Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Экостройпроект" (далее - Заявитель) на действия Управления ресурсов и инфраструктуры администрации Сивинского муниципального района (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту: "Очистные сооружения хозяйственных бытовых сточных вод в с. Сива, Сивинского района, Пермского края" (изв. N 0356300107818000016) (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356300107818000016, Заказчиком проводился открытый конкурс на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту: "Очистные сооружения хозяйственных бытовых сточных вод в с. Сива, Сивинского района, Пермского края".
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса, конкурсной документацией:
1) извещение о проведении открытого конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 25.05.2018 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная максимальная цена контракта - 1 885 741,16 руб.;
4) дата окончания подачи заявок 18.06.2018 г.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.50 Закона о закупках, конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В силу ч.1 ст.32 Закона о закупках, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч.4 ст.32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч.5 ст.32 Закона о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Частью 8 ст.32 Закона о закупках предусмотрено, что Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила).
В п.1 Правил установлено, что настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.
Согласно п.10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В п.25 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с п.27 Правил для оценки заявок (предложений) показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В ходе рассмотрения жалобы, Комиссией установлено, что критерии оценки заявок на участие в конкурсе установлены Заказчиком в Разделе 7 аукционной документации.
Критериями, наряду с ценой контракта (значимость критерия - 60 %), является критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (значимость критерия - 40%).
Так, по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" указано, что при формировании предложения (при описании качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта закупки) участник закупки должен основываться на следующем:
Структура и содержание предложения:
- вступление, основная часть, технологические карты (схемы), обоснование необходимости применения данного технического (технологического) решения, выводы;
- применение инновационных технологий является приоритетным при выполнении работ;
- обеспечение совместимости данной технологии и привязка к существующим объектам;
- законченность технологического процесса, описанного текстом и схемам;
- наглядность представления (графики, диаграммы, фото);
- наглядный пример применения технологического решения на реализованном объекте;
- соответствие экологическим нормам утилизируемых отходов;
- соответствие экологическим нормам предлагаемой технологии;
- соответствие экологическим нормам применяемых материалов и конструкций.
Порядок оценки:
Показатели, раскрывающие содержание критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта":
1. Качество работ;
2. Соответствие экологическим нормам
Коэффициент значимости показателя Качество работ равен 0,6.
Коэффициент значимости показателя Соответствие экологическим нормам равен 0,4.
При оценке по показателю 1 учитывается:
- структура Предложения о качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта закупки (0-15 баллов)
- инновационных технологий, предлагаемых к применению (0-15 баллов)
- обеспечение совместимости данной технологии и привязка к существующим объектам(0-20 баллов)
- законченность технологического процесса, описанного текстом и схемами (0-15 баллов)
- наглядность представления (графики, диаграммы, фото) (0-15 баллов)
- наличие и наглядность примера применения технологического решения на реализованном объекте.(0-20 баллов)
При оценке по показателю 2 учитывается наличие и качество информации о:
- соответствии экологическим нормам утилизируемых отходов (0-40 баллов)
- соответствии экологическим нормам предлагаемой технологии (0-40 баллов)
- соответствии экологическим нормам применяемых материалов и конструкций (0-20 баллов).
В свою очередь, Комиссия отмечает, что из содержания конкурсной документации невозможно определить, что необходимо (документы и формы их предоставления) представить по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" участникам закупки, и каким образом Конкурсная комиссия будет оценивать предложения участников по спорному критерию.
Представитель Заказчика пояснил, что по каждому показателю по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" будет начисляться одно из двух указанных количественных значений баллов (например, по показателю наглядность представления (графики, диаграммы, фото) будет начислено либо 0, либо 15 баллов).
Вместе с тем, из содержания конкурсной документации невозможно определить каким образом будут начисляться баллы по спорным показателям, при этом, документация не содержит, указаний на то, что будет начисляться одно из двух указанных количественных значений баллов.
Антимонопольный орган отмечает, что нестоимостной критерий в данном случае, "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", не направлен на выявление в результате конкурса участника, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования.
Таким образом, установленные Заказчиком показатели критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не позволяют определить участника закупки, который может предложить лучшие условия исполнения контракта. Доказательств обратного не представлено.
На основании указанного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика имеется нарушение п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках.
Согласно ч.1 ст.23 Закона о закупках идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В ч.2 ст.23 Закона о закупках указано, что идентификационный код закупки обеспечивает взаимосвязь документов, указанных в части 1 настоящей статьи, формируется с использованием кода бюджетной классификации, определенного в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, кодов общероссийских классификаторов, каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и может включать в себя иную информацию в порядке, установленном частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с ч.3 ст.23 Закона о закупках порядок формирования идентификационного кода закупки, в том числе его состав и структура в зависимости от целей применения, устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной и банковской деятельности.
Согласно п.5 Порядка формирования ИКЗ, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29 июня 2015 г. N 422, структура и состав идентификационного кода закупки представляют собой 36-значный цифровой код, в котором 30 - 33 разряды - информация о коде объекта закупки по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, формируемому на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, с детализацией до группы товаров (работ, услуг):
30 - 31 разряды - класс;
32 разряд - подкласс;
33 разряд - группа;
В извещении о проведении электронного аукциона указан код 95.12.10.000.
В свою очередь, код ОКПД 2 95.12.10.000 указывает на услуги по ремонту коммуникационного оборудования.
Таким образом, учитывая предмет закупки, Комиссия пришла к выводу, что Заказчиком неверно определен код ОКПД 2, и, как следствие, в действиях Заказчика имеется нарушение частей 2, 3 ст.23 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Экостройпроект" на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту: "Очистные сооружения хозяйственных бытовых сточных вод в с. Сива, Сивинского района, Пермского края" (изв. N 0356300107818000016) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках, частей 2, 3 ст.23 Закона о закупках.
3. В целях устранения нарушения требований Закона о закупках, выдать предписание Заказчику, Конкурсной комиссии.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенное нарушение требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 20 июня 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2018