Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
И.С. Шестаковой |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
||
членов Комиссии: |
Ю.К. Быстровой
М.В. Мельникова |
старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
||
с участием представителей:
заказчика - администрации муниципального образования "Багратионовский городской округ"
уполномоченного органа- Конкурсного агентства Калининградской области,
|
С.В. Рябцева Н.В. Ивановой
В.Б. Николаевой А.А. Гурченковой |
уполномоченного представителя;
уполномоченного представителя; уполномоченного представителя; |
в отсутствие представителей Заявителя - ООО "Контракт", уведомленных надлежащим образом о месте и времени заседания Комиссии;
рассмотрев жалобу ООО "Контракт" (далее - Заявитель) (вх. N 3588 от 31.05.2018) на действия заказчика - администрации муниципального образования "Багратионовский городской округ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: "Газоснабжение г. Багратионовска" (извещение N 0135200000518001049) (далее - Аукцион),и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 31.05.2018 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя при формировании конкурсной документации Заказчиком допущены нарушения Закона о контрактной системе, а именно:
1)В документации об аукционе отсутствует описание объекта закупки в части требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам многих товаров и материалов, используемых при выполнении работ, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2) Заказчик неправомерно установил требование соответствия материалов и изделий недействующим или неопределяемым стандартам.
3) Заказчиком в контракте не указана информация о сроке приемки выполненных работ, что нарушает требования пункта 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
4) Заказчиком в нарушение пункта 5 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе не указан конкретный срок окончания действия контракта, что не позволяет определить конкретный срок действия банковской гарантии.
Просит аннулировать результаты проведения Аукциона, привлечь лиц, допустивших нарушения к административной ответственности.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчик, ознакомившись с жалобой Заявителя, считает ее необоснованной по следующим основаниям.
Проектная документация прошла проверку в установленном порядке в ГАУ КО "Центр проектных экспертиз" и получила положительного заключение экспертизы от 22.07.2016 N 39-1-1-2-0084-16, положительное заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, строительство которого финансируется с привлечения федерального бюджета от 31.01.2012 N 39-1-6-0007-12,положительное заключение экспертизы проектной документации N 39-1-5-0021-12 от 31.01.2012, локальные сметы N 02-01-01, N 02-02-01, N 02-02-02, N 02-02-03, N 02-0204,N 02-02-05, N 02-02-06, N 02-01-01 Д2, N 02-01-02 И, N 02-01-05 И,N 0202-18 И, N 04-01-01 прошли проверку и согласование в ГАУ КО "РЦЦС".
Считает, что доводы Заявителя об установлении неправомерных требований соответствия материалов и изделий недействующим либо неопределенным стандартам в документации являются необоснованным.
Согласно пункту 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется исключительно в соответствии с проектной документацией, которая содержит показатели, связанные с определением соответствиявыполняемых работ потребностям заказчика. В составе документации об аукционе указанная проектная документация содержится, что свидетельствует о выполнении требований к заказчику об описании объекта закупки.
Сроки приемки выполненных работ установлены в пункте 6.12 проекта контракта документации об аукционе.
В соответствии с пунктом 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее, чем на один месяц. Сроки выполнения работ (срок исполнения основного обязательства Генеральным подрядчиком) установлен пунктом 2.4 проекта контракта документации об аукционе. Таким образом, срок действия банковской гарантии может быть установлен исходя из требований документации об аукционе.
Просит признать жалобу Заявителя необоснованной.
Уполномоченный органом даны аналогичные пояснения по сути жалобы Заявителя
Поддержал позицию Заказчика, считает жалобу Заявителя необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
15 мая 2018 годаУполномоченным органомна официальном сайте Российской Федерации в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение N 0135200000518001049 о проведении Аукциона, а также аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК)-31 338 405,29 рублей.
1. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с положениями статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, следующая информация, в том числе:
- краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении Аукциона, объектом закупки является выполнение работ по строительству объекта: "Газоснабжение г. Багратионовска".
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, в том числе:
- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусматривает, что заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусматривает, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектакапитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом, в соответствии с частью 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с пунктом 24 "Описание объекта закупки, в том числе функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости), требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам и условия контракта" раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об Аукционе описание объекта закупки указано в разделе 3 "Техническое задание и обоснование начальной (максимальной) цены Муниципального контракта" и разделе 4 "Проект Муниципального контракта" настоящей документации.
Согласно положениям раздела 3 "Техническое задание и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" документации об Аукционе и пункту 1.1 проекта контракта раздела 4 "Проект контракта" документации об Аукционе: муниципальный заказчик поручает, а генеральный подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работыпо строительству объекта "Газоснабжение г.Багратионовска" (далее - Объект) и вводу объекта в эксплуатацию, в соответствие с проектной документацией, прошедшей проверку в установленном порядке в ГАУ КО "Центр проектных экспертиз" и имеющей положительное заключение экспертизы от 22.07.2016 года N 39-1-1-2-0084-16, положительное заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, строительство которого финансируется с привлечением средств федерального бюджета N39-1-6-0007-12 от 31.01.2012 г., локальными сметами N 02-01-01, N02-02-01, N02-02-02, N02-02-03, N02-02-04, N02-02-05, N02-02-06, N02-01-01Д2, N02-01-02 И, N02-01-05 И, N02-02-18 И, N04-01-01 И, а также в соответствии с заключениями о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, разработанных ООО "ПромСтройЭкспертиза", календарным графиком выполнения работ, разработанным генеральным подрядчиком после заключения контракта, в соответствии с директивным графиком строительства объекта и согласованным с муниципальным заказчиком, техническим заказчиком, а также условиями контракта и действующими на территории РФ строительными нормами и правилами.
