Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии: |
И.С. Шестаковой |
заместителя руководителя Калининградского УФАС России; |
||
членов Комиссии: |
А.Г. Киселёвой
Ю.К. Быстровой |
старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
||
с участием представителей:
Заказчика - войсковой части 2659 |
А.А. Рауба |
уполномоченного представителя; |
В отсутствие представителей заявителя - ИП Казаковой И.Н., уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ИП Казаковой И.Н. (далее - Заявитель) (вх. N 3875 от 08.06.2018) на действия заказчика - войсковой части 2659 (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона "Закупка вакцин и сывороток в целях организации полного, бесперебойного и своевременного обеспечения личного состава войсковой части 2659 в период проведения чемпионата мира по футболу ФИФА-2018" (извещение N 0335100012418000039) (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 08.06.2018 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
1. Извещение о проведении закупки размещено - 06.06.2018.
Согласно извещению о проведении Аукциона дата и время окончания подачи заявок - 10.06.2018.
В соответствии с частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно пункту 6 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должны содержаться срок, место и порядок подачи заявок участников закупки.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно статье 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Статьей 191 ГК РФ предусмотрено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Исходя из буквального прочтения формулировки части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе дата окончания срока подачи заявок должна следовать после последнего дня упомянутого семидневного срока (то есть приходиться на 8-й день).
Поскольку дата размещения извещения 06.06.2018, окончание семидневного срока должно приходиться не ранее 14.06.2018, следовательно, срок окончания подачи заявок (10.06.2018) установлен Заказчиком с нарушением семидневного срока, что не соответствует требованиям части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.
2. В Проекте муниципального контракта установлено: "13.6. Настоящий Государственный контракт составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из Сторон настоящего Государственного контракта".
Согласно части 8 статьи 70 Закона о контрактной системе с момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного Заказчиком Контракта он считается заключенным.
Частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, указанных в Извещении о проведении аукциона и Документации о таком Аукционе, по цене, предложенной его Победителем.
Из указанных норм следует, что по результатам Аукциона контракт заключается в электронном виде и подписывается электронными подписями Заказчика и Победителя Аукциона. Заключение контракта в бумажном виде по результатам Аукциона Законом о контрактной системе не предусмотрено.
Заявитель полагает, что в данной случае Заказчиком нарушены положения частей 2 и 3 статьи 70 Закона о контрактной системе.
3. Заявитель также полагает, что Заказчик ограничивает возможности участия индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную форму налогообложения, не являющихся плательщиками НДС.
Пунктом 8.1. проекта контракта указано, что Заказчик оплачивает стоимость поставленного товара в течение 20 (двадцати) рабочих дней, с момента подписания сторонами документов на передачу товара Заказчику (ТТН, счет-фактура), путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика.
Данный факт подтверждается пунктом 6.7 проекта контракта: "Представители Поставщика и Заказчика в день передачи товара подписывают счет-фактуру и товарнотранспортную накладную на переданный товар, в которой отражают результат его приемки по количеству, с указанием даты приемки товара Заказчиком".
В силу пункта 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Пунктом 3 статьи 169 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) предусмотрено, что составлять счета-фактуры обязаны плательщики налога на добавленную стоимость, реализующие товары (работы, услуги) на территории РФ. Кроме того, на основании пункта 1 статьи 169 НК РФ счета фактуры имеют право выставлять комиссионеры (агенты), в том числе применяющие УСНО, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг) от своего имени. В иных случаях организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, оформлять счета-фактуры не должны.
Заявитель просит признать в действиях Заказчика нарушения Закона о контрактной системе и признать жалобу обоснованной.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
1. Документация на проведение Аукциона от 06.06.2018 года размещена повторно, так как на размещенный Аукцион от 22.05.2018 заявок на участие не поступило. В связи с этим Заказчика полагает, что времени для подготовки и предоставления заявок было достаточно.
2. Контракт в бумажном виде необходим для внутреннего документооборота войсковой части 2659. Пересылать Контракт в бумажном виде возможно с помощью почтовых отправлений.
