Резолютивная часть решения оглашена 20.06.2018
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председательствующего Комиссии:
_ заместителя начальника отдела,
членов Комиссии:
_ главного специалиста-эксперта,
_ специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "НАВИГАТОР-Т" (г. Москва) на положение документации при проведении запроса котировок на поставку самоспасателя фильтрующего для нужд ГБУЗВО "ОКОД" (N закупки 0328200001718000034).
19.06.2018 в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией был объявлен перерыв до 20.06.2018.
19.06.2018 на заседании Комиссии присутствовали представители заказчика -государственного бюджетного учреждения Владимирской области "Областной клинический онкологический диспансер" (ГБУЗВО "ОКОД") _ (доверенность от 13.04.2018 Nб/н), _ (доверенность 09.01.2018 N1).
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии представителя (вх. 4019 от 19.06.2018 г).
В ходе рассмотрения дела N Г 546-04/2018, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
13 июня 2018 г. во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "НАВИГАТОР-Т" (далее - заявитель, общество) на положение документации при проведении запроса котировок на поставку самоспасателя фильтрующего для нужд ГБУЗВО "ОКОД" (N закупки 0328200001718000034).
По мнению заявителя, по совокупности установленных Заказчиком характеристик к закупаемой продукции (Сопротивление дыханию, габаритные размеры, масса самоспасателя - не более 0,3 кг.) установленным требованиям соответствует только один товар - самоспасателя "Феникс-2" производства ООО "НПО Феникс".
В Приложении N1 к извещению о проведении запроса котировок "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на поставку самоспасателей фильтрующих для нужд "Областной клинический онкологический диспансер", Заказчиком установлены требования, которые противоречат положениям Технического регламента Таможенного союза ТС ТР 019/2011, ограничивают количество участников и нарушают Закон о контрактной системе в сфере закупок, так как являются нестандартными, а именно:
1. сопротивление воздушному потоку фильтрующе-поглощающего элемента (ФПЭ) - не более 284 Па;
2. габаритные размеры: не менее 380х 475 мм. Данному требованию соответствует только одно изделие противогаз-самоспасатель "Феникс-2". Кроме того, только противогаз-самоспасатель марки "Феникс" имеет упаковку в форме цилиндра, поэтому при описании объекта закупки указывается только два показателя габаритных размеров (высота и диаметр). Остальные сертифицированные самоспасатели представленные на рынке имеют три показателя габаритных размеров (высота, ширина, длина);
3. масса самоспасателя в герметичной упаковке - не более 0,3 кг (п. 4.1.8 обязательного стандарта ГОСТ Р 53261-2009 установлено, что масса рабочей части самоспасателя не должна быть более 1 кг);
4. марка и класс защиты изделия соответствуют: ГОСТ Р 22.9.09-2014, ГОСТ 12.4.245-2013
5. Самоспасатель фильтрующий универсальный предназначен для защиты органов дыхания, глаз, кожи лица и головы взрослых и детей с 7 лет.
Кроме того, заявитель в жалобе отметил, что, в настоящее время противогаз-самоспасатель "Феникс-2" не имеет сертификат соответствия обязательному стандарту ГОСТ Р 53261-2009, так как по предписанию органа государственного контроля данный сертификат был аннулирован.
Представитель заказчика, в свою очередь, на доводы жалобы возразил следующее.
- Сопротивление.
Согласно письму МЧС России от 07.11.2016 N 19-2-4-4521 "О рассмотрении обращения" фильтрующие самоспасатели, которые закупает Заказчик должен соответствовать ТР ТС 019/2011. Обязательного соответствия ГОСТ Р 53261-2009 не требуется.
- Габаритные размеры.
Заявителем не доказано, что указанные Заказчиком габаритные размеры самоспасателя, ограничивают чьё-либо участие в запросе котировок. Участник закупки может указать 2 из 3 имеющихся параметров габаритных размеров, подходящих под техническое задание.
- Масса.