Как пояснили в ходе заседания Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного органа, и что также нашло свое подтверждение при исследовании Комиссией материалов дела и информации, размещенной в ЕИС, Уполномоченным органом в ЕИС в полном объеме размещены проектная документация, прошедшая проверку в установленном порядке в ГАУ КО "Центр проектных экспертиз" и имеющая положительное заключение экспертизы от 22.07.2016 года N 39-1-1-2-0084-16, положительное заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, строительство которого финансируется с привлечением средств федерального бюджета N39-1-6-0007-12 от 31.01.2012 г., локальные сметы N 02-01-01, N02-02-01, N02-02-02, N02-02-03, N02-02-04, N02-02-05, N02-02-06, N02-01-01Д2, N02-01-02 И, N02-01-05 И, N02-02-18 И, N04-01-01 И.
Вместе с тем,Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, доказательств, свидетельствующих о размещении Заказчиком в ЕИС проектно-сметной документация не в полном объеме, не представил.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что в документации об аукционе в полном объеме содержатся показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, в связи с чем, жалоба Заявителя в данной части является необоснованной.
2. В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из указанных выше положений Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Вместе с тем, в жалобе, поданной Заявителем, в обоснование довода о том, что Заказчиком неправомерно установлены требования соответствия материалов и изделий недействующим либо неопределяемым стандартам, надлежащих доказательств, подтверждающих обоснованность указанного довода, не представлено и более того, Заявителем не обеспечена явка представителей на заседание Комиссии.
Напротив, Заказчиком представлены доказательства того, что проектно-сметная документация, являющаяся неотъемлемой частью документации об Аукционе, прошла (вышеуказанные в пункте 1 настоящего решения) проверку достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, государственную экспертизу, а также прошла проверку и согласование в контролирующих экспертных органах.
При изложенных обстоятельствах, Комиссия признает указанный довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения, а жалобу в данной части необоснованной.
3. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно пункту 3.18 раздела 4 "Проект контракта" документации об Аукционе (далее - Проект контракта) сдача генеральным подрядчиком муниципальному заказчику, техническому заказчику выполненных работ производится ежемесячно до 28 числа текущего месяца по состоянию на 25 число текущего месяца с оформлением актов о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 на бумажных и электронных носителях в формате сметных программ.
В соответствии с пунктом 6.12Проекта контрактамуниципальный заказчик и технический заказчик в течение 3 (трех) рабочих дней проверяет выполненные работы, оформляет и подписывает представленные документы или направляет обоснованный отказ. При обнаружении муниципальным заказчиком и/или техническим заказчиком в ходе приемки выполненных работ недостатков в выполненных работах генеральным подрядчиком, муниципальным заказчиком и техническим заказчиком в течение 5 (пяти) рабочих дней составляется акт, в котором фиксируется перечень дефектов и сроки их устранения генеральным подрядчиком. После подписания трехстороннего акта генеральный подрядчик обязан своими силами и без увеличения стоимости работ по настоящему контракту, установленной пунктом 3.1. контракта, устранить все обнаруженные недостатки в срок, указанный в акте, обеспечив при этом сохранность результата работ и их надлежащее качество.
Согласно пункту 6.13 Проекта контракта, по истечение сроков выполнения работ по контракту генеральный подрядчик обязан представить муниципальному заказчику справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, а также все документы, подтверждающие фактическое выполнение работ и необходимые для оплаты счета-фактуры (акты на скрытые работы, расчеты и другие документы).
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что доводы Заявителя об отсутствии в документации Аукциона информации о сроках приемки выполненных работ, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем жалоба Заявителя в данной части является необоснованной.
4. В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Аналогичные требования к сроку действия банковской гарантии установлены в документации об Аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Аналогичные требования к исполнению контракта, включающего в себя вышеуказанный комплекс мер, установлены Заказчиком в Проекте контракта.
Согласно пункту 2.2 Проекта контракта - контракт вступает в силу с даты заключения и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту.
В соответствии с пунктом 2.3 Проекта контракта начало выполнения работ по контракту: с даты заключения контракта.
Пунктом 2.4 Проекта контракта установлено, что срок выполнения работ составляет не более 360 календарных дней, но не позднее 01.09.2019 года.
Согласно пункту 3.12 Проекта контракта оплата выполненных работ производится в соответствие с графиком оплатывыполненных работ по строительству объекта "Газоснабжение г. Багратионовска" (Приложение N 6 к Контракту), на основании подписанных муниципальным заказчиком, и генеральным подрядчиком справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 и подписанных техническим заказчиком и генеральным подрядчиком актов о приемке выполненных работ по форме КС-2, выполненных в соответствии с документацией, с учетом применения понижающего коэффициента (процента снижения начальной цены), рассчитанного в соответствии с условиями Контракта, в течение 30-ти календарных дней.
Согласно части 4 статьи 329 Гражданского кодекса РФ прекращение основного обязательства влечет прекращение обеспечивающего его обязательства, вследствие чего у Заказчика возникает обязанность по возвращению обеспечения исполнения контракта после исполнения генеральным подрядчиком своих обязанностей по контракту.
Таким образом, банковская гарантия предоставляется с учетом срока исполнения основного обязательства генеральным подрядчиком.
Принимая во внимание, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены сроки начала и окончания работ, а также сроки приемки работ и оплаты работ, Комиссия приходит к выводу об установлении Заказчиком конкретных сроков действия контракта, что позволяет определить срок действия банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта, превышающий срок действия контракта не менее чем на один месяц, в связи с чем доводы жалобы Заявителя в данной части являются необоснованными.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств, не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Контракт" необоснованной.
Председатель Комиссии: |
|
И.С. Шестакова |
Члены комиссии: |
|
Ю.К. Быстрова
М.В. Мельников |
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 6 июня 2018 г. N КС-167/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2018