Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 15637-ЭП/18 от 18.06.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции здания УПФР в Выборгском районе Ленинградской области по адресу: г. Выборг, ул. Сторожевая башня, д. 21 (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверкина основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального законаот 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 31.05.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0245100001618000040. Начальная (максимальная) цена контракта - 47 075 560, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе. В частности, Заявитель указывает на то, что Заказчиком не установлен перечень работ и объемов работ, которые подрядчик должен будет выполнить самостоятельно, также Заявитель указывает на то, что Заказчикомустановлено не предусмотренное Законом о контрактной системе требование к банковской гарантии, представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей Заказчика, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Согласно ч. 2 ст. 110.2 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 постановления Правительства от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (заисключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570) установлены:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства
N 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".
Из содержания документации об аукционе следует, что в Техническом задание (раздел 3) Заказчиком определены следующие возможные виды и объёмы работ по реконструкции объекта, которые Генподрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
N п/п |
Виды работ |
Объёмы работ |
1 |
Подготовительные работы |
Локальный сметный расчёт N 01-01-01; 01-02-01; 01-03-01 |
2 |
Земляные работы |
Локальный сметный расчёт N 02-01-01, Раздел 1 |
3 |
Устройство фундаментов и оснований |
Локальный сметный расчёт N 02-01-01, Раздел 2 |
4 |
Возведение несущих конструкций |
Локальный сметный расчёт N 02-01-01, Раздел 3 |
5 |
Возведение наружных ограждающих конструкций |
Локальный сметный расчёт N 02-01-01, Раздел 3 |
6 |
Устройство кровли |
Локальный сметный расчёт N 02-01-01, Раздел 8 |
7 |
Фасадные работы |
Локальный сметный расчёт N 02-01-01, Раздел 4 |
8 |
Внутренние отделочные работы |
Локальный сметный расчёт N 02-01-01, Раздел 9, Раздел 10, Раздел 11, Раздел 12 |
9 |
Устройство внутренних электротехнических систем |
Локальный сметный расчёт N 02-01-02 |
10 |
Устройство внутренних трубопроводных систем |
Локальный сметный расчёт N 02-01-03, Раздел 1, Раздел 2, Раздел 3, Раздел 4; Локальный сметный расчёт N 02-01-04, Раздел 2 |
11 |
Пусконаладочные работы |
Локальный сметный расчёт N 09-01-01, Раздел 2 |
12 |
Устройство наружных электрических сетей и линий |
Локальный сметный расчёт N 04-01-01 |
В соответствии с пунктом 9.12. проекта контракта (раздел 4), за ненадлежащее исполнение Генподрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по реконструкции капитального объекта, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчиком определен перечень возможных видов и объёмы работ по реконструкции объекта, которые Генподрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту. Также документация об аукционе содержит положение, определяющее размер штрафа за ненадлежащее выполнение указанных работ.
При таких обстоятельствах доводы подателя жалобы не нашли своего подтверждения в материалах дела. В связи с чем, Комиссия УФАС находит жалобу необоснованной в указанной части.
2. Из содержания извещения о проведении рассматриваемого аукциона, а также документации об аукционе следует, что Заказчиком установлено требование об обеспечении исполнения контракта, также установлены требования к банковской гарантии, представляемой в качестве такого обеспечения. Так, срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на 6 (шесть) месяцев (п. 2.17.3 раздела 2 документации об аукционе).
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе,под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. При этом в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено названным Законом, следующая информация: размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст. 96 Закона о контрактной системе), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе (п. 8 ст.42 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Таким образом, банковская гарантия, которая выдается в обеспечение исполнения обязательств по контракту, должна соответствовать требованиям, предусмотренным в ст.45 Закона о контрактной системе. Дополнительные требования к банковскойгарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 8.2 ст. 45 Закона о контрактной системе).
В настоящее время Дополнительные требования утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и не содержат каких-либо дополнительных ограничений срока действия банковской гарантии.
Согласно пункту 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Статья 368 Гражданского кодекса установила, что в силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение (гарант) выдают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить третьему лицу (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования об уплате.
Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрен институт банковской гарантии как один из видов обеспечения обязательств по государственным контрактам. При этом, данный Закон устанавливает обязательное условие банковской гарантии - превышение срока действия банковской гарантии над сроком контракта минимум на один месяц. Вместе с тем, максимального предела действия банковской гарантии законодателем не установлено, поскольку такое обеспечение направлено на защиту государственных заказчиков от действий недобросовестных участников размещения заказов и позволяет сократить риски, связанные с неисполнением контрактов.
С учетом изложенного, довод Заявителя о нарушении Заказчиком ст.96 Закона о контрактной системе в результате увеличения срока действия гарантии основан на неверном толковании указанной нормы.
Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 02.05.2017 N 305-ЭС16-20341.
Таким образом, Заказчик действовал в целях защиты своих интересов при исполнении договора на обеспечение государственных нужд.
Принимая во внимание, что в нарушение ст. 105 Закона о контрактной системе Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих его довод, Комиссия УФАС не находит оснований для признания жалобы обоснованной.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Перспектива" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 июня 2018 г. N 44-3149/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2018