Резолютивная часть оглашена
18.06.2018 года г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе: _
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобы ООО "ОПТ-СНАБ", ООО "Стройцентр", ООО "ВолгаСтройКонсалт", на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту фасадов аудиторного корпуса Д литера Д1 и административного корпуса Д литера Д (извещение N 0342100018018000009, начальная (максимальная) цена контракта - 17 248 865,27 рублей),
в присутствии представителей: _
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО "ОПТ-СНАБ", ООО "Стройцентр", ООО "ВолгаСтройКонсалт", на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту фасадов аудиторного корпуса Д литера Д1 и административного корпуса Д литера Д (извещение N 0342100018018000009, начальная (максимальная) цена контракта - 17 248 865,27 рублей).
Заявители указывают, что:
1. В ряде позиций технического задания заказчиком установлены избыточные требования к материалам, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара.
2. В ряде позиций технического задания заказчиком установлены требования к материалам, используемым при выполнении работ, противоречащие ГОСТ, как например, по гвоздям и стали.
3. При даче разъяснений заказчик указывает на то, что в аукционной документации допущены ошибки при описании сетки, однако при этом заказчик изменения по данной позиции в аукционную документацию не внес.
Заявители просят признать жалобы обоснованными, привести аукционную документацию в соответствии с действующим законодательством, рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности должностных лиц, нарушивших Закон о контрактной системе.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об электронном аукционе, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту "б" части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Согласно письма Федеральной антимонопольной службы от 1 июля 2016 года N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе аукционной документации, утвержденная заказчиком, устанавливает: "Заказчик не обязывает участника закупки иметь в наличии товар (материал) в момент подачи заявки, в связи, с чем для определения соответствия товара (материала), установленным заказчиком требованиям, при его описании участники закупки вправе указывать в заявках диапазон значений, и (или) максимальные, и (или) минимальные значения, в случае если такие показатели указываются в диапазонном значении и (или) с применением вышеуказанных формулировок ("не более", "не менее", "не хуже", "должен быть", "должен", "или", "(с)выше", "ниже", "более", "менее", "не выше", "не ниже" и т.п., ставить знаки "" "
", "
", "<", ">" и т.п) производителем товара, либо предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, межгосударственными стандартами (ГОСТ), национальными стандартами Российской Федерации (ГОСТ Р), при наличии в Приложение к техническому заданию требований на соответствие товара (материала), соответствующим стандартам".
При этом участнику не требуется иметь в наличии товар, либо проводить дополнительные испытания, чтобы указать необходимые Заказчику значения. Значения показателей любой партии товара, изготовленного в соответствии с нормами ГОСТ, будут находиться в пределах, установленных аукционной документацией диапазонов и удовлетворять сведениям, указанным участником в составе первой части заявки. Данные характеристики представлены в паспортах, сертификатах качества на соответствующие материалы, которые можно запросить у производителя, либо поставщика, то есть участнику закупки не требуется проводить какое-либо приобретение материала для исследований, оформление каких-либо лицензий и проведения лабораторных испытаний на этапе подачи заявки.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно письму Федеральной антимонопольной службы от 1 июля 2016 года N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Согласно следующему доводу заявителя, в пункте "Сталь" Технического задания заказчиком указана толщина листа 0,55 мм, что противоречит требованиям ГОСТ 14918-80.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2.1 ГОСТ 14918-80 "Сталь тонколистовая оцинкованная с непрерывных линий. Технические условия (с Изменениями N 1, 2)" сталь оцинкованную сталь изготавливают шириной от 710 до 1800 мм включительно, толщиной от 0,5 до 2,5 мм включительно.
В соответствии с пунктом 2.2 того же ГОСТ размеры, предельные отклонения и другие требования к сортаменту должны соответствовать требованиями ГОСТ 19904-90.
Согласно пункту 1 ГОСТ 19904-90 "Прокат листовой холоднокатаный. Сортамент, ГОСТ от 28 марта 1990 года" по требованию потребителя допускается устанавливать размеры, отличающиеся от приведенных в таблице 1, в числе которых указан размер толщины 0,55 мм, в связи с чем данный довод заявителя следует считать необоснованным.
По следующей позиции "Гвозди" Заказчиком установлены следующие требования: "Габаритные размеры, мм: длина стержня от 2,0, длина гвоздя от 20, диаметр головки от 2,5d (d-диаметр стержня, мм), мм_"
Утвержденный и введенный в действие Государственным комитетом стандартов, мер и измерительных приборов СССР от 6 августа 1963 г. N 567 Государственный стандарт Союза ССР, касающихся гвоздей строительных, их конструкций и размеров N 4028-63 регламентирует диаметр стержня и длину гвоздя:
Таблица 1
мм
|
|
Диаметр стержня |
Длина гвоздя |
0,8 |
8 |
|
12 |
1,0 |
16 |
1,2 |
16 |
|
20 |
|
25 |
1,4 |
25 |
|
32 |
|
40 |
1,6 |
25 |
|
40 |
|
50 |
Показатель длины стержня в ГОСТ отсутствует. Длина гвоздя имеет конкретное значение, как, например: 20, 25, 32, 40, а не формулировку "от 20 мм". Кроме того, в указанном выше ГОСТ дается описание такому понятию, как "наименьший диаметр головки". Заказчик же, в свою очередь, требует указать конкретное значение "диаметра головки", что противоречит требованиям ГОСТ.
