Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии: |
И.С. Шестакова |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
членов Комиссии:
с участием представителей: |
М.В. Мельникова
А.А. Кошкумбаевой |
заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; старшего специалиста первого разряда отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России, |
заказчика - администрации муниципального образования "Полесский городской округ" |
Л.А. Сидоркиной П.В. Вакуленко |
представителя по доверенности; представителя по доверенности; |
в отсутствие представителей ООО "СТРОЙЦЕНТР", уведомленных о месте и времени рассмотрения жалобы надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙЦЕНТР" (вх. N 4020 от 15.06.2018) (далее - Заявитель) на действия заказчика - администрации муниципального образования "Полесский городской округ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Благоустройство дворовой территории домов NN 43,41,39,35,33,31 по ул. Калининградской в г. Полесске", (извещение N 0135300004518000021) (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 15.06.2018 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя при формировании документации об Аукционе Заказчиком допущены нарушения Закона о контрактной системе, а именно:
- в документации об Аукционе установлены излишние требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, показателей технологических процессов их изготовления, а также результатов испытаний таких товаров.
Заказчиком в документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к описанию в первой части заявки на участие в Аукционе характеристик товаров, предполагаемых для использования при выполнении работ, например:
- п. 1 "Щебень" - содержание пылевидных, глинистых и илистых частиц - не более 1%, содержание глины в комках не должно превышать 0,25% по массе, содержание зерен слабых пород не должно превышать 5 %;
- п. 4 "Песок мелкий" - содержание зерен крупности менее 0,15 мм должно быть не более 10% по массе, содержание пылевидных и глинистых частиц должно быть не более 3% по массе, содержание глины в комках должно быть не более 0,35% по массе;
п. 5 "Песок карьерный" - содержание зерен крупности менее 0,15 мм должно быть ее более 5% по массе, содержание пылевидных и глинистых частиц должно быть не более 2% по массе, содержание глины в комках должно быть не более 0,25% по массе.
Заявитель считает, что в документации об Аукционе установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведений о результатах испытаний указанных товаров и показателей технологических процессов их изготовления, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретных показателей веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.
Указанные требования, по мнению Заявителя, приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о технологических процессах изготовления товаров, а также результатах испытаний таких товаров.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчик, ознакомившись с жалобой Заявителя, считает ее необоснованной по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Закона о контрактной системе и инструкция по её заполнению.
Согласно статье 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
- согласие участника такого аукциона на выполнение работ или оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
- при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг, для выполнения или оказания которых используется товар:
согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при формировании документации о закупке вправе не указывать ссылку на определенный ГОСТ, однако в таком случае ему придется приводить обоснование необходимости использования других показателей.
По мнению Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития, при описании объекта закупки заказчику целесообразно указать ссылку на конкретный ГОСТ (Письмо Минэкономразвития от 16.12.2016 г. N Д28и-3517). Указание в документации об электронном аукционе на конкретные ГОСТ без подробного раскрытия в составе такой документации содержания ГОСТ не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Учитывая, что технические условия (показатели) утверждаются изготовителем продукции, в документацию об электронном аукционе следует включить подробное описание соответствующих условий (показателей) (Письмо Минэкономразвития от 01.08.2016 г. N Д28и-2011). При этом указанные показатели не являются показателями, значения которых становятся известными по результатам испытаний. Это стандартные показатели по ГОСТ.
На основании изложенного, Заказчик просит признать жалобу Заявителя необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
31.05.2018 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0135300004518000021 и Аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта - 10 141 224,00 рублей.
Частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе определено, что под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Объект закупки описывается с учетом правил, установленных статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусматривает, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 данного закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Таким образом, в документации об электронном аукционе Заказчик описывает объект закупки (в том числе, и характеристики товаров), выбрав показатели, определяющие соответствие закупаемой работы предусмотренным заказчиком требованиям, а также три группы значений показателей: максимальные и (или) минимальные значения; значения показателей, которые не могут изменяться.
Как усматривается из материалов дела, товары, используемые при выполнении работ, должны соответствовать перечисленным в документации ГОСТам.
Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товаров, указаны в разделе 3 "Техническое задание (описание объекта закупки) и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" документации об Аукционе, согласно которым ряд используемых товаров должен иметь следующие качественные и технические характеристики:
- п. 1 "Щебень": "ГОСТ 8267-93_содержание пылевидных, глинистых и илистых частиц - не более 1%, содержание глины в комках не должно превышать 0,25% по массе, содержание зерен слабых пород не должно превышать 5 %".
