Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.,
в присутствии представителей:
от заказчика - Денисова И.И.
от уполномоченного органа - Полников А.В.
от ООО "Гидроинженеринг" - Спасибов М.Г.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Гидроинженеринг" на действия заказчика - Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, уполномоченного органа - Комитет Ставропольского края по государственным закупкам по факту осуществления закупки путем проведения открытого конкурса N 0121200004718000333 " Выполнение научно-исследовательской работы "Внесение изменений в Схему территориального планирования Ставропольского края" для обеспечения государственных нужд Ставропольского края".
Заявитель обжалует действия заказчика в части формирования конкурсной документации.
Представитель заказчика пояснил:
Извещение о проведении Конкурса и конкурсная документация размещены на официальном сайте сети интернет РФ http://www.zakupki.gov.ru. Документация соответствует нормам Закона 44-ФЗ.
Комиссия Ставропольского УФАС, выслушав доводы сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя на основании статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона: Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
1. Под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 48 Закона). Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (часть 3 статьи 48 Закона).
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 49 Закона в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Таким образом, положения Закона определяют как требования к участнику закупки, так и требования к содержанию конкурсной документации, в которой должны быть отражены допустимые законом положения, как в отношении участников закупки, так и в отношении предмета закупки.
Так же в соответствии с вышеизложенным, заказчиком была разработана документация открытого конкурса N 0121200004718000333 " Выполнение научно-исследовательской работы "Внесение изменений в Схему территориального планирования Ставропольского края" для обеспечения государственных нужд Ставропольского края".
2. В соответствии с п.9 ч.1 ст.50 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении открытого конкурса, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Федеральным законом N. 44-ФЗ.
В соответствии с ч.5 ст.53 Закона N 44-ФЗ конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
В ч.1 ст.32 Закона N 44-ФЗ указано, что для оценки заявок участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает кроме прочего следующие критерии:
цена контракта;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частями 4 и 5 статьи 32 Закона N 44-ФЗ установлено, что в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта.
Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложением к указанным Правилам оценки заявок. Для работ, являющихся объектом закупки (выполнение научно-исследовательской работы), минимальная значимость стоимостных критериев оценки составляет 20%, а максимальная значимость нестоимостных- 80%.
Пунктом 25 Правил оценки заявок установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Пунктом 27 Правил оценки заявок установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В разделе "Критерии оценки заявок" Информационной карты конкурсной документации установлены критерии оценки: стоимостный -"Цена контракта" со значимостью 20% и нестоимостные: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (нестоимостной)" со значимостью 30% с указанием показателей по данному критерию: "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг", "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" и "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (нестоимостной)" с со значимостью 50% с указанием показателей по данному критерию - "качество товаров (качество работ, качество услуг)".
Ни Закон N 44-ФЗ, ни Правила оценки заявок не содержат иных требований к порядку установления показателей оценки заявок. Таким образом, заказчик исполнил требования законодательства о контрактной системе при разработке конкурсной документации.
В свою очередь, конкурсная документация в значениях показателей к критериям оценки дает не только информацию - "низкая/высокая аргументация", "задачи соответствуют/не соответствуют поставленной цели", но также информацию о том, чем достигается аргументация балов.
В связи с тем, что к каждому конкретному количеству баллов приведена расшифровка содержания и объема предоставления информации по научно-исследовательской работе, требования пункта 26 Правил оценки заявок не нарушаются.
По вопросу оценки членами комиссии предложений участников закупки сообщаем, что частью 5 статьи 39 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик (уполномоченный орган) включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.
Таким образом, у уполномоченного органа имеется право включить в состав комиссии в том числе сотрудников заказчика, в чьи должностные обязанности входит обеспечение устойчивого развития территории Ставропольского края на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, а также привлечь иных квалифицированных специалистов.
По вопросу предъявления требований по показателю 2.3 критерия оценки 2, а именно требование о наличии государственных и/или муниципальных контрактов по разработке региональных и муниципальных геоинформационных систем сообщаем, что в соответствии со статьей 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации информационная система обеспечения градостроительной деятельности (далее - ИСОГД) включает в себя в том числе сведения о документах территориального планирования и документах по их обоснованию.
Кроме того, частью 1 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что ИСОГД - организованный в соответствии с требованиями указанного кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.
Так, для выполнения работ по подготовке документа территориального планирования и ИСОГД применяется информация, знания и опыт идентичные, и количество выполненной работы по итогам заключения государственных или муниципальных контрактов дает основания полагать о достаточной квалификации участников закупки.
Специфика природы контрактов на научно-исследовательские работы такова, что их предмет обязательства определяется целью и задачами исследования, а методы и средства определяются исполнителем самостоятельно, в то время как работы, выполняемые в рамках научных исследований, и их результаты должны отвечать требованию новизны и объективно не могут быть известны к моменту заключения контракта. Аналогичная позиция содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2017 N 305-КП7-6255 по делу N А40-123350/2016.
Таким образом, в действиях Заказчика, уполномоченного органа, не установлены нарушения требований Федерального закона N 44-ФЗ при формировании конкурсной документации.
Комиссия, руководствуясь ст. 99 и ст. 106 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Гидроинженеринг" на действия заказчика - Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, уполномоченного органа - Комитет Ставропольского края по государственным закупкам по факту осуществления закупки путем проведения открытого конкурса N 0121200004718000333 " Выполнение научно-исследовательской работы "Внесение изменений в Схему территориального планирования Ставропольского края" для обеспечения государственных нужд Ставропольского края" - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии И.Г. Лыков
С.И. Рошевский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 22 июня 2018 г. N 939
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2018