Согласно письму МЧС России от 07.11.2016 N 19-2-4-4521 "О
рассмотрении обращения" фильтрующие самоспасатели, которые закупает Заказчик должен соответствовать ТР ТС 019/2011. Обязательного соответствия ГОСТ Р 53261-2009 не требуется.
- Марка и класс.
Заказчик сообщил, что дано описание самоспасателя Феникс-2, при этом указано, что к поставке возможно предложить эквивалентный товар. При этом, пояснили, что указанные ГОСТы в техническом задании применяются лишь для определения марки и класса защиты, а не на предмет полного соответствия ГОСТам.
- Защита взрослых и детей с 7 лет.
Указанные параметры полностью соответствуют самоспасателям Феникс-2, при этом указано, что к поставке возможно предложить эквивалентный товар.
Кроме того, у самоспасателя Феникс-2 есть действующий сертификат соответствия ТР ТС 019/2011 (приложен).
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
04.06.2018 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru. опубликовано извещение о проведении запроса котировок, N 0328200001718000034
Объект закупки - поставка самоспасателя фильтрующего для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областной клинический онкологический диспансер".
Начальная максимальная цена контракта составляет 48 724,00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 13.06.2018 NП1 для закупки N0328200001718000034 запрос котировок признан несостоявшимся по основанию, предусмотренному частью 9 статьи 78 Закон о контрактной системе" в связи с тем, что комиссией отклонены все поданные заявки на участие в запросе котировок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Из письма Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от 16.10.2015 N 19-2-13-4387 следует: "Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) и ГОСТ Р 53261-2009 "Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний" (далее - ГОСТ Р 53261-2009) установлен комплекс требований к средствам индивидуальной защиты людей (в том числе защиты органов зрения и дыхания), обеспечивающих их защиту от опасных факторов пожара.
Одновременно, требования к средствам индивидуальной защиты органов дыхания людей - фильтрующим самоспасателям, используемым при пожаре (далее - самоспасатели) содержатся и в техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты", утвержденном Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 5 апреля 2012 г. N 22 (далее - ТР ТС 019/2011)".
В соответствии с п. 2 раздела "Предисловие" ТР ТС N 019/2011 настоящий технический регламент Таможенного союза разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к средствам индивидуальной защиты, обеспечения свободного перемещения средств индивидуальной защиты, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.
Согласно приложению N 1 к извещению о проведении запроса котировок заказчиком установлены следующие требования к закупаемым самоспасателям:
Самоспасатель фильтрующий Феникс-2 или эквивалент |
Самоспасатель фильтрующий универсальный предназначен для защиты органов дыхания, глаз, кожи лица и головы взрослых и детей с 7 лет от паров, газов и аэрозолей опасных химических веществ при эвакуации из зданий, сооружений и объектов различного назначения (жилых, промышленных, общественного пользования, образовательных, медицинских, железнодорожного и автомобильного транспорта, метрополитена и т.п.) при пожарах, а также из зон химического заражения при техногенных авариях и террористических актах. Численные значения концентраций опасных химических веществ, от которых обеспечивается защита, Марка и класс защиты изделия соответствуют: ГОСТ Р 22.9.09-2014, ГОСТ 12.4.245-2013, ГОСТ Р 53261-2009. Комплектация: - Самоспасатель в пакете вакуумном из ламинированной алюминиевой фольги - 1 шт. - упаковочный футляр - 1 шт. (может поставляться без него при поставках в контейнерах). - паспорт изделия с руководством по применению - 1 шт. Основные технические данные: Габаритные размеры (ДхШ) 380ммх475мм Сопротивление воздушному потоку фильтрующе-поглощающего элемента (ФПЭ) не более 284 Па Коэффициент проницаемости ФПЭ не более 1 % Коэффициент подсоса по полосе обтюрации в зону дыхания и глаз: - масляного тумана не более 1%; - гексафторида серы не более 1%. Масса самоспасателя в герметичной упаковке не более 0,3 кг. Срок хранения изделия: не менее 5 лет с даты изготовления. |
Проанализировав спорные требования технического задания, предъявляемые заказчиком к поставке Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующем выводам.
