Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:
<_> - руководителя управления, председателя Комиссии,
<_>- заместителя начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии,
<_>- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии,
в отсутствие представителей ООО "АгроСила-Байкал плюс", Республиканского агентства по государственным закупкам (далее - Уполномоченный орган), надлежащим образом уведомлены о месте и времени рассмотрения жалоб,
в присутствии представителей ГКУ "Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия" (далее - Заказчик) - <_> (доверенность от 09.01.2018), <_>. (доверенность от 05.02.2018),
рассмотрев жалобу ООО "АгроСила -Байкал плюс" (вх. от 14.06.2018 N 3761) на положения документации при размещении заказа в форме электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Улан-Удэ-Романовка-Чита, км 264-км 294 в Еравнинском районе Республики Бурятия, номер извещения - 0102200001618002554 (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2012 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
ООО "АгроСила-Байкал плюс" полагает, что документация об аукционе не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, по следующим основаниям:
1. Считает, что положения пункта 2.1 проекта контракта, раздела 7 проектной документации (листы 2 и 14) предусматривают, что работы относятся к капитальному ремонту и вводят участников закупки в заблуждение, противоречат условиям п.13 и 17 Информационной карты (приложение N1 к документации), поскольку не установлены дополнительные требования, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям". Данный вывод также следует из проектной документации, поскольку работы предусмотренные проектом носят капитальный характер: работы по земельному полотну, по дорожной одежде, установка не менее 2-х новых автобусных остановок и т.д. Кроме того, по всему тексту проекта контракта указывается Генеральный подрядчик и пунктами 8.1.22 и 13.2 проекта контракта указывается, что подписывается Акт приемки Объекта в эксплуатацию.
2. Заказчиком, Уполномоченным органом не установлены требования в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе;
3. В документации содержатся ссылки на ГОСТ Р 50597-93 который заменен, ПНСТ 20-2014 имеет статус отменен.
Просит признать положения документации об аукционе не соответствующими требованиям Закона о контрактной системе, выдать предписание.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, дали пояснения в соответствии с представленным письменным отзывом на жалобу. Так работы являющиеся предметом аукциона и предметом контракта не являются работами по капитальному ремонту. В пункте 2.1 проекта контракта допущена техническая ошибка (опечатка), которая не свидетельствует, что данные работы являются капитальными.
В соответствии с частью 1 статьи 706 Гражданского кодекса РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Условиями проекта контракта предусмотрено привлечение субподрядчиков, в связи, с чем по всему тексту указан Генеральный подрядчик.
Акт приемки объекта в эксплуатацию оформляется в соответствии с ВСН 19-89 "Правила приемки работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог" и в жалобе содержится ссылка не на тот нормативно-технический документ.
В проектной документации в томе 4 "Охрана окружающей среды" указано "капитальный ремонт", что является технической ошибкой, поскольку виды работ не являются капитальными, что следует из Градостроительного кодекса РФ и приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог".
Законом о контрактной системе при формировании документации об аукционе заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени, удовлетворяющие его потребностям. Ссылаясь на решение Верховного суда РФ от 22.08.2016 N АКПИ16-574, полагают, установление Заказчиком дополнительных требований к участникам аукциона наоборот ограничило бы количество участников закупки и явилось нарушением части 6 статьи 31 Закона о контактной системе.
Просят признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы, изучения представленных документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:
30.05.2018 на официальном сайте в Единой информационной системе размещено извещение о проведении Аукциона (номер извещения - 0102200001618002554) и документация об аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта - 329 156 393,00 рублей.
1. Частью 2 статьи 31 Закона контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Во исполнение указанной нормы принято Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99), в котором установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению. Пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 предусмотрены работы, являющиеся предметом закупки.
Позиция ФАС России и Министерства экономического развития Российской Федерации по вопросам применения Постановления N 99 изложена в совместном письме Минэкономразвития России N 23275-ЕЕ/Д28и и ФАС России N АЦ/45739/15 от 28.08.2015 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о применении постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Письмо).
