Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.Э. Жуковой, старшего государственного инспектора, Д.С. Кислицына, государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "НПФ "Регулятор" на действия заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Минусинская межрайонная больница" (далее - заказчик) при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту детского инфекционного отделения КГБУЗ "Минусинская межрайонная больница" (3 этап)" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "НПФ "Регулятор" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Существо жалобы: документация о проведении электронного аукциона составлена с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На рассмотрении жалобы присутствовал представитель заказчика: Житников Е.И. (доверенность от 14.06.2018 N07).
Податель жалобы на заседание Комиссии Красноярского УФАС России не явился, явку своего представителя не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе.
Во-первых, по позиции 9 "Требования к товарам" документации о проведении электронного аукциона заказчик установил требование к товару по показателю "Приведенное сопротивление теплопередаче профилей должно составлять свыше 0,6 м2°С/Вт" не соответствующий требованиям ГОСТ.
Во-вторых, по позиции 11 "Требования к товарам" документации о проведении электронного аукциона заказчик установил требование к товару по показателю "Угол заострения по граням не должен быть более 40°" не соответствующий требованиям ГОСТ.
В-третьих, по позиции 15 "Требования к товарам" документации о проведении электронного аукциона заказчик установил следующее требование: "внешний вид одной плитки: допускается плешина, пятно, засорка, пузыри, прыщи, вскипание глазури, слипыш. Сорт плиток должен быть первый или второй".
При этом, согласно ГОСТ 6141-91 для первого сорта такие дефекты как плешина, засорка, пузыри, прыщи, вскипание глазури, слипыш не допускаются. Заказчик указывает требования противоречащие ГОСТ.
В-четвертых, по позиции 17 "Требования к товарам" документации о проведении электронного аукциона заказчик установил требование к товару по показателю "Начало схватывания цемента от 45 мин" не соответствующий требованиям ГОСТ.
В-пятых, по позиции 21 "Требования к товарам" документации о проведении электронного аукциона заказчик установил требование к товару по показателю "Толщина плиток должна быть не менее 8 мм. Предел прочности при изгибе от 25,0* МПа" не соответствующий требованиям ГОСТ. Согласно ГОСТ 6787-2001 при толщине плитки 8 мм предел прочности при изгибе будет не менее 28 МПа".
В-шестых, по позиции 32 "Требования к товарам" документации о проведении электронного аукциона заказчик установил требование к товару соответствующие ГОСТ Р 52146-2003, утратившего силу.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком были представлены в письменной и устной форме возражения, из которых следует, что заказчик считает, что аукционная документация в обжалуемой части требованиям законодательства не противоречит.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что при составлении описания объекта закупки заказчику необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Анализ положений аукционной документации показал Комиссии, что требования к материалам (товарам), используемым при выполнении работ, их функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики были сформулированы заказчиком в разделе VI Требования к товарам, используемым при выполнении работ (оказании услуг) (далее - Требования к товарам).
По позиции 9 Требований к товарам установлены показатели товара "Блоки дверные входные пластиковые", в том числе следующий показатель.
N п/п |
Наименование товара |
Товарный знак |
Требуемый параметр |
Требуемое значение |
Значение, предлагаемое участником |
Ед. изм. |
9 |
Блоки дверные входные пластиковые |
|
Приведенное сопротивление теплопередаче профилей |
должно составлять свыше 0,6 |
|
м2°С/Вт. |
В соответствии с ГОСТ 30970-2014 "Межгосударственный стандарт. Блоки дверные из поливинилхлоридных профилей. Общие технические условия":
"5.4.1. Основные эксплуатационные характеристики дверных блоков приведены в таблице 2.
Согласно таблице 2: приведенное сопротивление теплопередаче полотен дверных блоков - не менее 0,60 м2·оC/Вт.
При этом, значение приведенного сопротивления теплопередаче является справочным. В необходимых случаях данный показатель подтверждают расчетами или лабораторными испытаниями".
