Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.Э. Жуковой, старшего государственного инспектора, Д.С. Кислицына, государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Строй лес" на действия заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Минусинская межрайонная больница" (далее - заказчик) при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту детского инфекционного отделения КГБУЗ "Минусинская межрайонная больница" (3 этап)" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Строй лес" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Существо жалобы: документация о проведении электронного аукциона составлена с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На рассмотрении жалобы присутствовал представитель заказчика: Житников Е.И. (доверенность от 14.06.2018 N07).
Податель жалобы на заседание Комиссии Красноярского УФАС России не явился, явку своего представителя не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе.
Во-первых, заказчиком установлен неверный код ОКПД2.
Во-вторых, в плане-графике указан "планируемый срок (сроки отдельных этапов) поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), который не соответствует информационной карте, размещенной в единой информационной системе.
В-третьих, заказчиком неверно определена дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В-четвертых, по позициям 4, 18 "Требования к товарам" документации о проведении электронного аукциона заказчик установил требование о соответствии ГОСТ 25818-91, который утратил силу.
В-пятых, по позиции 21 "Требования к товарам" документации о проведении электронного аукциона заказчик установил требование к товару по показателю "Класс средней плотности", не соответствующее ГОСТ 530-2012.
В-шестых, по позиции 30 "Требования к товарам" документации о проведении электронного аукциона заказчик установил требование к товару по показателю "Радиус закругления полок", не соответствующее ГОСТ 8509-93.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком были представлены в письменной и устной форме возражения, из которых следует, что заказчик считает, что аукционная документация в обжалуемой части требованиям законодательства не противоречит.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона.
Согласно пункту 1.7 Информационной карты документации о проведении электронного аукциона описание объекта закупки, код ОКПД2 определены следующим образом: "41.20.40.900. В соответствии с перечнем работ (описанием объекта закупки), являющейся неотъемлемой частью аукционной документации".
Комиссия отмечает, что Законом о контрактной системе не установлен порядок, в соответствии с которым заказчику надлежит определять принадлежность объекта закупки к тому или иному коду ОКПД2 с целью его применения в извещении и документации о проведении электронного аукциона. Следовательно, определять принадлежность объекта закупки к тому или иному коду ОКПД2 заказчик вправе по своему усмотрению.
Следовательно, довод заявителя в указанной части, является необоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о контрактной системе планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.
Согласно части 2 статьи 21 Закона о контрактной системе планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок.
Планы закупок формируются заказчиками исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений статьи 13 Закона о контрактной системе, а также с учетом установленных статьей 19 Закона о контрактной системе требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Комиссией установлено, что сроки выполнения работ, указанные в информационной карте аукционной документации идентичны срокам, указанным в проекте контракта аукционной документации и составляют: "начало выполнения работ: с момента заключения контракта, окончание работ: не позднее 31.10.2018". Указанная информация дополняет, конкретизирует планируемые сроки, указанные в плане-графике.
Таким образом, в плане закупок и плане-графике содержится достаточная информация для основания осуществления закупки. Подробная информация о закупке содержится в аукционной документации, которая не противоречит плану-графику и позволяет потенциальному участнику закупки сформировать свое предложение.
Следовательно, довод заявителя в указанной части, является необоснованным.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе (пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе).
Порядок предоставления разъяснений положений аукционной документации предусмотрен статьей 65 Закона о контрактной системе.
Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику (часть 3 статьи 65 Закона о контрактной системе).
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе).
В содержании документации о проведении электронного аукциона указано: "Дата окончания предоставления разъяснений положений документации об аукционе "17" июня 2017 года, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе".
Комиссия отмечает, что окончание срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об электронном аукционе, предусмотренное аукционной документацией, с учетом срока, предусмотренного Законом о контрактной системе, для предоставления заказчиком разъяснения положений аукционной документации на запрос о предоставлении таких разъяснений, поступивший заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (крайний срок предоставления разъяснений заказчиком 17.06.2018 в случае поступления запроса не позднее 16.06.2018 с учетом окончания срока подачи заявок 20.06.2018).
