Резолютивная часть решения оглашена 20 июня 2018 года
Решение в полном объеме изготовлено 25 июня 2018 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии:, Членов Комиссии:,
в присутствии представителей Государственного унитарного предприятия "Облкиновидео" -
представитель ЗАО "Востокстройсервис" - не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен,
рассмотрев жалобу ЗАО "Востокстройсервис" на действия Государственного унитарного предприятия "Облкиновидео" при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт кинотеатра "Мир" г. Орск (номер извещения N 0553200001218000029),
УСТАНОВИЛА:
13 июня 2018 г. из ФАС России в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ЗАО "Востокстройсервис" на действия Государственного унитарного предприятия "Облкиновидео" при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт кинотеатра "Мир" г. Орск (номер извещения N 0553200001218000029) (далее - аукцион).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, оператору электронной площадки, выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части проведения процедуры заключения контракта.
В своей жалобе Заявитель указывает следующее:
1. по материалу "железобетонные ступени" в разделе III Заказчиком установлена характеристика и соответствующий ей показатель "расход: бетона, м3 не более 0,060". Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, участниками закупки в заявках указываются максимальные и (или) минимальные показатели. Между тем, в соответствии с ГОСТ 8717-2016, поданной характеристике показатели выражены не максимальными и не минимальными и не диапазонными значениями, а в названном ГОСТ для ступеней марки ЛС14 определено конкретное значение требуемого показателя, а именно "расход: бетона 0,060м3", для ЛС12 - "расход: бетона 0,053м3".
2. по материалу "кирпич" в разделе III Заказчиком установлена характеристика и соответствующий ей показатель "класс средней плотности не более 1,2". Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, участниками закупки в заявках указываются максимальные и (или) минимальные показатели. Между тем, в соответствии с ГОСТ 530-2012 по данной характеристике показатели выражены не максимальными не минимальными и не диапазонными значениями, а в названном ГОСТ для кирпича по требуемому показателю определены конкретные значения.
3. В инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе Заказчика установлено следующее требование "Не допускается при заполнении вместо указания конкретных характеристик (показателей) товара указывать: кроме прочих слово "соответствует".
При этом, в инструкции также указано: "Если в разделе I значения показателей указаны со словами "не более", "не менее", "в диапазоне", "или" и т.п. это означает, что требованиям Заказчика отвечают все числовые (иные) значения показателей соответствующие логическому, математическому значению указанных ограничений", а также "Раздел I - Значения показателей, которые не могут изменяться участником при подаче заявки. у участника закупки при заполнении первой части заявки отсутствует необходимость конкретизировать данный раздел". Таким образом, Заказчиком установлены взаимоисключающие требования в инструкции, не позволяющие составить заявку на участие в электронном аукционе.
4. В инструкции по заполнению заявки Заказчиком не указано что означает знак "/", что не позволяет составить заявку на участие в электронном аукционе.
5. В техническом задании аукционной документации Заказчиком установлены излишние требования к товару (материалу) "Катанка".
6. В техническом задании аукционной документации Заказчиком при описании требований к товару (материалу) "Перемычки", указаны единицы измерения не соответствующие действующему ГОСТ.
7. Заказчиком в разъяснениях положений аукционной документации не указан предмет запроса. Кроме того, последний день дачи разъяснений является нерабочим днем.
Кроме того, Заявителем перед Комиссией Оренбургского УФАС России поставлен ряд вопросов.
Представители Заказчика жалобу просили признать необоснованной, поддержали доводы, изложенные в письменных пояснения, пояснили, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, изучив доводы, пришла к следующим выводам:
27.03.2018 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт кинотеатра "Мир" г. Орск (номер извещения N 0553200001218000029).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 49 005 000,00 рублей.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участив в электронном аукционе, раздел III - Показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках.
В разделе III технического задания аукционной документации по позиции "Железобетонные ступени" Заказчиком установлена следующая характеристика "расход: бетона, м3 не более 0,060".
В соответствии с ГОСТ 8717-2016, для ступеней марок ЛС 11-Б, ЛС 11-ЛБ, ЛС 11-СБ установлен расход бетона 0,046 м3; для ступеней марок ЛС 12-Б, ЛС 12-ЛБ, ЛС 12-СБ - 0,053 м3; для ступеней марок ЛС 14-Б, ЛС 14-ЛБ, ЛС 14-СБ - 0,060 м3.
Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав положения технического задания аукционной документации, положения действующего ГОСТ, учитывая положения инструкции по заполнению заявки, нарушения Закона о контрактной системе в установлении характеристики - расход бетона подобным образом не усматривает.
В разделе III технического задания аукционной документации по позиции "Кирпич" Заказчиком установлена следующая характеристика "класс средней плотности не более 1,2".
В соответствии с ГОСТ 530-2012 для группы изделий высокой эффективности установлен класс средней плотности 0,7 и 0,8; для группы изделий повышенной эффективности установлен класс средней плотности 1,0; для эффективной группы изделий установлен класс средней плотности 1,2.
Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав положения технического задания аукционной документации, положения действующего ГОСТ, учитывая положения инструкции по заполнению заявки, нарушения Закона о контрактной системе в установлении характеристики - класс средней плотности подобным образом не усматривает.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, не допускается при заполнении сведений вместо указания конкретных характеристик (показателей) Товара указывать: "_ "соответствует"_".