Согласно Инструкции по предоставлению сведений в первой и второй части заявки на участие в электронном аукционе (раздел II аукционной документации) (далее - Инструкция) показатели сопровождающиеся "от_до", "от_", "до_", "свыше_.до", "свыше..", "св_" "не ниже", "не выше", "не ранее" могут быть указаны в виде диапазонных значений. Значения показателей должны быть указаны в виде диапазонных значений в случае если наименование показателя содержащие слово "диапазон", "в диапазоне".
В случае если конкретные значения показателей можно определить только при проведении испытаний, опытов, исследований, и т.д., и на момент подачи заявки у участника отсутствует информация о данных характеристиках, то участник может указать значения показателей в виде диапазона в соответствии с требуемым государственным стандартом или, в случае отсутствия установленного ГОСТ, информацией производителей.
Таким образом, установленный заказчиком в описании товара "Блоки дверные входные пластиковые" показатель "Приведенное сопротивление теплопередаче профилей" позволяет определить требуемые аукционной документацией характеристики, соответствующие требованиям действующего ГОСТа 30970-2014.
В позиции 11 Требований к товарам заказчиком установлены показатели товара "Гвозди", в том числе следующий показатель.
N п/п |
Наименование товара |
Товарный знак |
Требуемый параметр |
Требуемое значение |
Значение, предлагаемое участником |
Ед. изм. |
11 |
Гвозди |
|
Угол заострения по граням |
не должен быть более 40 |
|
° |
В соответствии с ГОСТ 283-75 "Межгосударственный стандарт. Гвозди проволочные. Технические условия", отсылку на который делает указанный в аукционной документации ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры":
"1.8. Заостренная часть гвоздя может иметь круглое или квадратное сечение. Угол заострения по граням не должен быть более 40°".
При этом, Инструкция не содержит требований по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе при сопровождении показателя фразой "более", что не позволяет определить необходимость указания конкретного показателя товара, или должны быть указаны в виде диапазонных значений.
Таким образом, указанные действия заказчика не соответствуют частям 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе. Следовательно, действия заказчика по формированию документации о проведении электронного аукциона, не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
По позиции 15 Требований к товарам заказчиком установлены показатели товара "Плитки", в том числе следующие показатели.
N п/п |
Наименование товара |
Товарный знак |
Требуемый параметр |
Требуемое значение |
Значение, предлагаемое участником |
Ед. изм. |
15 |
Плитки |
|
Внешний вид одной плитки |
допускается плешина, пятно, засорка, пузыри, прыщи, вскипание глазури, слипыш |
|
|
|
Сорт плиток |
должен быть первый или второй |
|
|
В соответствии с ГОСТ 6141-91 (СТ СЭВ 2047-88) "Государственный стандарт Союза ССР. Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен. Технические условия":
"1.2. Плитки и фасонные детали изготавливают двух сортов: первый и второй. Для первого сорта такие дефекты как плешина, засорка, пузыри, прыщи, вскипание глазури, слипыш не допускаются".
Согласно Инструкции первая часть заявки не должна содержать фразы "предпочтительно", "допускается", "не допускается", "требуется", "должно быть" или аналогичные формулировки, не позволяющие однозначно определить наличие, либо отсутствие данной характеристики в товаре. Участник может указать характеристики с использованием слов "допускается, допускаются" если на момент подготовки заявки невозможно определить наличие или отсутствие определенных характеристик. Слова "допускается, допускаются" означает, что указанные характеристики могут быть в товаре, а могут и не быть. При описании в заявке показателей, указывающих на количество или объем дефектов используемых товаров, конкретные значения которых невозможно определить без наличия товара, конкретными значениями соответствующих показателей будут считаться точные значения таких показателей, диапазонные или иным образом указанные производителем или поставщиком показатели таких товаров.
Таким образом, установленный заказчиком в описании товара "Плитки" показатель "Внешний вид одной плитки" позволяет определить требуемые аукционной документацией характеристики, соответствующие требованиям действующего ГОСТа 6141-91.
В позиции 17 Требований к товарам заказчиком установлены показатели товара "Цемент", в том числе следующий показатель.
