Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 15631-ЭП/18 от 18.06.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по модернизации и монтажу систем безопасности на объектах ГУП "ТЭК СПб" (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 30.03.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0672200000218000158. Начальная (максимальная) цена контракта - 269 931 806,05 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Заявитель в жалобе указал на опубликование документации о закупке не в полном объеме.
1. В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная указанным Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п. 3 раздела VII Приложений NN 1.1-1.3 к контракту Заказчиком установлено: "В связи с тем, что сведения, указанные в Рабочей документации, содержат информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 458 от 5 мая 2012 года, ознакомиться с Рабочей документацией можно на территории Заказчика по адресу: Санкт-Петербург, ул. Малая Морская 12, лит. А., после заключения соглашения о конфиденциальности".
Согласно Части II"Информационная карта аукциона" документации о закупке Заказчиком установлено следующее требование к участникам закупки: "Членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов).
Требование установлено в соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (Российская газета, N 290, 30.12.2004, "Собрание законодательства РФ", 03.01.2005, N 1 (часть 1), в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ) "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, "Собрание законодательства РФ", 04.07.2016, N 27 (часть II), ст. 4305, "Российская газета", N 152, 13.07.2016.
В соответствии с частью 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ) "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" членство в СРО должно отвечать следующим требованиям:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
2) совокупный размер обязательств по договорам, указанным в абзаце первом части 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации не должен превышать предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
Членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на весь срок действия контракта до полного исполнения обязательств по контракту.
В случаях, установленных частями 2.1, 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, членство в СРО не требуется".
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии с ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, на основании положений документации о закупке предметом закупки является капитальный ремонт объекта капитального строительства.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации,лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с ч. 4 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации,при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на основании договора строительного подряда с застройщиком или техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором указанные лица должны подготовить земельный участок для строительства и (или) объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, с которыми заключен такой договор, материалы и результаты инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
В соответствии с п. 1 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87, (далее - Положение) настоящее положение устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов:
а) при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства;
б) при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - строительство).
В соответствии с п. 4 Положения в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.
Таким образом, рабочая документация разрабатывается на основании и является частью проектной документации.
В соответствии с п.п. 36, 38 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 458, работы по монтажу и наладке инженерно-технических средств охраны проводятся в соответствии с утвержденной проектной документацией. Применяемые изделия и материалы должны соответствовать проектной документации, национальным стандартам, иметь соответствующие сертификаты (в том числе на продукцию, подлежащую обязательной сертификации), технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество и применимость для данных условий эксплуатации.
Согласно доводам Заказчика, проектная документация не опубликована в составе документации о закупке на основании Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ и Федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" от 21.07.2011 N 256-ФЗ.
Вместе с тем, закупка осуществляется Заказчиком путем проведения аукциона в электронной форме.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе,под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно п. 5 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017 указано: "Отсутствие в документации информации о технических характеристиках работ, требованиях к их безопасности, результату работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме, не позволяет определить потребности заказчика и приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
В связи с этим при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектно-сметная документация подлежит размещению в составе документации о закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет".
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе, в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в ч.ч. 2 и 3 ст. 63 Закона о контрактной системе, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Заказчиком при осуществлении закупки путем аукциона в электронной форме в составе документации о закупке проектно-сметная документация не опубликована.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона о контрактной системе,проведениепереговоров заказчиком, членами комиссий по осуществлению закупок с участником закупки в отношении заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, в том числе в отношении заявки, окончательного предложения, поданных таким участником, не допускается до выявления победителя указанного определения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Согласно положениям документации о закупке, ознакомление с проектной документацией осуществляется путем ведения переговоров, что противоречит ч. 1 ст. 46 Закона о контрактной системе.
Кроме того, предоставление проектной документации по запросу участника позволяет Заказчику предоставлять проектную документацию в любые сроки по собственному усмотрению, что также противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС также находит необоснованными пояснения Заказчика, согласно которым проектная документация не может быть размещена в сети Интернет, поскольку содержит конфиденциальные сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Закон о контрактной системе не предусматривает возможности размещения документации об аукционе в ограниченном (сокращенном) виде.