Согласно ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" (п. 5.2, п. 5.3) приемку и поставку щебня и гравия производят партиями. Партией считают количество щебня (гравия) одной фракции (смеси фракций), установленное в договоре на поставку и одновременно отгружаемое одному потребителю в одном железнодорожном составе или одном судне. При отгрузке автомобильным транспортом партией считают количество щебня (гравия) одной фракции (смеси фракций), отгружаемое одному потребителю в течение суток. Для проверки соответствия качества щебня (гравия) требованиям настоящего стандарта проводят приемочный контроль и периодические испытания. Приемочный контроль на предприятии-изготовителе проводят ежесуточно путем испытания объединенной пробы щебня (гравия), отобранной с каждой технологической линии. При приемочном контроле определяют: зерновой состав; содержание пылевидных и глинистых частиц; содержание глины в комках; содержание зерен слабых пород.
В соответствии с п. 5.4 данного ГОСТ содержание зерен пластинчатой и игловатой формы и содержание дробленых зерен в щебне из гравия и валунов определяют при периодических испытаниях один раз в 10 суток.
Требованиями ГОСТ также определены показатели данных характеристик, которые представлены диапазонным значением либо значением без конкретного показателя.
- п. 4 "Песок мелкий": "Должен соответствовать ГОСТ 8736-2014_содержание зерен крупности больше 10 мм должно быть не более 0,5 % по массе, содержание зерен крупности больше 5 мм должно быть не более 5 % по массе, содержание зерен крупности менее 0,15 мм должно быть не более 10% по массе, содержание пылевидных и глинистых частиц должно быть не более 3% по массе, содержание глины в комках должно быть не более 0,35% по массе".
- п. 5 "Песок карьерный": "Должен соответствовать ГОСТ 8736-2014_содержание зерен крупности больше 10 мм должно быть не более 0,5 % по массе, содержание зерен крупности больше 5 мм должно быть не более 5 % по массе, содержание зерен крупности менее 0,15 мм должно быть ее более 5% по массе, содержание пылевидных и глинистых частиц должно быть не более 2% по массе, содержание глины в комках должно быть не более 0,25% по массе".
Аналогичные условия определены в ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия": приемочный контроль на предприятии-изготовителе проводят ежесуточно путем испытания объединенной сменной пробы песков; при приемочном контроле определяют: зерновой состав; содержание пылевидных и глинистых частиц; содержание глины в комках; наличие засоряющих примесей (п. 5.3).
- п. 6 "Плитка тротуарная": "Должна соответствовать ГОСТ 17608-2017, параметры морозостойкости плитки должны характеризоваться маркой F200, при нормальной бетонной прочности, которая должна составлять более 70%, тротуарная плитка должна быть отмечена хорошей истираемостью: от 0,5 до 0,7 г/см2, водопоглощение бетона для плитки должно быть от 5% до 6%".
В соответствии с ГОСТ 17608-2017 "Плиты бетонные тротуарные. Технические условия" (п. 6.1, 6.2, 6.4, 6.4.1) плиты принимают партиями по ГОСТ 13015 и настоящему стандарту службой технического контроля предприятия-изготовителя. В состав партии включают изделия одного вида, последовательно изготовленные по одной технологии из материалов одного вида в течение не более одних суток. Плиты принимают по результатам периодических испытаний - по показателям прочности, морозостойкости, водопоглощения, истираемости, трещиностойкости (для армированных плит) и удельной эффективной активности естественных радионуклидов. Испытания плит на морозостойкость, истираемость, водопоглощение, определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов и уточнение переходных коэффициентов по прочности проводят при освоении производства, изменении состава бетона, технологии, вида и качества материалов.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В силу пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно пункту 3.2.3.4 раздела 1 "Аукцион в электронной форме (общие условия проведения аукциона в электронной форме)" документации об Аукционе все функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, указанные в техническом задании настоящей документации, обязательны для предоставления в первой части заявки в соответствии с инструкцией по заполнению заявки. При описании товара, используемого при выполнении работ, участник закупки указывает значения показателей, которые в соответствии с техническим заданием не подлежат изменению, и конкретные (точные) значения показателей, для которых указаны минимальные и (или) максимальные значения, значения, выраженные диапазоном.