N п/п |
Наименование товара |
Товарный знак |
Требуемый параметр |
Требуемое значение |
Значение, предлагаемое участником |
Ед. изм. |
17 |
Цемент |
|
Начало схватывания цемента |
от 45 мин. |
|
|
В соответствии с ГОСТ 31108-2016 "Межгосударственный стандарт. Цементы общестроительные. Технические условия":
"6.2.2 Требования к физико-механическим показателям цементов приведены в таблице 2.
Согласно таблице 2 - начало схватывания, мин, не ранее 45".
В соответствии с Инструкцией показатели сопровождающиеся "от_до", "от_", "до_", "свыше_.до", "свыше..", "св_" "не ниже", "не выше", "не ранее" могут быть указаны в виде диапазонных значений. Значения показателей должны быть указаны в виде диапазонных значений в случае если наименование показателя содержащие слово "диапазон", "в диапазоне".
Таким образом, установленный заказчиком в описании товара "Цемент" показатель "Начало схватывания цемента" позволяет определить требуемые аукционной документацией характеристики, соответствующие требованиям действующего ГОСТа 31108-2016.
По позиции 19 Требований к товарам заказчиком установлены показатели товара "Плитки керамические для полов", в том числе следующие показатели.
N п/п |
Наименование товара |
Товарный знак |
Требуемый параметр |
Требуемое значение |
Значение, предлагаемое участником |
Ед. изм. |
19 |
Плитки керамические для полов |
|
Толщина плиток |
должна быть не менее 8 |
|
мм |
|
Предел прочности при изгибе |
от 25,0* |
|
МПа |
В соответствии с ГОСТ 6787-2001 "Плитки керамические для полов. Технические условия":
"5.2.1. Физико-механические показатели плиток должны соответствовать указанным в таблице 3.
Согласно таблице 3 - предел прочности при изгибе, МПа, должен составлять не менее 28,0 для плиток толщиной до 9,0 мм включительно, и не менее 25,0 для плиток свыше 9,0 мм".
В соответствии с Инструкцией слова "не менее" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему.
Таким образом, согласно требованиям аукционной документации - толщина плиток будет составлять 8 и более, с учетом положений Инструкции, показатель "Предел прочности при изгибе" не соответствует требованиям ГОСТ 6787-2001.
Таким образом, указанные действия заказчика не соответствуют частям 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе. Следовательно, действия заказчика по формированию документации о проведении электронного аукциона, не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
По позиции 32 "Требования к товарам" документации о проведении электронного аукциона заказчик установил требование к товару соответствующие ГОСТ Р 52146-2003, утратившего силу.
Согласно Инструкции участник должен в первой части заявки указать все установленные формой "Сведения о качестве технических характеристик товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, предоставление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме" государственные стандарты, регулирующие поставляемые товары. Не указание данных государственных стандартов будет считаться не предоставлением информации предусмотренной документацией.
При этом, в том случае если требуемый ГОСТ перестал действовать, то необходимо применять ГОСТ пришедший ему на его замену.
ГОСТ Р 52146-2003 "Прокат тонколистовой холоднокатаный и холоднокатаный горячеоцинкованный с полимерным покрытием с непрерывных линий. Технические условия" утратил силу с 1 июня 2018 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 16.08.2017 N 909-ст. Взамен введен в действие ГОСТ 34180-2017.
Учитывая изложенное, Комиссией принято во внимание то обстоятельство, что наличие вышеуказанного утратившего силу документа не препятствует участникам закупки в определении потребности заказчика и формировании заявки на участие в электронном аукционе, по средствам указания действующего ГОСТа 34180-2017 введенного взамен недействующего ГОСТ Р 52146-2003. Доказательства обратного у Комиссии отсутствуют.
Таким образом, указанные действия заказчика не противоречат требованиям частей 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, по результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "НПФ "Регулятор" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования частей 1, 2 статьи 31, части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе.
4. Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не менее, чем на 15 дней, начиная со дня размещения измененной документации об электронном аукционе в единой информационной системе.
5. Передать материалы по жалобам уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Д.С. Кислицын |
|
|
|
Т.Э. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 22 июня 2018 г. N 824
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2018