Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок М.Г. Жуковой,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок А.Р. Гулевич,
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
при участии представителя ФГБУ "УЭЗ МИД РОССИИ": Г.А. Доценко,
в присутствии представителя ИП Пусенков Дмитрий Николаевич: Н.Н. Макарова,
рассмотрев жалобу ИП Пусенкова Дмитрий Николаевич (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "УЭЗ МИД РОССИИ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по санитарно - техническому содержанию оконных блоков на объектах МИД России (Закупка N 0373100047918000006) (далее-Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона.
По мнению Заявителя, требования, установленные Заказчиком в документации об электронном аукционе, нарушают положения Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (N ТФ/28938/18 от 18.06.2018) документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. По мнению Заявителя, в аукционной документации установлено неправомерное требование о наличии у участника закупки лицензии ФСБ России.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона о контрактной системе, указываются предъявляемые участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На основании п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Заказчиком в п.6.1.2 "Требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к участникам закупки" Информационной карты аукционной документации указано: "соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (Копия Лицензии ФСБ России на проведение работ со сведениями, составляющими государственную тайну)".
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную частью 8 статьи 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, а также представил документ для служебного пользования, на основании которого Заказчиком установлено требование о наличии у участника закупки лицензии ФСБ России.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы Заявителя является необоснованным.
2. По мнению Заявителя, в Техническом задании аукционной документации установлены неправомерные требования к товарам.
Согласно пп.1, 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком в Техническом задании аукционной документации установлены требования к товарам, в частности: п.3.1.1 "Средство для мытья деревянных поверхностей" - Должно не оставлять разводов; п.3.1.2 "Слабощелочное моющее незамерзающее средство" - Не должен оставлять разводов; п. 3.1.3 "Моющее средство" - Не должно оставлять разводов. Долдно удалять уличные и бытовые загрязнения, копоть, отпечатки рук.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что Заказчиком не указаны максимальные (или) минимальные значения таких показателей, что не позволяет определить соответствие закупаемых услуг, установленным Заказчиком требованиям.
Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что согласно положениями ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчиком в документации устанавливаются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводы о необоснованности указанного довода.
3. Заявитель также обжалует отсутствие в аукционной документации требований о соответствии характеристик необходимых товаров положениям ГОСТ Р 51870-2014 "Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Общие технические условия".
Согласно п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссией Управления установлено, что в аукционной документации не установлены требования о соответствии товаров положениям ГОСТ Р 51870-2014 "Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Общие технические условия", что не противоречит ст.33 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о невозможности формирования заявки на участие в аукционе при отсутствии требований о соответствии характеристик товаров ГОСТ Р 51870-2014 "Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Общие технические условия".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данные доводы жалоб Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
4. Заявитель в своей жалобе указывает, что установление Заказчиком в п.8 Технического задания требований к персоналу Исполнителя, а также в пп. 7.1.1 и 7.1.2 требование о наличии у персонала Исполнителя соответствующих сертификатов, по мнению Заявителя, является неправомерным, а также не позволяет привлечение субподрядчика.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
На основании ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил в п. 3.1.6 проекта Контракта установлено, что Исполнитель обязан оказывать услуги по Контракту лично либо с привлечением третьих лиц. При этом невыполнение третьими лицами обязательств перед Исполнителем не освобождает Исполнителя от выполнения условий Контракта, таким образом, позиция Заявителя не соответствует действительности.
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком не устанавливались требования к участнику закупки о наличии определенной квалификации. Требования установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к участникам закупки определены в п. 1.6.2 Информационной карты.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данные доводы жалобы Заявителя являются необоснованными.
5. Согласно доводу жалобы в аукционной документации содержится инструкция по заполнению заявки, которая является сложной и запутанной, следовательно ограничивает количество участников закупки. Кроме того, Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчиком требования к товарам, которые становятся известны только после испытания товаров.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя не представил доказательства о невозможности заполнения заявки участником закупки и ограничении количества участников закупки.
Таким образом, на основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
6. Согласно доводу жалобы Заказчик вносил изменения в аукционную документацию 6 раз, чем, по мнению Заявителя, изменил объект закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
На основании ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно извещению о проведении аукциона объектом закупки является оказание услуг по санитарно-техническому содержанию оконных блоков на объектах МИД России, соответственно при внесении изменений в документацию объект закупки Заказчиком не изменялся.
Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что Закон о контрактной системе не ограничивает Заказчика в количестве раз внесения изменений в документацию.
8. Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Управления установила следующее.
В соответствии с ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
В силу ст.191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
На заседании Комиссии Управления установлено, что срок окончания подачи заявок в соответствии с Извещением о проведении электронного аукциона 29.06.2018, при этом изменения Извещения о проведении электронного аукциона размещены в единой информационной системе 15.06.2018, что составляет 14 дней до момента окончания срока подачи заявок, в связи с чем Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Пусенкова Дмитрия Николаевича на действия ФГБУ "УЭЗ МИД РОССИИ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председательствующий М.Г. Жукова
Члены Комиссии: А.Р. Гулевич
Е.А. Миронова
Исп.: Гулевич А.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 июня 2018 г. N 2-57-7665/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2018