Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии: |
И.С. Шестаковой |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
членов Комиссии:
с участием представителей: |
М.В. Мельникова
А.Г. Киселёвой
|
заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России, |
заказчика - администрации муниципального образования "Черняховский городской округ" |
Е.С. Чвыровой Е.П. Михеевой
|
представителя по доверенности; представителя по доверенности,
|
в отсутствие представителей заявителя - ООО "Автобан-99", о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленных надлежащим образом,
в присутствии представителей заинтересованных лиц - ООО "Стройпром": Е.А. Степаненко (представителя по доверенности); ООО "Оверхол": С.В. Зайцева (генерального директора),
рассмотрев жалобу ООО "Автобан-99" (вх. N 3889 от 09.06.2018) (далее - Заявитель) на действия заказчика - администрации муниципального образования "Черняховский городской округ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона (извещение N 0135300007518000068) на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов по пл. Театральная, ул. Театральная, ул. Садовая в рамках ведомственной целевой программы "Формирование современной городской среды муниципального образования "Черняховский городской округ" на 2018-2022 годы" (далее - Аукцион) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 09.06.2018 (вх. N 3889 от 09.06.2018) поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
В документации об Аукционе, по мнению Заявителя, содержатся положения, нарушающие требования действующего законодательства, а именно:
1) Пунктом 7.5 проекта контракта установлены требования к банковской гарантии, которые не соответствуют действующей редакции постановления Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005, что нарушает пункт 7 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
2) В пункте 13.6 проекта контракта содержится условие о том, что в случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение контракта, генеральный подрядчик обязуется предоставить заказчику иное (новое) надлежащее исполнение контракта. Данное условие, по мнению Заявителя, противоречит части 7 статьи 96 Закона о контрактной системе и дает возможность предоставления исполнителем по контракту недействительной банковской гарантии и возможность ее безнаказанной замены в ходе исполнения своих обязательств. Вместе с тем, на участника возлагаются риски действительности банковских гарантий на весь период ее предоставления. Кроме того, обеспечение исполнения контракта в качестве предоставления денежных средств не может утратить свое действие и перестать обеспечивать исполнение контракта.
3) Раздел 13 проекта контракта предусматривает условия применения антидемпинговых мер, которые противоречат требованиям статьи 37 Закона о контрактной системе. Указанная информация является недостоверной и противоречивой по отношению к условиям применения антидемпинговых мер, изложенных в извещении о проведении Аукциона и в разделе 1 документации об Аукционе, что вводит участников закупки в заблуждение, не позволяя однозначно определить требования Заказчика.
Заявитель просит устранить допущенные нарушения.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Представители Заказчика не согласились с доводами жалобы и пояснили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Документация об Аукционе предусматривает соответствие банковской гарантии дополнительным требованиям, установленным постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005.
Вопреки доводам жалобы получение обеспечения исполнения контракта на стадии подачи заявок Законом о контрактной системе не предусмотрено, также как и предоставление победителем аукциона недействительной банковской гарантии, в силу требований статьи 45 Закона о контрактной системе и требований постановления Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005. При этом обеспечение исполнения контракта должно распространять свое действие на весь срок исполнения сторонами своих обязательств, в связи с чем Заказчиком установлено требование о предоставлении иного (нового) надлежащего обеспечения исполнения контракта в случае если возникнут обстоятельства, которые ведут или могут привести к невозможности исполнения банком обязательств по выданной им гарантии.
В пункте 13.2 проекта контракта, предусматривающем применение антидемпинговых мер к победителю закупки, допущена техническая ошибка.
Вместе с тем, документацией об Аукционе (раздел 1) предусмотрены условия применения антидемпинговых мер, которые отвечают требованиям статьи 37 Закона о контрактной системе.
Запросов на разъяснение положений документации об Аукционе в данной части Заказчику не поступало.
Заказчик считает свои действия законными, а жалобу Заявителя необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
25.05.2018 Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного Аукциона (извещение N 0135300007518000068) и документация об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 27 546 571,74 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14.06.2018 N 0135300007518000068 на участие в Аукционе поступило четыре заявки от участников закупки; аукционной комиссией Заказчика принято решение об отказе в допуске к участию в Аукционе участникам с порядковыми номерами 2, 3, 4 на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе по причине непредоставления конкретных показателей используемого товара. В связи с тем, что по результатам рассмотрения первых частей заявок только один участник Аукциона признан его участником, на основании части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
Заявка единственного участника Аукциона - ООО "СибСтрой" признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об Аукционе (протокол подведения итогов электронного аукциона от 15.06.2018).
1. Частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе определено, что под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Частью 1 статьи 45 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 Закона о контрактной системе;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11. 2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Дополнительными требованиями к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", "Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий").
В пункте 7.5 раздела 1 "Аукцион в электронной форме (общие условия проведения аукциона в электронной форме)" документации об Аукционе Заказчик указывает:
Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных пунктом 4.3.6. настоящего Раздела случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии пунктом 7.4. настоящего Раздела;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия банковской гарантии с учетом требований пункта 7.4. настоящего Раздела;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 45 Закона N 44-ФЗ;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Банковская гарантия должна соответствовать дополнительным требованиям, установленным постановлением Правительством Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, в документации об Аукционе предусмотрены требования к банковской гарантии, в том числе о соответствии ее дополнительным требованиям, установленным постановлением Правительством Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Довод Заявителя в данной части не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с частью 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
Получение обеспечения исполнения контракта на стадии подачи заявок, указываемое в жалобе Заявителем, противоречит принципам и нормам Закона о контрактной системе.
Согласно части 7 статьи 96 Закона о контрактной системе в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
Из указанной нормы следует, что заказчик не вправе отказаться от обеспечения в новом размере и в новой форме.
Вместе с тем, законодательно не определены требования о включении в проект контракта условия о порядке замены обеспечения исполнения контракта в соответствии с частью 7 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Законодательство о контрактной системе основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) (часть 1 статьи 2 Закона о контрактной системе); в отсутствие прямого регулирования в указанном законе подлежат применению нормы ГК РФ.
Исходя из положений пункта 1 статьи 381.1 ГК РФ внесенные денежные средства представляют собой обеспечительный платеж. Обеспечительный платеж обеспечивает денежное обязательство, в том числе обязательства, которые возникнут в будущем, включая обязанность возместить убытки или уплатить неустойку в случае нарушения договора. При наступлении обстоятельств, предусмотренных договором, сумма обеспечительного платежа засчитывается в счет исполнения соответствующего обязательства.
Согласно пункту 3 данной статьи договором может быть предусмотрена обязанность соответствующей стороны дополнительно внести или частично возвратить обеспечительный платеж при наступлении определенных обстоятельств.
Правила об обеспечительном платеже применяются также в случаях, если в счет обеспечения вносятся подлежащие передаче по обеспечиваемому обязательству акции, облигации, иные ценные бумаги или вещи, определенные родовыми признаками (ст. 381.2 ГК РФ).
Согласно пункту 13.6 проекта контракта в случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения настоящего контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Генеральным подрядчиком своих обязательств по настоящему контракту, Генеральный подрядчик обязуется в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента, когда соответствующее обеспечение исполнения контракта перестало действовать, предоставить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения контракта на тех же условиях, которые указаны в настоящем разделе контракта.
В пункте 13.5 проекта контракта установлено, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, следовательно, обеспечение исполнения обязательств по контракту распространяет свое действие на весь срок выполнения работ.
По смыслу положений статьи 96 Закона о контрактной системе обеспечение исполнения контракта напрямую связано с имеющимися у заказчика конкретными требованиями к исполнителю (поставщику, подрядчику), поскольку банковская гарантия либо внесенные исполнителем денежные средства должны обеспечивать исполнение обязательств в объеме, определенном условиями контракта, и на весь срок исполнения контракта. В Законе о контрактной системе не определены последствия возникновения обстоятельств, которые ведут или могут привести к невозможности исполнения банком обязательств по выданной им гарантии. Следовательно, указание в проекте контракта об обязанности исполнителя в определенных случаях предоставить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения контракта, которое направлено на обеспечение исполнения обязательств в полном объеме, взятых на себя в рамках исполнения контракта, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и правилам гражданского оборота.
Права участников подобным условием не нарушаются, доказательств обратного Заявителем не представлено.
Таким образом, доводы Заявителя в данной части не нашли своего подтверждения.
3. В соответствии с ч. 5 ст. 63, п. 8 ст. 42, п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в извещении, документации об аукционе заказчиком указывается размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Если к победителю закупки применяются антидемпинговые меры, контракт заключается только после предоставления участником обеспечения исполнения контракта с учетом требований ст. 37 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе установлено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Согласно извещению о проведении Аукциона начальная (максимальная) цена контракта - 27 546 571,74 рублей, то есть составляет более чем пятнадцать миллионов рублей, в связи с чем применительно к данной закупке при применении антидемпинговых мер к победителю Аукциона должны применяться положения части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Порядок и требования к предоставлению обеспечения исполнения муниципального контракта указан в Разделе 1 "Аукцион в электронной форме (общие условия проведения аукциона в электронной форме)" документации об Аукционе и разделе 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об Аукционе.