Следовательно, рассматриваемые действия заказчика не подлежат признанию ненадлежащим исполнением требований пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, с учетом положений о порядке разъяснений положений аукционной документации, предусмотренных статьей 65 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что при составлении описания объекта закупки заказчику необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Анализ положений аукционной документации показал Комиссии, что требования к материалам (товарам), используемым при выполнении работ, их функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики были сформулированы заказчиком в разделе VI Требования к товарам, используемым при выполнении работ (оказании услуг) (далее - Требования к товарам).
По позициям 4, 18 Требований к товарам установлены показатели товаров "Раствор", "Раствор тяжелый", в том числе, показатель "Заполнители золы-уноса", который согласно требованиям аукционной документации должен соответствовать ГОСТ 25818-91.
ГОСТ 25818-91 "Золы-уноса тепловых электростанций для бетонов. Технические условия" утратил силу с 1 марта 2018 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 12.10.2017 N 1403-ст. Взамен введен в действие ГОСТ 25818-2017.
Согласно Инструкции по предоставлению сведений в первой и второй части заявки на участие в электронном аукционе (раздел II аукционной документации) (далее - Инструкция) участник должен в первой части заявки указать все установленные формой "Сведения о качестве технических характеристик товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, предоставление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме" государственные стандарты, регулирующие поставляемые товары. Не указание данных государственных стандартов будет считаться не предоставлением информации предусмотренной документацией.
При этом, в том случае если требуемый ГОСТ перестал действовать, то необходимо применять ГОСТ пришедший ему на его замену.
Учитывая изложенное, Комиссией принято во внимание то обстоятельство, что наличие вышеуказанного утратившего силу документа не препятствует участникам закупки в определении потребности заказчика и формировании заявки на участие в электронном аукционе, по средствам указания действующего ГОСТа 25818-2017 введенного взамен недействующего ГОСТ 25818-91. Доказательства обратного у Комиссии отсутствуют.
В позиции 21 Требований к товарам "Изделия керамические" заказчиком установлено, в том числе, следующее требование к показателю товара.
N п/п |
Наименование товара |
Товарный знак |
Требуемый параметр |
Требуемое значение |
Значение, предлагаемое участником |
Ед. изм. |
Сведения о сертификации |
21 |
Изделия керамические |
|
Класс средней плотности |
от 0,7* до 2,4* |
|
|
|
В соответствии с ГОСТ 530-2012 "Межгосударственный стандарт. Кирпич и камень керамические. Общие технические условия": 4.1.5. По показателю средней плотности изделия подразделяют на классы 0,7; 0,8; 1,0; 1,2; 1,4; 2,0; 2,4.
Таким образом, установленный заказчиком в описании товара "Изделия керамические" показатель "Класс средней плотности", позволяет определить требуемые аукционной документацией характеристики, соответствующие требованиям действующего ГОСТа 530-2012.
В позиции 30 Требований к товарам "Сталь угловая" заказчик требует товар со следующими характеристиками.
N п/п |
Наименование товара |
Товарный знак |
Требуемый параметр |
Требуемое значение |
Значение, предлагаемое участником |
Ед. изм. |
Сведения о сертификации |
30 |
Сталь угловая |
|
Ширина полки |
От 35* до 70* |
|
мм |
|
|
Номер уголка |
От 3,5* до 7* |
|
мм |
|
||
|
Радиус закругления полок |
Не менее 1,5 не более 10,67 |
|
мм |
|
В соответствии с ГОСТ 8509-93 "Уголки стальные горячекатаные равнополочные. Сортамент": r - радиус закругления полок. Таким образом, согласно таблице 1 при номере уголка от 3,5* до 7* мм радиус закругления полок должен быть не менее 1,5, не более 2,7 мм.
Учитывая изложенное, установленное значение показателя "Радиус закругления полок" товара "Сталь угловая " не соответствует требованиям ГОСТ 8509-93.
Таким образом, указанные действия заказчика не соответствуют частям 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе. Следовательно, действия заказчика по формированию документации о проведении электронного аукциона, не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, по результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Строй лес" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования частей 1, 2 статьи 33, части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе.
4. Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не менее, чем на 15 дней, начиная со дня размещения измененной документации об электронном аукционе в единой информационной системе.
5. Передать материалы по жалобе ООО "Строй лес" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Д.С. Кислицын |
|
|
|
Т.Э. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 22 июня 2018 г. N 796
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2018