Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии: |
В.А. Грибко |
заместителя руководителя Калининградского УФАС России; |
|
членов Комиссии:
с участием представителей: |
М.В. Мельникова
А.Г. Киселёвой |
заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
|
заказчика - МКУ "Заказчик" Пионерского городского округа
заявителя - ООО "КСИЛ Калининград" |
В.В. Охрименко
С.П. Ганжала |
представителя по доверенности,
генерального директора,
|
рассмотрев жалобу ООО "КСИЛ Калининград" (далее - Заявитель) (вх. N 4004 от 14.06.2018) на действия заказчика - муниципального казенного учреждения "Заказчик" Пионерского городского округа (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству территории парка Карася в г. Пионерский (извещение N 0335300039318000051) (далее - Аукцион) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 14.06.2018 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
В документации об Аукционе, по мнению Заявителя, содержатся положения, нарушающие требования действующего законодательства.
К участникам закупки предъявлено требование о членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также о предоставлении в составе второй части заявки на участие в Аукционе выписки (копии) из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, членом которой является участник закупки.
При этом Заказчиком не конкретизирован вид саморегулируемой организации: выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации, осуществляющих строительство.
Вместе с тем, виды работ, указанные в техническом задании и локальной смете не входят в перечень строительных видов работ, для выполнения которых необходимо членство в СРО.
Кроме того, предмет закупки не относится к объекту капитального строительства, в данной связи требование к участникам Аукциона о членстве в СРО и предоставлении подтверждающей выписки неправомерно.
В документации об Аукционе также отсутствуют ссылки на действующие технические стандарты, что нарушает правила описания объекта закупки.
По мнению Заявителя, действия Заказчика противоречат положениям Закона о контрактной системе и нарушают его законные права и интересы.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями действующего законодательства. Документация об Аукционе сформирована Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в том числе ст. ст. 33, 64 Закона о контрактной системе, документация содержит показатели, позволяющие определить соответствие используемого товара потребностям заказчика, заявленные характеристики соответствуют действующим стандартам.
В соответствии с ВСН 58-88(р) работы, предусмотренные проектным решением и локальной сметой на благоустройство территории парка, являющиеся предметом закупки, отнесены к работам, проводимым при капитальном ремонте. В проектном решении указаны работы по устройству фундаментов, вместе с тем, монтаж имущества на специально возведенном для него фундаменте свидетельствует о капитальном строении.
К капитальному ремонту также относят восстановление утраченных первоначальных технических характеристик объекта в целом.
Таким образом, включение в документацию оспариваемого условия осуществлено на основании ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Заказчик считает свои действия законными, а жалобу Заявителя необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
31.05.2018 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона (N 0335300039318000051) и документация об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 844 472,00 рублей.
1. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме этого, согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Заказчиком в п. 33 раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об Аукционе (далее - ИК) установлены требования к участникам закупки, в том числе:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
- участник аукциона должен быть членом саморегулируемой организации (далее - СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, при этом СРО, в которой состоит участник аукциона, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
- совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.
В требованиях к составу и содержанию второй части заявки в документации об Аукционе (п. 20 ИК) для подтверждения соответствия участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, Заказчиком установлено требование о предоставлении следующих документов:
5) действующая на дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе выписка (копия такой выписки) из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, членом которой является участник закупки, по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58, подтверждающая наличие у участника закупки права выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии);
В соответствии с ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса (далее - ГрК) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Таким образом, участник закупки (за исключением отдельных категорий юридических лиц) должен являться членом саморегулируемой организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства при проведении заказчиком закупки по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объекта капитального строительства, в том числе объекта незавершенного строительства.
Пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ установлено, что под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Пунктом 13 статьи 1 ГрК РФ определено, что строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Пункты 14 и 14.2 статьи 1 ГрК РФ содержат определения понятий "реконструкция объектов капитального строительства" и "капитальный ремонт объектов капитального строительства".
Так, реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта являются работы по благоустройству территории парка Карася в г. Пионерский.
В соответствии с пунктом 36 статьи 1 ГрК РФ благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Согласно пункту 38 статьи 1 ГрК РФ элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
Таким образом, объект закупки не относится к строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства и не требует для заключения контракта членства участника закупки в саморегулируемой организации.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование к участникам закупки о членстве в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и предоставлении в составе второй части заявки на участие в Аукционе выписки (копии такой выписки) из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, членом которой является участник закупки, что является нарушением ч. 6 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Пунктом 1.2 проекта контракта определено, что работы выполняются Генеральным подрядчиком в строгом соответствии с действующими на территории РФ строительными нормами и правилами, локальной сметой "на благоустройство территории парка Карася в г. Пионерский Калининградской области", локальной сметой "на устройство наружного освещения", прошедшими проверку в установленном порядке, проектным решением благоустройства территории парка Карася в г. Пионерский, (далее - проектно-сметная документация), а также условиями Контракта.
Разделом 5 проекта контракта определены права и обязанности сторон, согласно которым генеральный подрядчик обязан:
5.3.3. Выполнить Работы в соответствии с проектно-сметной документацией, прошедшей проверку, и условиями настоящего Контракта из своего материала, своими силами и техническими средствами в соответствии с условиями Контракта, действующими СНиПами, и другими нормативными документами, регламентирующими выполнение данного вида Работ в установленные Контрактом сроки.
5.3.5. Использовать при производстве Работ материалы, оборудование, комплектующие изделия, конструкции, строительную технику, соответствующие стандартам, техническим условиям, имеющие сертификаты, техпаспорта и другие документы, удостоверяющие качество. Предоставлять Заказчику сертификаты качества, протоколы испытаний качества, сведения о пожаробезопасности и иных необходимых свойствах материалов, оборудования, которые предоставляются Генеральным подрядчиком. По требованию Заказчика, организации, осуществляющей строительный контроль, Генеральный подрядчик до начала использования каких-либо материалов представляет им для утверждения образцы этих материалов вместе с пояснительной информацией.
Согласно пункту 6.1.2 проекта контракта генеральный подрядчик гарантирует качество выполнения Работ в соответствии с проектно-сметной документацией, действующими строительными нормами и правилами.
Таким образом, документацией об Аукционе предусмотрена обязанность выполнения работ в соответствии с действующими национальными стандартами и сводами правил.
Также не нашел своего подтверждения довод Заявителя об отсутствии в составе документации об Аукционе требований к монтажу поставляемого оборудования.
В разделе 6 "Малые архитектурные формы и оборудование детской площадки" локальной сметы и в разделе "Ведомость объемов работ" проектного решения на благоустройство территории парка содержатся работы по монтажу оборудования 1 т конструкций.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "КСИЛ Калининград" обоснованной.
2. Признать заказчика - муниципальное казенное учреждение "Заказчик" Пионерского городского округа (Российская Федерация, 238590, Калининградская обл., г. Пионерский, ул. Флотская, д. 2, ИНН/КПП 3910500339/ 391001001) нарушившим часть 6 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии заказчика - муниципальное казенное учреждение "Заказчик" Пионерского городского округа (Российская Федерация, 238590, Калининградская обл., г. Пионерский, ул. Флотская, д. 2, ИНН/КПП 3910500339/ 391001001), оператору электронной площадки - ООО "РТС-тендер" (в части имеющихся полномочий) предписание об устранении допущенных Заказчиком нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Ведущий заседание Комиссии: |
|
В.А. Грибко |
Члены Комиссии: |
|
М.В. Мельников
А.Г. Киселёва |
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 21 июня 2018 г. N КС-191/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2018