Антидемпинговые меры при проведении Аукциона указаны в пункте 9 Раздела 1 "Аукцион в электронной форме (общие условия проведения аукциона в электронной форме)" документации об Аукционе. При этом одновременно указаны положения части 1 и части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении Аукциона, опубликованному в ЕИС, в разделе "Дополнительная информация" извещения указано следующее: "В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса)", что полностью соответствует требованиям части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в пункте 13.2 раздела 4 "Проект контракта" документации об Аукционе указано следующее: "В случае предоставления по результатам проведения электронного аукциона предложения о цене Контракта на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены Контракта Генеральный подрядчик при подписании Контракта обязан представить обеспечение исполнения Контракта в размере в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта или информацию, подтверждающую добросовестность участника закупки, в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"".
Данное условие противоречит информации, указанной в извещении о проведении Аукциона, пункту 9 Раздела 1 "Аукцион в электронной форме (общие условия проведения аукциона в электронной форме)" документации об Аукционе, а также не является применимым по отношению к данной закупке.
В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе проект контракта является неотъемлемой частью документации об электронном аукционе.
Согласно части 2 статьи 7 Закона о контрактной системе открытость и прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
При этом, в силу части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что информация, изложенная в пункте 13.2 раздела 4 "Проект контракта" документации об Аукционе, не соответствует требованиям части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
Жалоба Заявителя в данной части признается обоснованной.
4. В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Описание объекта закупки - это фиксация различных характеристик (качественные, технические и т.д.), позволяющая идентифицировать объект закупки. Сведения, обосновывающие закупку, позволяют достичь поставленных целей и удовлетворить потребности заказчика. Такого рода информация дает понятие о том, что необходимо принять во внимание при исполнении контракта, описывает использование результата закупки и требуемые показатели исходя из фактических данных, объясняет, как закупка определяется и используется, какие обстоятельства имеют значение при ее проведении. Перечисленные сведения позволяют участникам закупки оценить свои возможности и степень приемлемости результатов закупки.
Объект закупки описывается с учетом правил, установленных статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусматривает, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 данного закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Таким образом, в документации об электронном аукционе Заказчик описывает объект закупки (в том числе, и характеристики товаров), выбрав показатели, определяющие соответствие закупаемой работы предусмотренным заказчиком требованиям, а также три группы значений показателей: максимальные и (или) минимальные значения; значения показателей, которые не могут изменяться.
Как усматривается из материалов дела, товары, используемые при выполнении работ, должны соответствовать перечисленным в документации ГОСТам.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным стандартами, документация должна быть составлена таким образом, чтобы у участников имелась возможность сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке. В случае установления заказчиком в документации о закупке требований о соответствии предлагаемых участниками показателей товара значениям, предусмотренным стандартами, и значениям, указанным в документации о закупке, последние не должны противоречить требованиям стандартов, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям стандартов показатели и (или) их значения.
Согласно пункту 7 раздела II "Информационная карта аукциона" документации об Аукционе описание объекта закупки, в том числе функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости), требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам и условия контракта указаны в разделе 3 "Техническое задание и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" (далее - ТЗ) и разделе 4 "Проект контракта" настоящей документации.
Согласно ТЗ ряд используемых товаров должен иметь следующие качественные и технические характеристики:
- пункт 18 ТЗ "Плитка тротуарная": "Должна быть изготовлена из тяжелого или мелкозернистого бетона, по ГОСТ 26633-2015, ГОСТ 7473-2010... Класс бетона плит по прочности на сжатие должен быть не менее В30_ Марка по истираемости, не более G3_Товар должен соответствовать ГОСТ 17608-2017".
В соответствии с ГОСТ 17608-2017 "Плиты бетонные тротуарные. Технические условия" плиты подразделяют на группы в зависимости от эксплуатационных нагрузок и воздействий (п. 4.2.3): Группа А (тротуары улиц местного значения, пешеходные и садово-парковые дорожки, газоны, придомовые территории частных строений (без заезда легкового и грузового автотранспорта), эксплуатируемые кровли зданий и сооружений; Группа Б (тротуары магистральных улиц, пешеходные площади и посадочные площадки общественного транспорта, велосипедные дорожки); Группа В (дороги с малоинтенсивным движением (внутриквартальные проезды) и площади, территории стоянок легкого автотранспорта, территории АЗС); Группа Г (зоны высокой нагрузки (порты и доки). При этом класс бетона плит по прочности на сжатие не менее В30 относится к плитам групп В и Г, которым в свою очередь соответствует марка по истираемости G1. Марке по истираемости G3 соответствуют только плиты группы А.
