Резолютивная часть оглашена
21.06.2018 года г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе: заместителя председателя комиссии А.Р. Баженова, специалиста-эксперта отдела контроля законодательства о естественных монополиях и электроэнергетики Самарского УФАС России Алимирзоевой М.М., специалиста 1 разряда отдела контроля закупок А.В. Темкиной,
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобы ООО "ОПТ-СНАБ", ООО "СанТехМонтаж", ООО "Стройцентр" на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на выполнение работ по размещению помещений детского сада в здании Рапьевского филиала ГБОУ СОШ "ОЦ" с. Тимашево (извещение N 0342300000418000108, начальная (максимальная) цена контракта - 9 000 000,00 рублей).
в присутствии представителей: от заказчика - Колыванова Ю.В. (по доверенности), заявители извещены надлежащим образом, ходатайств не заявляли,
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО "ОПТ-СНАБ", ООО "СанТехМонтаж", ООО "Стройцентр" на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на выполнение работ по размещению помещений детского сада в здании Рапьевского филиала ГБОУ СОШ "ОЦ" с. Тимашево (извещение N 0342300000418000108, начальная (максимальная) цена контракта - 9 000 000,00 рублей).
Заявители указывают, что:
1. К материалам, используемым при выполнении работ, заказчиком установлены избыточные требования, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара, описание с отсылкой к ГОСТам затрудняет подготовку заявок.
2. Заказчиком установлено требование к сроку выписки из реестра членов саморегулируемой организации.
3. Заказчиком некорректно сформулированы положения инструкции по заполнению первых частей заявок, Инструкция по заполнению первых частей заявок обладает признаком несоответствия внутренних положений.
Заявители просят признать жалобы обоснованными, привести аукционную документацию в соответствии с действующим законодательством, рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности должностных лиц, нарушивших Закон о контрактной системе.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об электронном аукционе, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Описание товаров с отсылкой к ГОСТам соответствует указанной норме.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту "б" части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Согласно письма Федеральной антимонопольной службы от 1 июля 2016 года N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе аукционной документации, утвержденная заказчиком, устанавливает: "В случаях прямого словесного указания на "диапазон" показателя, а также условий(области) применения, хранения и эксплуатации товара, применяемых разбавителей, места применения(установки), способов крепления(монтажа), способов подвода кабеля, видов рабочей среды, количества и толщины слоев(покрытия), способов нанесения лакокрасочных и защитных покрытий, расхода, инерционности срабатывания, времени использования, времени нагрева, времени корректировки, времени высыхания(схватывания, твердения или образования поверхностной пленки), радиуса изгиба при монтаже, степени(объема) усадки(расширения, удлинения), растяжимости, температурных и климатических условий(температуры воздуха, среды, поверхности, влажности воздуха и материала), давления среды во время эксплуатации, указания фракционных составов(размера фракций, зерен, частиц, их процентного содержания), размера поры или шлакового включения, процентного содержания или соотношения частей компонентов товара, водопоглощения, температуры воспламенения и самовоспламенения, циклов морозостойкости, инерционности срабатывания, срока службы, жизнеспособности, - диапазонные значения которых являются конкретными(и не подлежат изменению), вне зависимости от того, какие символы или слова указаны вместе с данным диапазоном, в том числе: "не менее", "более", "выше", "не более", "менее", "ниже", "не выше", "не ниже", "до", "от", "свыше до", "или", "около", знаков "" (меньше или равно), "
" (больше или равно), "<"(меньше), ">" (больше), "
" (приблизительно), ","(запятая), косая черта "/", круглые скобки "( )", "
"(плюс минус), "+___/-____"(плюс значение/ минус значение),"-"( минус), "+"(плюс)".
Кроме того, в пункте 5.1 Технического задания прямо указано, что "если значения технического или функционального параметра (показателя) на момент подачи заявки невозможно определить точно (т.е. требуется проведение испытаний), то данные значения не требуют конкретизации.
При этом участнику не требуется иметь в наличии товар, либо проводить дополнительные испытания, чтобы указать необходимые Заказчику значения. Значения показателей любой партии товара, изготовленного в соответствии с нормами ГОСТ, будут находиться в пределах, установленных аукционной документацией диапазонов и удовлетворять сведениям, указанным участником в составе первой части заявки.
Все вышеуказанное говорит о том, что документация составлена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и не содержит признаков ограничения конкуренции.
На основании изложенного, доводы заявителей в данной части не нашли своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении открытого конкурса наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В аукционной документации Заказчиком установлено требование:
"1) участник аукциона должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства *;
2) участник аукциона - член СРО должен иметь право выполнять работы в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также объектов использования атомной энергии)*;
3) СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств *;
4) совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных
...Действующая Выписка (или копия) из реестра членов саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства (далее - СРО), выданная по форме согласно Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" не ранее, чем за месяц до даты подачи заявки, и в которой должны содержаться сведения:
- о наличии у члена СРО права осуществлять, капитальный ремонт объектов капитального строительства;
- о соответствии члена СРО уровню ответственности, предусмотренному частью 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ (вредакции ГрК РФ. действующей с 01.07.2017)*-,
* требование не распространяется:
- на участников, которые предложат цену контракта 3 млн руб. и менее. Такие участники не обязаны быть членами СРО в силу ч. 2.1 cm. 52 ГрК РФ;
- на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юрлица с госучастием в случаях, которые перечислены в ч. 2.2 cm. 52 ГрК РФ".
Закон о контрактной системе не ограничивает максимальный срок подачи заявок, Заказчиком установлено ограничение только к дате подачи заявок, что не нарушает права и интересы участников и ставит их в равное положение.
Установленный срок в один месяц соответствует требованиям п. 4 ст. 55.17 "Ведение реестра членов саморегулируемой организации" Градостроительного кодекса РФ: "4. Саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи".
На основании изложенного, данный довод заявителя также признается необоснованным.
3. Комиссия Самарского УФАС России, изучив инструкцию по заполнению первых частей заявок на участие в электронном аукционе, выявила сложность в подготовке заявок. Инструкция содержит множество исключений из общих правил, которые могут повлечь двоякое понимание положений инструкции.
Вместе с тем, заявителем не указаны конкретные положения инструкции, по его мнению, противоречащие друг другу либо невозможные к исполнению.
На участие в электронном аукционе поступило 10 заявок, что свидетельствует о том, что аукционная документация была ясна и понятна.
Указанный довод заявителя также признается необоснованным, доказательств обратного, вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, не представлено.
На все запросы разъяснений положений аукционной документации заказчиком своевременно даны разъяснения, содержание которых участниками закупки не обжаловалось.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобы ООО "ОПТ-СНАБ", ООО "СанТехМонтаж", ООО "Стройцентр" необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии: А.Р. Баженов
Члены комиссии: М.М. Алимирзоева
А.В. Темкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 21 июня 2018 г. N 774-5798-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2018