Кроме того, заказчиком указано требование к теоретической массе гвоздей: "от 0,4 кг", в то время как в ГОСТ данный показатель представлен в табличном варианте конкретным значением.
Обоснование использования в аукционной документации нестандартных показателей отсутствует.
Тем самым значения, содержащиеся в документации об аукционе, позволяют участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям ГОСТ, но в свою очередь соответствуют требованиям документации об аукционе.
Следовательно, заказчиком допущено нестандартное описание объекта закупки, чем нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России в действиях заказчика усматривает признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, в связи с утверждением документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при проведении данного электронного аукциона.
3. В соответствии со следующим доводом заявителей при даче разъяснений заказчик признает, что в аукционной документации допущены ошибки при описании сетки, однако при этом изменения по данной позиции в аукционную документацию не внес. Как, например, по позиции сетка заказчиком указаны следующие требования:
"П. 8 Сетка армирующая. Плотность, кг/м', не менее 40. Теплопроводность при 25°С, Вт/(м°С), не более 0,036. Сжимаемость не более 10 %. Водопоглощение при полном погружении, % по объёму, не более 1,5. Водопоглощение при частичном погружении не более 10 % по массе. Влажность, % по массе, менее 0,6.
П. 33 Сетка. Плотность, кг/м5, не менее 40. Теплопроводность при 25°С, Вт/(м°С), не более 0,036. Сжимаемость не более 10 %. Водопоглощение при полном погружении, % по объёму, не более 1,5. Водопоглощение при частичном погружении не более 10 % по массе. Влажность, % по массе, менее 0,6.
П.56 Сетка. Плотность, кг/м3, не менее 40. Теплопроводность при 25°С, Вт/(м°С), не более 0,036. Сжимаемость не более 10 %. Водопоглощение при полном погружении, % по объёму, не более 1,5. Водопоглощение при частичном погружении не более 10 % по массе. Влажность, % по массе, менее 0,6.
П, 78 Сетка. Плотность, кг/мз, не менее 40. Теплопроводность при 25°С, Вт/(м°С), не более 0,036. Сжимаемость не более 10 %. Водопоглощение при полном погружении, % по объёму, не более 1,5. Водопоглощение при частичном погружении не более 10 % по массе. Влажность, % по массе, менее 0,6.
П.99 Сетка. Плотность, кг/м3, не менее 40. Теплопроводность при 25°С, Вт/(м°С), не более 0,036. Сжимаемость не более 10 %. Водопоглощение при полном погружении, % по объёму, не более 1,5. Водопоглощение при частичном погружении не более 10 % по массе. Влажность, % по массе, менее 0,6".
В ответе на запрос разъяснений положений аукционной документации заказчиком по данной позиции указано, что "данные требования установлены к теплоизоляционному материалу. Заявки поданному пункту отклоняться не будут".
Заказчик указывает на то, что им была допущена техническая ошибка при описании некоторых позиции технического задания. В ответе на запрос разъяснений документации N 3 однозначно указано, что в позициях "сетка" указано требование к теплоизоляционному мату, кроме того указано, что при рассмотрении заявок данный пункт учитываться не будет.
Данное обстоятельство дает основание полагать, что все участники закупки ознакомились с разъяснениями на документацию и учли данный пункт при оставлении заявки.
Указанный факт подтверждается тем, что на участие в аукционе подано 17 заявок, по позициям, оспариваемых заявителями, отклонений участников не производилось.
Другие доводы заявителей в отношении нарушений в действиях Заказчика при подготовке аукционной документации также были проверены Комиссией Самарского УФАС России в полном объеме, нарушений, кроме указанного выше, в аукционной документации не установлено.
В соответствии с пунктом 3.36. Административного регламента в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведении внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия Самарского УФАС России принимает во внимание, что на участие в данном электронном аукционе поступило 17 заявок. Кроме того, заявители не приводят в обоснование своих доводов в жалобе доказательств того, что указанные выше требования Заказчика каким-либо образом нарушают их права и законные интересы, либо создали непреодолимые сложности для подачи заявок участниками закупки, в связи с чем Комиссией Самарского УФАС России принято решение предписание не выдавать.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ОПТ-СНАБ", жалобу ООО "Стройцентр" необоснованными, жалобу ООО "Волгастройконсалт" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 18 июня 2018 г. N 724-7475-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2018