- пункт 26 ТЗ "Камни бортовые": "Назначение камней - для отделения проезжей части внутриквартальных проездов при устройстве въездов на тротуары_ Тип камней: въездные; прямые рядовые_ Длина камней, мм, не менее одной тысячи не более трех тысяч_Камни бортовые должны соответствовать ГОСТ 6665-91".
Согласно ГОСТ 6665-91 "Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия" (п. 1.2.1) камни делятся на типы: БР - прямые рядовые; БУ - прямые с уширением; БУП - прямые с прерывистым уширением; БЛ - прямые с лотком; БВ - въездные; БК - криволинейные. Марки, форма и класс бетона по прочности на сжатие камней должны соответствовать указанным в табл.1 (п. 1.2.2), согласно которой камни с назначением для отделения проезжей части внутриквартальных проездов при устройстве въездов на тротуары соответствуют марке камня БВ 100.30.15, т.е. только въездные.
В примечании к п. 1.2.5 данного ГОСТ камни длиной 1,0 м из тяжелого бетона допускалось изготавливать до 01.01.96.
Таким образом, Заказчиком в указанных, а также в других пунктах ТЗ установлены требования к показателям товара, позволяющие участнику закупки указать те показатели товара, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, но в свою очередь противоречащие требованиям указанного на данный товар стандарта, что, соответсвенно, повлечет отклонение заявки участника закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В силу пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно пункту 3.2.3.4 раздела 1 "Аукцион в электронной форме (общие условия проведения аукциона в электронной форме)" документации об Аукционе все функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, указанные в техническом задании настоящей документации, обязательны для предоставления в первой части заявки в соответствии с инструкцией по заполнению заявки. При описании товара, используемого при выполнении работ, участник закупки указывает значения показателей, которые в соответствии с техническим заданием не подлежат изменению, и конкретные (точные) значения показателей, для которых указаны минимальные и (или) максимальные значения, значения, выраженные диапазоном.
В соответствии с пунктом 3.2.3.1 раздела 1 "Аукцион в электронной форме (общие условия проведения аукциона в электронной форме)" документации об Аукционе если в техническом задании (описании объекта закупки) значение показателей товара, используемого при выполнении работ, являющихся предметом контракта, является минимальным (более, не менее, от), максимальным (менее, не более, до), сопровождается словами "не менее", "более", "не более", "менее", "не выше", "выше", "не ниже", "ниже", "не хуже", "не ранее", "не позднее", "не реже", "не чаще", "типа", "от", "до", "от до включая диапазон", "включая диапазон", "или", "и/или", "либо" и знаками "+/-", участник закупки указывает конкретные (точные) показатели без слов "не менее", "более", "не более", "менее", "не выше", "выше", "не ниже", "ниже", "не хуже", "не ранее", "не позднее", "не реже", "не чаще", "типа", "от", "до", "от до включая диапазон", "включая диапазон", "или", "и/или", "либо", "на выбор заказчика", "по усмотрению заказчика", "не уже", "уже", "не шире", "шире", знаков "+/-", "+", "-" и иных слов и словосочетаний, не позволяющих определить точное значение характеристик товаров, за исключением случаев, указанных в пункте 3.2.3.2.
При этом, согласно пункту 3.2.3.2 данного раздела документации об Аукционе характеристики товара, описанные в первой части заявки на участие в аукционе с использованием слов, указанных в пункте 3.2.3.1, являются конкретными показателями товара только при условии сопровождения таких слов указанием на документ производителя (вид документа). Допустимо использовать слова "от _ до_" и "включая диапазон от _ до_" при указании конкретных показателей товара, выраженных диапазоном при условии указания в техническом задании диапазонов соответствующих значений со словами "включая диапазон от _ до _" или "в диапазоне от _ до _".
- пункт 1 ТЗ "Электроды": "_Электроды должны быть для сварки углеродистых и низколегированных конструкционных сталей с временным сопротивлением разрыву до 50 кгс/мм2".
Данный показатель относится к характеристикам сталей и характеризует их сопротивление к разрыву, что не относится к предмету закупки.
