением итоговых актов приемки выполненных работ (для многолетних контрактов при наличии итоговых актов и отдельных актов о приемки выполненных работ в учитываемом году). Представленные контракты должны быть исполнены в срок и без применения штрафных санкций.
Лучшим условием по данному показателю является наибольшее суммарное количество заключенных контрактов (договоров) подтвержденных соответствующими актами о приемки - сдачи работ, оказанных услуг.
Оценка заявок на участие в конкурсе по показателю 3.2 будет осуществляться по формуле: НЦБi (3.2) = 40 x (Ki/Kmax), где: - предложение участника закупки, заявка которого оценивается; - максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки. За каждый проект сопоставимого характера и объема - 20 баллов, но не более 80 баллов".
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 08.06.2018 N ПРО 1 (далее - Протокол рассмотрения заявок), по Показателю N 2 Победителю Конкурса присвоено 2,15 баллов с учётом коэффициента значимости (из 5 возможных): 3 балла по Показателю N 1: 40 баллов по Показателю N 2; Заявителю 0,65 баллов с учётом коэффициента значимости (из 5 возможных) 13 баллов по Показателю N 1: 0 баллов по Показателю N 2.
В отношении оценки сведений по Показателю N 2 Единой комиссией положительно оценены 2 договора из 8 представленных в составе заявки Победителя договоров (в частности, обжалуемый Заявителем контракт не учтен), а 8 представленных Заявителем договоров не соответствует предмету оценки по Показателю N 2, в частности, Заявителем представлены соглашения о предоставлении субсидий, в то время как оценке положительно подлежат, в том числе услуги, выполненные в рамках обособленного государственного контракта либо субподрядного контракта на выполнение работ по обособленному государственному контракту.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Единой комиссии при оценке сведений не противоречат требованиям Конкурсной документации.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено иных сведений, подтверждающих обоснованность довода Заявителя.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. По мнению Заявителя, в Протоколе рассмотрения заявок допущены арифметические ошибки при расчете баллов.
В соответствии с частью 12 статьи 53 Закона о контрактной системе к протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе прилагается предусмотренное пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара с размещением в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания протокола.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в Конкурсной документации допущены технические ошибки, выразившиеся в неверном указании количества баллов участникам закупки, а именно: а именно По Критерию N 2 Заявителю присвоено 1,63 баллов вместо 2,15 баллов, Заявителю присвоено 0,13 баллов вместо 0, 65 баллов. При этом, итоговый рейтинг участников закупки не изменился.
Крое того, к Протоколу рассмотрения заявок не приложено предложение Победителя Конкурса в отношении объекта закупки и не размещено в ЕИС.
Таким образом, действия Единой комиссии нарушают часть 12 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. По Показателю N 1 указано следующее. "Заявки на участие в конкурсе будут оцениваться с использованием данных, представленных участником конкурса по пункту 2 формы 4.4, исходя из максимального значения показателя 3.1 60 баллов (НЦБ(3.1)): Количество баллов, присуждаемых по данному показателю, определяется следующим образом: за каждого сотрудника 1 балл, но не более 20".
По Показателю N 2 указано следующее: "Оценка заявок на участие в конкурсе по показателю 3.2 будет осуществляться по формуле: НЦБi (3.2) = 40 x (Ki/Kmax), где: - предложение участника закупки, заявка которого оценивается; - максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки. За каждый проект сопоставимого характера и объема - 20 баллов, но не более 80 баллов".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в Конкурсной документации допущены технические ошибки, выразившиеся в следующем
По Показателю N 1 максимальное количество баллов 20, а не 60.
По Показателю N 2 максимальное количество баллов 80, а не 40.
Кроме того, представители Заказчика пояснили, что в при оценке заявок руководствовались коэффициентами значимостей, указанными в Конкурсной документации, а именно По Показателю N 1 - 0,2, По Показателю N 2 - 0,8.
Таким образом, действия Заказчика, установившего ненадлежащий порядок оценки, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение не влияет на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку с учетом пояснений представителей Заказчика порядок оценки применялся в соответствии с Правилами и коэффициентами значимостей, указанными в Конкурсной документации, а именно По Показателю N 1 - 0,2, По Показателю N 2 - 0,8.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ФГУП "Стандартинформ" обоснованной в части не размещения в ЕИС разъяснений положений Конкурсной документации, ненадлежащего составления и размещения в ЕИС Протокола рассмотрения заявок.
2. В соответствии с часть 3 статьи 105 Закона о контрактной системе, доводы Заявителя о том, что положения Конкурсной документации не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, не подлежат рассмотрению Комиссией.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50, части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе.
4. Признать в действиях Единой комиссии нарушение части 12 статьи 53 Закона о контрактной системе.
5. Выдать Заказчику, Единой комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
6. Передать материалы от 18.06.2018 по делу N 18/44/105/677 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 июня 2018 г. N 18/44/105/677
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2018