Вместе с тем, отдельные положения Письма были обжалованы в Верховном Суде Российской Федерации.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 22.08.2016 N АКПИ16-574 абзац четвертый подпункта 1.3 пункта 1 Письма признан недействующим в части предъявления требования к участникам закупки о наличии опыта исполнения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту при осуществлении закупок на выполнение работ по текущему ремонту.
На основании изложенного, с учетом решения, принятого Верховным Судом Российской Федерации, в настоящее время установление в соответствии с пунктом 2 Приложения 1 к Постановлению N 99 дополнительных требований к участникам закупки работ по текущему ремонту неправомерно и будет являться нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Законодательство Российской Федерации разграничивает понятия "капитальный ремонт" и "текущий ремонт".
Определения понятий "объект капитального строительства", "строительство", "реконструкция", "капитальный ремонт объекта капитального строительства" приведены в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Так, капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов (пункт 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса).
В соответствии с частью 11 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации", ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги
Таким образом, поскольку предметом данного Аукциона является выполнение работ по ремонту автомобильной дороги и Заказчиком работы по ремонту дорожных одежд предусмотрены в соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог", согласно которому работы по земляному полотну, по дорожной одежде, установка 2-х новых автобусных остановок относятся к работам по ремонту, то довод Заявителя о необходимости установления дополнительных требований в соответствии с постановлением Правительства РФ N 99 является необоснованным.
2. Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе, информацию о наименовании и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В зависимости от своих потребностей заказчик вправе установить конкретные требования к качеству, к техническим, функциональным характеристикам товара, максимальным или минимальным значениям показателей, что подтверждается частями 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, из приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку в соответствии с требованиями указанного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом сформулировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, обеспечить приобретение товара с необходимыми заказчику характеристиками, довести до сведения участников закупки сведения о характеристиках требуемого товара, в наибольшей степени удовлетворяющих потребности заказчика, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки. При этом, при формировании документации об аукционе заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющего его потребностям. Изложенное соответствует правовому подходу, содержащемуся в определении Верховного суда Российской Федерации от 30 октября 2014 года N 304-КГ14-3003, согласно которому заказчику предоставлено право на установление в аукционной документации требований к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям, при этом сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа.
В разделе 2 документации об аукционе установлено: Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки согласно Ведомости остаточных объемов работ (Приложение N5 к контракту) и Проектной документации (Приложение N3 к контракту)
Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых работ установленным заказчиком требованиям (максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться) согласно Ведомости остаточных объемов работ (Приложение N5 к контракту) и Проектной документации (Приложение N3 к контракту).
*В случае, если в документации, ее приложениях содержатся требования или указания в отношении товарных знаков, то допускается применение (использование) эквивалентного товара.
*В случае, если в документации, ее приложениях содержатся требования или указания в отношении знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, данные требования или указания не учитывать.
В пункте 13 приложения N1 "Информационная карта" документации об аукционе, заказчиком в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлены требования к первым частям заявок - согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией.
Таким образом, Заказчиком исполнены требования статьи 33 Закона о контрактной системе и Комиссия Бурятского УФАС России не усматривает ограничение количества участников закупки при описании объекта закупки.
3. ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" отменялся с 01.06.2018, заменен на ГОСТ Р 50597-2017 (приказ Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст). Приказом от 25.05.2018 N 279-ст дата введения ГОСТ Р 50597-2017 перенесена на 01.09.2018. Соответственно ГОСТ Р 50597-93 является действующим нормативным документом.
ПНСТ 20-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дренирования. Общие технические условия" отменен с 01.06.2018. На момент размещения закупки являлся действующим.
Заявитель на заседание Комиссии Бурятского УФАС России не явился, доказательств опровергающих доводы Заказчика, не представил.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2012 N 727/14, Комиссия Бурятского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АгроСила-Байкал плюс" необоснованной;
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии |
|
|
Члены комиссии |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 22 июня 2018 г. N 04-50/315-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2018