- пункт 9 ТЗ "Песок": "Товар должен соответствовать требованиям ГОСТ 8736-2014_ Содержание пылевидных и глинистых частиц - не более 3 % по массе; содержание в песке зерен крупностью менее 0,16 мм - не более 15 % по массе; содержание в песке зерен крупностью св. 10 мм - не более 0,5 % по массе; содержание глины в комках - не более 0,25 % по массе и др.".
- пункт 34 ТЗ "Щебень для строительных работ": "Товар должен соответствовать требованиям ГОСТ 8267-93_ Содержание зерен слабых пород, % по массе не более 10; содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловой формы, % по массе не более 25; содержание пылевидных и глинистых частиц, % по массе не более 2; содержание глины в комках, % по массе не более 0,25 и др".
Согласно ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" (п. 5.2, п. 5.3) приемку и поставку щебня и гравия производят партиями. Партией считают количество щебня (гравия) одной фракции (смеси фракций), установленное в договоре на поставку и одновременно отгружаемое одному потребителю в одном железнодорожном составе или одном судне. При отгрузке автомобильным транспортом партией считают количество щебня (гравия) одной фракции (смеси фракций), отгружаемое одному потребителю в течение суток. Для проверки соответствия качества щебня (гравия) требованиям настоящего стандарта проводят приемочный контроль и периодические испытания. Приемочный контроль на предприятии-изготовителе проводят ежесуточно путем испытания объединенной пробы щебня (гравия), отобранной с каждой технологической линии. При приемочном контроле определяют: зерновой состав; содержание пылевидных и глинистых частиц; содержание глины в комках; содержание зерен слабых пород.
В соответствии с п. 5.4 данного ГОСТ содержание зерен пластинчатой и игловатой формы и содержание дробленых зерен в щебне из гравия и валунов определяют при периодических испытаниях один раз в 10 суток.
Требованиями ГОСТ также определены показатели данных характеристик, которые представлены диапазонным значением либо значением без конкретного показателя.
Аналогичные условия определены в ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия": приемочный контроль на предприятии-изготовителе проводят ежесуточно путем испытания объединенной сменной пробы песков; при приемочном контроле определяют: зерновой состав; содержание пылевидных и глинистых частиц; содержание глины в комках; наличие засоряющих примесей (п. 5.3).
Таким образом, учитывая требования Закона о контрактной системе и положения документации об Аукционе (инструкции по заполнению заявки), участник закупки обязан указать в первой части заявки конкретные показатели используемого товара в отношении товаров, значения показателей которых выражены минимальным и (или) максимальным значением или указаны в диапазоне, при этом значения вышеперечисленных показателей, требуемых Заказчиком, однозначно должны быть представлены одним, конкретным значением, что, учитывая, в том числе, специфику товара, не представляется возможным. Предоставление характеристик без указания конкретного значения показателя по требованиям документации об Аукционе допустимо только при наличии на данный товар документа производителя.
Конкретные значения этих показателей могут быть известны участнику закупки лишь после приобретения товаров, прошедших испытания. Более того, значения указанных показателей могут быть разными не только у разных производителей, но и у одного производителя, в зависимости от партии изготовленного материала. В данных условиях для подачи заявки участникам закупки необходимо приобрести партию товара и подавать заявку уже имея в наличии паспорт товара с описанием характеристик товара.
Таким образом, Заказчик устанавливает требования относительно значения показателей товара после испытаний, а также требования к описанию материалов, входящих в состав данного товара.
Вместе с тем, лицом, ответственным за качество выпускаемой продукции является изготовитель. В предмет контракта по данной закупке изготовление товаров не входит.
Исходя из системного анализа положений документации об Аукционе и ГОСТов, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик помимо показателей товаров, установил не предусмотренные Законом о контрактной системе требования к показателям технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров, которые не свидетельствует о функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристиках объекта закупки, а лишь используются для определения данных характеристик объекта закупки, и не могут быть признаны показателем товара, и которые на стадии подачи заявки не могут безоговорочно быть представлены участником как конкретные показатели товара.
Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к поставке, для представления подробных сведений о результатах испытаний такого товара.