При этом,законодательство о контрактной системе предусматривает возможность проведения закупки в закрытой форме, которая позволяет обеспечить сохранность информации, содержащейся в составе документации.
Так, согласно ст. 84 Закона о контрактной системе, под закрытыми способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) понимаются закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион, при которых в соответствии с положениями статей 85 и 86 настоящего Федерального закона информация о закупках сообщается заказчиком путем направления приглашений принять участие в закрытых способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), документации озакупках ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок, в случаях, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются только в случаях:
1) закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;
2) закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта;
3) заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств;
4) закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.
Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление данных функций. Согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. При этом срок такого согласования не должен быть более чем десять рабочих дней с даты поступления обращения о согласовании применения закрытого способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, Закон о контрактной системе устанавливает закрытый перечень оснований для осуществления закрытых способов закупки, при которых информация о предмете закупки распространяется среди ограниченного круга лиц. Основанием для закупки в закрытой форме является наличие в предмете закупки сведений, составляющих государственную тайну. При этом проведение закупки в закрытой форме должно быть согласовано антимонопольным органом в установленном порядке.
Принимая во внимание, что Заказчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что предмет рассматриваемой закупки содержит сведения, отнесенные в соответствии с действующим законодательством к государственной тайне, а также в отсутствие обращений Заказчика за соответствующим согласованием о проведении закупки в закрытой форме, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в рассматриваемом случае у Заказчика отсутствовали основания для ограничения доступа к описанию объекта закупки,изложенного в проектной документации.
Таким образом, в действиях Заказчика выявлены нарушения ч. 3 ст. 7, ч. 1 ст. 46, ч. 1 ст. 59, ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в части опубликования документации о закупке не в полном объеме.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
2. В остальной части жалобы Комиссия УФАС находит доводы Заявителя о том, что содержание ведомости объема работ не позволяет определить потребность Заказчика необоснованными, поскольку в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе,Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих утверждения Заявителя в указанной части. Кроме того, в составе документации содержится перечень товаров, используемых при выполнении работ, являющихся предметом закупки, требования, предъявляемые Заказчиком к указанным товарам, что позволяет определить потребность Заказчика в указанной части. Доказательств свидетельствующих об обратномЗаявителем также не представлено.
Скопированные в жалобу положения Технического задания документации о закупке (наименования показателей) не являются подтверждением доводов Заявителя о невозможности заполнения первой части заявки на участие в аукционе в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и требованиями документации об аукционе.
3. Выявленные в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЛенПрофМонтаж" частично обоснованной в части доводов об опубликовании документации о закупке не в полном объеме.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 3 ст. 7, ч. 1 ст. 46, ч. 1 ст. 59, ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дняпринятия.
ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
Малая Морская ул., д.12, лит. А,
Санкт-Петербург, 190000
ООО "РТС-тендер"
наб. Тараса Шевченко, д. 23А,
Москва, 121151
ООО "ЛенПрофМонтаж"
Пионерская ул., д. 11, лит. А, пом. 5Н,
Санкт-Петербург, 197198
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
по делу N 44-3150/18
25.06.2018 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) на основании своего решения по делу N 44-3150/18о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального законаот 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"и его аукционной комиссии устранить ч. 3 ст. 7, ч. 1 ст. 46, ч. 1 ст. 59, ч. 1 ст. 65 Законао контрактной системеи с этой целью:
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа с номером извещения 0672200000218000158;
- внести изменения в документацию об аукционе, приведя её в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в аукционе с номером извещения 0672200000218000158 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- завершить процедуру закупки с номером извещения N 0672200000218000158 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику, аукционной комиссии представитьв Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срокдо 31.07.2018.
3. Оператору электронной площадки - ООО "РТС-тендер":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
Примечание.В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 июня 2018 г. N 44-3150/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2018