- установленные Заказчиком требования по позиции "Сопротивление воздушному потоку фильтрующе-поглощающего элемента (ФПЭ) не более 284 Па" не соответствуют положению ТР ТС 019/2011, а именно "в фильтрующих самоспасателях сопротивление дыханию при расходе воздуха 95 дм3/мин не должно превышать на вдохе 800 Па, а на выдохе - 300 Па" (согласно ТР ТС 019/2011).
Следовательно, довод, касаемо этой позиции обоснован.
- Масса самоспасателя в герметичной упаковке не более 0,3 кг. Согласно ТР ТС 019/2011 установлено, что масса рабочей части самоспасателя не должна быть более 1 кг.
Следовательно, данный параметр вписывается в предельно - максимальное значение, установленное регламентом Таможенного союза.
- Марка и класс защиты изделия соответствуют: ГОСТ Р 22.9.09-2014, ГОСТ 12.4.245-2013.
ГОСТ Р 22.9.09-2014. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства индивидуальной защиты органов дыхания в чрезвычайных ситуациях. Самоспасатели фильтрующие. Общие технические требования. Настоящий стандарт распространяется на самоспасатели, предназначенные для защиты органов дыхания, глаз и лица человека в возрасте не менее 12 лет от паров (газов) и аэрозолей аварийно-химически опасных веществ ингаляционного действия (АХОВИД), а также радиоактивной пыли. Настоящий стандарт не распространяется на следующие типы средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД): военные; пожарные (в том числе для эвакуации); медицинские; авиационные; промышленные.
ГОСТ 12.4.245-2013. "Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Фильтры противогазовые и комбинированные. Общие технические условия". Настоящий стандарт распространяется на противогазовые и комбинированные фильтры, предназначенные для использования в средствах индивидуальной защиты органов дыхания (далее - СИЗОД) без принудительной подачи воздуха, и устанавливает общие технические требования, испытания и маркировку. Стандарт не распространяется на противогазовые фильтрующие полумаски без клапанов или оснащенные только клапанами выдоха. Стандарт также не распространяется на следующие специальные средства индивидуальной защиты органов дыхания (далее - СИЗОД): пожарные; военные; медицинские; авиационные; для подводных работ.
Следовательно, данные ГОСТ не относятся к объекту закупки.
Касаемо позиций "самоспасатель фильтрующий универсальный предназначен для защиты органов дыхания, глаз, кожи лица и головы взрослых и детей с 7 лет_" и "габаритные размеры (ДхШ) 380ммх475мм", Комиссия Владимирского УФАС России пришла к выводу о том, что специфика каждой закупки определяет необходимые требования к товару, работам, услугам, в связи с чем правомочие на их установление законодательством Российской Федерации о контрактной системе предоставлено заказчику.
Заказчик, в свою очередь, пояснил, что указанные параметры полностью соответствуют самоспасателям Феникс-2, однако, к поставке возможно предложить эквивалентный товар.
Комиссия Владимирского УФАС России указывает, что наличие единственного производителя товара не ведет к ограничению количества участников закупки, поскольку предметом запроса котировок является поставка товара, а не его изготовление.
Кроме того, заказчик обратил внимание Комиссии на то, что указанные ГОСТы (ГОСТ Р 22.9.09-2014, ГОСТ 12.4.245-2013, ГОСТ Р 53261-2009) в техническом задании применяются лишь для определения марки и класса защиты, а не на предмет полного соответствия ГОСТам объекта закупки.
В силу части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, нормы Закона о контрактной системе направлены на обеспечение конкуренции не между товарами и не между производителями товаров, а между участниками закупок, при этом основной задачей этих норм является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате этого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом ему товаре.
Вместе с тем, в результате проведенной внеплановой проверки Комиссия установила, что извещение (с приложениями) о проведении указанного запроса котировок не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В связи с вступлением в силу Технического регламента таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (TP ТС 019/2011), ч. 3 статьи 123 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее- Федеральный закон N 123-ФЗ) о том, что технические характеристики средств индивидуальной защиты определяются нормативными документами по пожарной безопасности утратил силу.
Пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 27.09.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" установлено, что если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, применяются правила международного договора, а в случаях, если из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта, применяются правила международного договора и принятое на его основе законодательство Российской Федерации.
Учитывая изложенное, требования Федерального закона N 123-ФЗ не распространяется на продукцию, на которую действуют положения технических регламентов Таможенного союза, что подтверждается письмами:
от Департамента надзорной деятельности и профилактической работы (Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)) N 19-2-13-4387 от 16.10.2015;
от Департамента условий и охраны труда (Министерство труда и социальной защиты РФ (Минтруд России)) от 25.10.2016 N 15-2/В-3465;
от Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России (Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)) N 19-2-4-4521 от 07.10.2016.
В силу вышеизложенных норм законодательства, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к выводу о том, что самоспасатель фильтрующий, требуемый заказчику, должен соответствовать ТР ТС 019/2011.
Однако, анализируя требования, предъявляемые заказчиком к закупаемым самоспасателям фильтрующим, не представляется возможности сделать вывод, какими именно требованиями (стандартами) руководствуется заказчик к самоспасателям фильтрующим.
Следовательно, заказчиком допущено нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе (использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НАВИГАТОР-Т" (г. Москва) на положение документации при проведении запроса котировок на поставку самоспасателя фильтрующего для нужд ГБУЗВО "ОКОД" (N закупки 0328200001718000034) частично обоснованной (в части несоответствия позиции "Сопротивление воздушному потоку фильтрующе-поглощающего элемента (ФПЭ) не более 284 Па" положению ТР ТС 019/2011, в части установления ГОСТов не относящихся к объекту закупки).
2. Признать заказчика нарушившим пункт 1 части 1, пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе в сфере закупок
3. Вынести в отношении заказчика, аукционной комиссии, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Ф Е Д Е Р А Л Ь Н А Я А Н Т И М О Н О П О Л Ь Н А Я С Л У Ж Б А
УПРАВЛЕНИЕ
по Владимирской области
____________________________________________________________________ _____
ул. Большая Московская, 1, г. Владимир, 600000 тел./ факс (4922) 53-14-53, 33-49-78
e-mail: to33@fas.gov.ru
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о
контрактной системе в сфере закупок
по делу N Г 546-04/2018
20 июня 2018 года г. Владимир
Резолютивная часть оглашена 20.06.2018
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председательствующего Комиссии:
_. заместителя начальника отдела,
членов Комиссии:
_. главного специалиста-эксперта,
_. специалиста-эксперта,
на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд ", пунктов 3.41, 3.42 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений и решения по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок N Г 546-04/2018 от 20.06.2018,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Заказчику - государственному бюджетному учреждению Владимирской области "Областной клинический онкологический диспансер" (ГБУЗ ВО "ОКОД") устранить нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок путем внесения изменений в извещение о запросе котировок на поставку самоспасателя фильтрующего для нужд ГБУЗ ВО "ОКОД" (N закупки 0328200001718000034) в соответствии с выводами, содержащимися в решении по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок N Г 546-04/2018 от 20.06.2018
2. Комиссии по проведению запроса котировок на поставку самоспасателя фильтрующего для нужд ГБУЗВО "ОКОД" (N закупки 0328200001718000034) устранить нарушения законодательства в сфере закупок путем отмены результатов всех процедур по данной закупке и соответствующих протоколов заседания котировочной комиссии.
Настоящее предписание необходимо исполнить в срок до 06 июля 2018 года.
Доказательства надлежащего исполнения предписания необходимо представить во Владимирское УФАС России в срок до 09 июля 2018 года.
Настоящее предписание вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вступления его в законную силу.
В соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, его территориального органа влечет за собой административную ответственность в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей (на должностных лиц); 500 000 рублей (на юридических лиц).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 20 июня 2018 г. N Г 546-04/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.06.2018