В соответствии с пунктом 3.2.3.1 раздела 1 "Аукцион в электронной форме (общие условия проведения аукциона в электронной форме)" документации об Аукционе если в техническом задании (описании объекта закупки) значение показателей товара, используемого при выполнении работ, являющихся предметом контракта, является минимальным (более, не менее, от), максимальным (менее, не более, до), сопровождается словами "не менее", "более", "не более", "менее", "не выше", "выше", "не ниже", "ниже", "не хуже", "не ранее", "не позднее", "не реже", "не чаще", "типа", "от", "до", "от до включая диапазон", "включая диапазон", "или", "и/или", "либо" и знаками "+/-", участник закупки указывает конкретные (точные) показатели без слов "не менее", "более", "не более", "менее", "не выше", "выше", "не ниже", "ниже", "не хуже", "не ранее", "не позднее", "не реже", "не чаще", "типа", "от", "до", "от до включая диапазон", "включая диапазон", "или", "и/или", "либо", "на выбор заказчика", "по усмотрению заказчика", "не уже", "уже", "не шире", "шире", знаков "+/-", "+", "-" и иных слов и словосочетаний, не позволяющих определить точное значение характеристик товаров, за исключением случаев, указанных в пункте 3.2.3.2.
При этом, согласно пункту 3.2.3.2 данного раздела документации об Аукционе характеристики товара, описанные в первой части заявки на участие в аукционе с использованием слов, указанных в пункте 3.2.3.1, являются конкретными показателями товара только при условии сопровождения таких слов указанием на документ производителя (вид документа). Допустимо использовать слова "от _ до_" и "включая диапазон от _ до_" при указании конкретных показателей товара, выраженных диапазоном при условии указания в техническом задании диапазонов соответствующих значений со словами "включая диапазон от _ до _" или "в диапазоне от _ до _".
Таким образом, учитывая требования Закона о контрактной системе и положения документации об Аукционе (инструкции по заполнению заявки), участник закупки обязан указать в первой части заявки конкретные показатели используемого товара в отношении товаров, значения показателей которых выражены минимальным и (или) максимальным значением или указаны в диапазоне, при этом значения вышеперечисленных показателей, требуемых Заказчиком, однозначно должны быть представлены одним, конкретным значением, что, учитывая, в том числе, специфику товара, не представляется возможным. Предоставление характеристик без указания конкретного значения показателя по требованиям документации об Аукционе допустимо только при наличии на данный товар документа производителя.
Конкретные значения этих показателей могут быть известны участнику закупки лишь после приобретения товаров, прошедших испытания. Более того, значения указанных показателей могут быть разными не только у разных производителей, но и у одного производителя, в зависимости от партии изготовленного материала. При данных условиях для подачи заявки участникам закупки необходимо приобрести партию товара и подавать заявку уже имея в наличии паспорт товара с описанием характеристик товара.
Таким образом, Заказчик устанавливает требования относительно значения показателей товара после испытаний, а также требования к описанию материалов, входящих в состав данного товара.
Вместе с тем, лицом, ответственным за качество выпускаемой продукции является изготовитель. В предмет контракта по данной закупке изготовление товаров не входит.
Исходя из системного анализа положений документации об Аукционе и ГОСТов, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик помимо показателей товаров, установил не предусмотренные Законом о контрактной системе требования к показателям технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров, которые не свидетельствует о функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристиках объекта закупки, а лишь используются для определения данных характеристик объекта закупки, и не могут быть признаны показателем товара, и которые на стадии подачи заявки не могут безоговорочно быть представлены участником как конкретные показатели товара.
Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к поставке, для представления подробных сведений о результатах испытаний такого товара.
Кроме того, при условии соответствия товара требованиям ГОСТов допустимые значения результатов испытаний не могут отличаться и выходить за пределы, установленные государственным стандартом, в связи с чем, требование к их описанию также является избыточным и нарушает правила описания объекта закупки.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, установившего требования к значениям показателей испытаний, требования к показателям товаров в совокупности с условиями их предоставления, определенных инструкцией по заполнению заявки, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 64, пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙЦЕНТР" обоснованной.
2. Признать Заказчика - администрацию муниципального образования "Полесский городской округ" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 64, пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Единой комиссии Заказчика, оператору электронной площадки - ООО "РТС-тендер" (в части имеющихся полномочий) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушения Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Ведущий заседание Комиссии: |
|
И.С. Шестакова |
Члены Комиссии: |
|
М.В. Мельников
А.А. Кошкумбаева
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 22 июня 2018 г. N КС-189/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2018