Резолютивная часть оглашена
19.06.2018 года г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе: _
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ИП Черняк Георгий Евгеньевич на действия уполномоченного органа, членов аукционной комиссии при проведении аукциона в электронном виде на выполнение работ по текущему ремонту зданий образовательных учреждений г.о. Жигулевск (извещение N 0142300006218000042, начальная(максимальная) цена контракта - 6 633 796,86 рублей),
в присутствии представителей: _,
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ИП Черняк Георгий Евгеньевич на действия уполномоченного органа, членов аукционной комиссии при проведении аукциона в электронном виде на выполнение работ по текущему ремонту зданий образовательных учреждений г.о. Жигулевск (извещение N 0142300006218000042, начальная(максимальная) цена контракта - 6 633 796,86 рублей).
Заявитель указывает, что заказчик не использует при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, что нарушает п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Кроме того, требования Инструкции по заполнению первой части заявки имеют противоречия.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, привести аукционную документацию в соответствии с действующим законодательством, рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности должностных лиц, нарушивших Закон о контрактной системе.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об электронном аукционе, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту "б" части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В Приложении N 6 "Требования к товарам и материалам" в пункте 265 "Битумы нефтяные строительные кровельные марки БНК-90/30" Заказчиком установлено: "Необходим битум для пропитки или получения покровного битума. Изменение массы после прогрева, %, не более 0,8. ГОСТ 9548-74".
Согласно ГОСТ 9548-74 "Битумы нефтяные кровельные. Технические условия", битумы нефтяные строительные кровельные марки БНК-90/30 используются для получения покровного битума. Изменение массы после прогрева битумов БНК-90/30 составляет не более 0,5 %.
Заказчиком же установлено заведомо завышенное требование к изменению массы после прогрева битумов марки БНК-90/30 "не более 0,8" %, а также требование к использованию данных битумов "для пропитки или получения покровного битума", что вводит потенциальных участников закупки в заблуждение и позволяет указать сведения, противоречащие ГОСТ 9548-74.
Принимая во внимание письмо ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке", установление заведомо завышенных и заведомо не относящихся требований к какому-либо показателю вводит участников закупки в заблуждение и позволяет указать в заявке противоречащие положениям аукционной документации и соответствующему Стандарту значения показателей. В соответствии с указанным письмом:
"В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки".
Следовательно, заказчиком допущено нестандартное описание объекта закупки, чем нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России в действиях заказчика усматривает признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, в связи с утверждением документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при проведении данного электронного аукциона.
В инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе Заказчиком установлено:
"Используемый знак "<", предлог "до", "менее" означает, что значения, предлагаемые участником должны иметь конкретное значение, которое меньше установленного.
Используемый знак ">", предлог "от", "более" означает, что значения, предлагаемые участником должны иметь конкретное значение, которое больше установленного.
Используемый знак ">", предлог "не менее" означает, что значения, предлагаемое участником должны иметь конкретное значение, которое больше установленного, включая крайнее значение.
Используемый знак "<", предлог "не более" означает, что значения, предлагаемые участником должны иметь конкретное значение, которое меньше установленного, включая крайнее значение.
Заказчиком в инструкции установлено одновременно два требования к трактовке знака "<": "означает, что значения предлагаемые участником должны иметь конкретное значение, которое меньше установленного" и "означает, что значения предлагаемые участником должны иметь конкретное значение, которое меньше установленного, включая крайнее значение". А также к трактовке знака ">": "означает, что значения предлагаемые участником должны иметь конкретное значение, которое больше установленного" и "означает, что значения предлагаемое участником должны иметь конкретное значение, которое больше установленного, включая крайнее значение". Данные требования противоречат друг другу, вводят участников закупки в заблуждения и позволяют в первой части заявки указать конкретные требования показателей, которые будут противоречить инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
Следовательно, заказчиком допущено нестандартное описание объекта закупки, чем нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России в действиях заказчика усматривает признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, в связи с утверждением документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при проведении данного электронного аукциона.
В Приложении N 6 "Требования к товарам и материалам" в пункте 261 "Швеллеры" указано: "Высота швеллера (h) более 300 мм не менее 400 мм."
В инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе указано:
"Используемый знак ">", предлог "от", "более" означает, что значения предлагаемые участником должны иметь конкретное значение, которое больше установленного.
Используемый знак ">", предлог "не менее" означает, что значения предлагаемое участником должны иметь конкретное значение, которое больше установленного, включая крайнее значение.
Предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться словами "эквивалент", "или эквивалент", "аналог", "типа", "должен (-а) быть", "не должен (-а) быть", "теоретическая", "около", "допускается", "допускаемый", "допустимое", "не менее", "не более", "не хуже", "или", "не ниже", "не выше", "не превышает", "требуется", необходим/ый/ое/ая", "теоретическая","максимальный", "минимальный" и производных однокоренных слов т.п., и/или допускать разночтения, двусмысленное толкование, за исключением случаев употребления этих слов и производных в наименованиях показателей в соответствии с ГОСТ и данными производителей".
Исходя из требований заказчика, участник должен предложить высоту швеллера 400 мм или больше, тем самым требование Заказчика к высоте швеллеров "более 300 мм не менее 400 мм" является заведомо заниженным, вводит участников закупки в заблуждение и позволяет указать в первой части заявки сведения, допускающие разночтения.
Следовательно, заказчиком допущено нестандартное описание объекта закупки, чем нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России в действиях заказчика усматривает признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, в связи с утверждением документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при проведении данного электронного аукциона.
В соответствии с пунктом 3.36. Административного регламента в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведении внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия Самарского УФАС России принимает во внимание, что запросов разъяснений положений аукционной документации от участников не поступало. Кроме того, заявители не приводят в обоснование своих доводов в жалобе доказательств того, что указанные выше требования Заказчика каким-либо образом нарушают их права и законные интересы, в связи с чем Комиссией Самарского УФАС России принято решение предписание не выдавать.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Черняк Г.Е. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 19 июня 2018 г. N 744-12371-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2018