Кроме того, при условии соответствия товара требованиям ГОСТов допустимые значения результатов испытаний не могут отличаться и выходить за пределы, установленные государственным стандартом, в связи с чем, требование к их описанию также является избыточным и нарушает правила описания объекта закупки.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, установившего требования к значениям показателей испытаний, требования к показателям товаров в совокупности с условиями их предоставления, определенных инструкцией по заполнению заявки, а также установление показателей товаров, позволяющие участникам закупки указать те показатели товара, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика как соответствующие значениям документации, но в свою очередь противоречащие требованиям указанного на данный товар стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки, не соответствуют пункту 1, 2 части 1 статьи 64, пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе (в данном решении перечислены примеры из пунктов ТЗ, содержащие указанные выше нарушения, перечень которых не является исчерпывающим).
5. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно извещению о проведении Аукциона и пункту 24 Раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" документации об Аукционе, установлено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (в соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе).
В соответствие с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Часть 7 статьи 30 Закона о контрактной системе указывает, что типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 (далее - Типовые условия контрактов).
В пункте 1 Типовых условий контрактов установлено условие об обязанностях поставщика (подрядчика, исполнителя) привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - субподрядчики, соисполнители) в объеме __________ процентов от цены контракта (объем привлечения устанавливается заказчиком в виде фиксированных процентов и должен составлять не менее 5 процентов от цены контракта).
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 8 вышеуказанной статьи Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 (далее - Правила определения размера штрафа).
В соответствии с пунктом 8 Правил определения размера штрафа, в случае если в соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа, штраф устанавливается в размере 5 процентов объема такого привлечения, установленного контрактом.
Согласно пункту 5.3.30 раздела 4 "Проект контракта" документации об Аукционе генеральный подрядчик обязан привлечь к исполнению настоящего Контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 30 процентов от цены Контракта.
Таким образом, Комиссией установлено отсутствие в Разделе 4 "Проект контракта" документации об Аукционе в полном объеме условий, установленных частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, о возможности привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций с указанием фиксированного объема такого привлечения.
Кроме того, отсутствие в Разделе 4 "Проект контракта" документации об Аукционе фиксированного объема привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, приводит к невозможности установления штрафа за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, таким образом, обязательное условие об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, установлено не в полном объеме.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о том, что отсутствие в Разделе 4 "Проект контракта" документации об Аукционе вышеперечисленных условий контракта является нарушением части 6 статьи 30, части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
6. В силу части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
По позиции 15 ТЗ "Тренажер" Заказчиком, в частности установлены следующие требования к трубе 2: "толщина стенки трубы должна быть > 2.4 (двух целых и четырех десятых) мм и < 2.5 (двух целых и пяти десятых) мм".
07.06.2018 в адрес Заказчика поступил запрос на разъяснения документации об аукционе следующего содержания: "В п. 15 "Тренажер" в характеристиках трубы 2 указано, что толщина стенки трубы должна быть > 2.4 (двух целых и четырех десятых) мм. и < 2.5 (двух целых и пяти десятых) мм., то есть более 2,4 мм - следовательно, 2,5 мм и выше, и в то же время менее 2,5 мм - следовательно 2,4 и менее. Таким образом, Заказчик приводит взаимоисключающие требования к толщине стенки трубы 2".
10.06.2018 Заказчиком в ЕИС размещены разъяснения документации об Аукционе следующего содержания: "В п. 15 "Тренажер" допущена техническая ошибка, следует читать: толщина стенки трубы должна быть > 2.4 (двух целых и четырех десятых) мм. и 2.5 (двух целых и пяти десятых) мм. ГОСТ 8732-78 Трубы стальные бесшовные горячедеформированные".
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные разъяснения положений документации изменяют суть документации о проведении аукциона в части установления параметров толщины стенок труб по позиции 15 "Тренажер" раздела 3 "Техническое задание (описание объекта закупки) и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" документации об аукционе, что является нарушением части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Автобан-99" обоснованной.
2. Признать заказчика - администрацию муниципального образования "Черняховский городской округ" (Российская Федерация, 238151, Калининградская обл., г. Черняховск, ул. Калинина, д. 7, ИНН/КПП 3914003313/ 391401001) нарушившим часть 3 статьи 7, пункты 1, 2 части 1 статьи 64, пункт 1 части 1 статьи 33, часть 6 статьи 30, часть 8 статьи 34, часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении допущенных Заказчиком нарушений Закона о контрактной системе не выдавать в связи с выданным предписанием N 59-кс/2018 от 19.06.2018 по делу N КС-183/2018 от 19.06.2018.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Ведущий заседание Комиссии: |
|
И.С. Шестакова |
Члены Комиссии: |
|
М.В. Мельников
А.Г. Киселёва
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 19 июня 2018 г. N КС-182/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2018