3. Налоговым законодательством установлен специальный налоговой режим в виде упрощенной системы налогообложения, применение которой организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организации, налога на имущество организации. Приведенные же доводы Заявителя говорят лишь об отсутствии обязанности перед налоговым органом на использование счетов-фактур для юридических лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения (УСН). Однако, в настоящее время для таких юридических лиц не существует запрета на составление "нулевых" счетов-фактур, которые широко используются повсеместно на территории Российской Федерации, когда юридическое лицо, находящееся в режиме упрощенной системы налогообложения составляет счета- фактуры с надписью "Без налога НДС" по просьбе своих контрагентов.
Обязанность по составлению счетов-фактур возложена налоговым законодательством на плательщиков НДС (статья 169 НК РФ). При этом организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ (при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории РФ) (пункт 2 статьи 346.11 НК РФ).
Поскольку обязанности по составлению "нулевых" счетов-фактур для организаций, применяющих УСН, НК РФ не установлено (как и запрета на их составление), то Заказчик полагает, что организация вправе оформлять такие счета-фактуры по просьбе контрагентов. Выставление таких счетов-фактур не приведет ни к декларированию НДС, ни к уплате налога организацией, применяющей УСН.
Налоговая ответственность за оформление таких счетов-фактур главой 16 НК РФ не установлена.
Таким образом, исходя из норм налогового законодательства оформление организациями, не являющимися плательщиками налога на добавленную стоимость счетов-фактур возможно при заполнении только первой части журнала учета счетов - фактур и указании в счет-фактуре: "без налога НДС".
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
07.06.2018 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении Аукциона, а также документация Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 1 374 925,13 рублей.
1. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу части 1 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно извещению о проведении Аукциона дата и время начала подачи заявок - 07.06.2018 10:44; дата и время окончания подачи заявок - 10.06.2018 09:00.
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.
В силу пункта 1 статьи 194 Гражданского кодекса РФ если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Учитывая вышеуказанные положения гражданского законодательства РФ, срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе должен быть установлен не ранее 15.06.2018.
Таким образом, действия Заказчика, установившего дату и время окончания подачи заявок - 10.06.2018 09:00 не соответствуют положениям части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 1 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 Закона о контрактной системе признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В силу части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Частью 3 статьи 70 Закона о контрактной системе определено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
Аналогичные положения установлены разделом 20 Части 1 документации об Аукционе.
В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика также представил пояснения о том, что заключение контракта по итогам Аукциона осуществляется через ЕИС, порядок и сроки заключения контракта определены положениями Закона о контрактной системе и предусмотрены функционалом ЕИС.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика в данной части соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 8.1. Проекта договора "Заказчик оплачивает стоимость поставленного товара, в течение 20 (двадцати) рабочих дней, с момента подписания сторонами документов на передачу товара Заказчику (ТТН, счет-фактура), путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика".
Принимая во внимание тот факт, что исходя из сложившейся деловой практики выставление счета-фактуры с указанием "без НДС" не приводит ни к декларированию НДС, ни к уплате налога организацией/индивидуальным лицом, применяющей/им упрощенную систему налогообложения, а также учитывая, что налоговая ответственность за оформление таких счетов-фактур главой 16 Налогового кодекса РФ не установлена, а российским законодательством не установлен запрет на выставление счета-фактуры без начисления суммы НДС организациями/индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, Комиссия приходит к выводу о том, что установление в проекте контракта требования о представлении Подрядчиком счета-фактуры не ограничивает возможности участия в закупке индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в связи чем жалоба Заявителя является необоснованной.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств, не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Казаковой И.Н. обоснованной.
2. Признать заказчика - войсковую часть 2659 нарушившим часть 2 статьи 63 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушения Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Ведущий заседание Комиссии: |
|
И.С. Шестакова |
Члены комиссии: |
|
А.Г. Киселёва
Ю.К. Быстрова |
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 22 июня 2018 г. N КС-176/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2018