Довод Заявителя о том, что данное требование инструкции вводит в заблуждение участников закупки при составлении заявки, в связи с тем, что в Разделе I технического задании аукционной, характеристики которого не могут изменяться участником при подаче заявки используется слово "соответствует", являются надуманными, поскольку из инструкции явно следует, что не допускается указание слова "соответствует" вместо указания конкретных характеристик.
В разделе II технического задания аукционной документации по позиции "Железобетонные ступени" Заказчиком установлена следующая характеристика: "марка по подвижности Пк2/Пк4".
Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав положения технического задания аукционной документации, нарушения Закона о контрактной системе в установлении характеристики - марка по подвижности подобным образом не усматривает.
В разделе I технического задания аукционной документации по позиции "Катанка" Заказчиком установлены следующие характеристики: "из углеродистой стали обыкновенного качества, мотки должны состоять из одного непрерывного отрезка. Плотность стали 7,85 г/см3. Витки катанки в мотках должны быть уложены без перепутывания. Должна соответствовать ГОСТ 30136-95, ГОСТ 2590-2006".
В разделе III технического задания аукционной документации по позиции "Катанка" Заказчиком установлены следующие характеристики: "относительное сужение катанки, должно быть не менее 58%".
Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав положения технического задания аукционной документации, нарушения Закона о контрактной системе в установлении характеристики по позиции "Катанка" раздела I , раздела III не усматривает.
Согласно ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе, любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Согласно п. 4 ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе, жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки (далее также - жалоба) должна содержать: указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В соответствии с ч. 3 ст. 106 Закона о контрактной системе, контрольный орган в сфере закупок обязан рассмотреть жалобу по существу и возражение на жалобу в течение пяти рабочих дней с даты поступления жалобы и уведомить лицо, подавшее жалобу, лиц, направивших возражения на жалобу, о результатах такого рассмотрения.
В соответствии с п. 3.23 - 3.37 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд N 727/14 от 19.11.2014 г., Комиссия Оренбургского УФАС России не обязана и не имеет полномочий отвечать на поставленные заявителем вопросы, связанные с непониманием отдельных позиций документации об аукционе, а также непониманием возможной сферы применения запрашиваемого заказчиком к поставке товара. Кроме того, согласно вышеуказанным нормам, Заявитель должен указывать на обжалуемые действия и доказывать свою позицию, в том числе и путем представления доказательств по делу, а не ставить перед Комиссией Оренбургского УФАС России вопросы, ответы на которые сводятся к разъяснению положений документации об аукционе.
В этой связи, Комиссия Оренбургского УФАС России полагает доводы (заданные вопросы) Заявителя:
- "Будет ли соответствовать требованиям Заказчика, если участник закупки в своей заявке по данному показателю укажет конкретные значения, указанные выше и установленные ГОСТ?";
- "Будет ли соответствовать требованиям Заказчика, если участник закупки в своей заявке по данному показателю укажет конкретные значения, например : "класс средней плотности 1,2, установленные ГОСТ 530-2012?";
- "Какое правило инструкции в данном случае применять?";
- "Оставить содержание раздела I в неизменном виде (слово в слово с содержанием документации, как установил Заказчик?"
- "или данные слова не допустимы в первой части заявки участника закупки и подлежат исключению при описании товара?";
- "Также не понятно, какие "недопустимые" слова или словосочетания или знаки препинания имел ввиду Заказчик ставя в конце предложения т.п.?";
- "Что еще недопустимо указывать участнику закупки в своей заявке?";
- "В данному случае он означает, что Заказчику необходим раствор двух марок подвижности и Пк2 и Пк4?";
- "или ему необходим раствор одной из предложенных марок или Пк2 или Пк4?";
несостоятельными и не подлещами рассмотрению.
Вместе с тем, Комиссия Оренбургского УФАС России обращает внимание Заявителя о наличии у него права на обращение с запросом о разъяснении положений документации об аукционе в порядке, предусмотренном ст. 65 Закона о контрактной системе.
В разделе II технического задания аукционной документации по позиции "Перемычки" Заказчиком установлены следующие характеристики: "длина не более 2720, ширина не менее 120, высота не более 220, расчетная нагрузка, кН/м не более 37,27".
Заказчиком не установлены единицы измерения при указании величин длины, ширины и высоты по позиции "Перемычки" раздела II, что является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в нарушение п. 2 ч. 1 с. 33 Закона о контрактной системе, Заказчиком при указании расчетной нагрузки использованы единицы измерения кН/м, не соответствующие действующему ГОСТ (согласно ГОСТ 948-2016 расчетная нагрузка измеряется в ГН/м).
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В п. 16 информационной карты аукционной документации Заказчиком установлено: "Дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе:12 июня 2018 г.".
Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав положения информационной карты аукционной документации, нарушения требований ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе в установлении даты окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе не усматривает.
Заказчик, разместив в единой информационной системе 06.04.2018 г., 11.04.2018 г., а также 08.06.2018 г. разъяснения положений аукционной документации без указания предмета запроса, допустил нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Между тем, учитывая, что на участие в аукционе подано 8 заявок, сохраняя баланс интересов сторон Комиссия Оренбургского УФАС России, полагает возможным предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. ЗАО "Востокстройсервис" на действия Государственного унитарного предприятия "Облкиновидео" при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт кинотеатра "Мир" г. Орск (номер извещения N 0553200001218000029), необоснованной.
2. Признать Государственное унитарное предприятие "Облкиновидео" нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу Оренбургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 20 июня 2018 г. N 08-07-394/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2018