Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - А.А. Кирилловой, старшего государственного инспектора, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Аспект" на действия единой комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа - Муниципального казенного учреждения "Многофункциональная служба" (далее - единая комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Аварийно-восстановительные работы кровли здания СДК "Шилинский"" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 20.06.2018 поступила жалоба ООО "Аспект" (далее - податель жалобы) на действия единой комиссии при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке АО "Электронные торговые системы" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0819300036218000010.
Существо жалобы: принятие единой комиссией неправомерного решения об отказе подателю жалобы в допуске к участию в электронном аукционе.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, единой комиссии, муниципального заказчика - Администрации Шилинского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края (далее - заказчик), уполномоченного органа - Муниципального казенного учреждения "Многофункциональная служба" (далее - уполномоченный орган), оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Единой комиссии было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовала представитель уполномоченного органа и единой комиссии Назарова М.В. (доверенность N12 от 04.06.2018, протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукциона от 18.06.2018, удостоверение личности). Явку своего представителя на вышеуказанное заседание Комиссии податель жалобы не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, единой комиссией было неправомерно отказано подателю жалобы как участнику закупки в допуске к участию в электронном аукционе на основании части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе по причине непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а именно: отсутствует наименование страны происхождения используемого товара; не указаны конкретные характеристики товара (п.10 таблицы "Требования к объемам выполненных работ" Технического задания аукционной документации - "Доски обрезные хвойных пород длиной не менее 4 не более 6,5 м, шириной не менее 75 не более 150 мм, толщиной 44 мм и более, II сорта").
От единой комиссии поступили письменные пояснения, в которых она сообщила о том, что рассмотрение первых частей заявок на участие в электронном аукционе было произведено в соответствии с условиями аукционной документации и требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные на заседание Комиссии, заслушав пояснения лица, допущенного к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение аварийно-восстановительных работ кровли здания СДК "Шилинский" (извещение о проведении электронного аукциона от 09.06.2018 N0819300036218000010).
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
При этом в соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 18.06.2018 участнику закупки с порядковым номером заявки "3" (подателю жалобы) отказано в допуске к участию в электронном аукционе в связи с непредоставлением информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а именно: отсутствует наименование страны происхождения используемого товара; не указаны конкретные характеристики товара (п.10 таблицы "Требования к объемам выполненных работ" Технического задания аукционной документации - "Доски обрезные хвойных пород длиной не менее 4 не более 6,5 м, шириной не менее 75 не более 150 мм, толщиной 44 мм и более, II сорта").
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В пункте 4.5 раздела 2 "Информационная карта" аукционной документации были сформулированы требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, в том числе к содержанию и составу первой части заявки на участие в электронном аукционе, аналогичные по содержанию подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Комиссией принята во внимание позиция ФАС России, сформулированная в письме от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке", о том, что в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчику целесообразно устанавливать в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, необходимо указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках.
Анализ аукционной документации показал Комиссии отсутствие в ее содержании инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, которая содержит указание на раздел и (или) пункт аукционной документации, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участникам закупки необходимо при заполнении первых частей заявок предоставить предложение о показателях используемых ими товаров при выполнении работ.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила, что описание объекта закупки выполнено в разделе "Техническое задание" аукционной документации, в котором заказчиком, уполномоченным органом были сформулированы требования к результатам работ, сроку и месту их выполнения, гарантийному сроку работ, к качественным характеристикам работ, безопасности выполняемых работ, к объемам выполняемых работ (таблица "Требования к объемам выполняемых работ").
Также в разделе "Техническое задание" аукционной документации заказчиком, уполномоченным органом был сформирован пункт, поименованный "Требования к качеству, техническим, функциональным характеристикам применяемых материалов и оборудования" и имеющий следующее содержание:
"Подрядчик несет ответственность за ненадлежащее качество предоставленных им материалов и оборудования. Строительные материалы, оборудование, поставляемые Подрядчиком, должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к ним в РФ по пожарной безопасности, износостойкости и выделению токсичных веществ, а также требованиям по надежности и долговечности, простоте в эксплуатации, влагостойкости и возможности проведения ремонтных работ. Все поставляемые для ремонтных работ материалы и оборудование должны иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество. Копии сертификатов, паспорта на изделие и т.п. должны быть приложены к актам выполненных работ (КС-2)".
Комиссия отмечает, что в указанном пункте раздела "Техническое задание" аукционной документации отсутствуют показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участникам закупки необходимо при заполнении первых частей заявок предоставить предложение о показателях используемых ими товаров при выполнении работ.
При этом из содержания таблицы "Требования к объемам выполняемых работ" однозначно не следует, что в ее содержании заказчиком, уполномоченным органом были сформулированы качественные, технические, функциональные характеристики применяемых материалов и оборудования с установлением их показателей, предусмотренных частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участникам закупки необходимо при заполнении первых частей заявок предоставить предложение о показателях используемых ими товаров при выполнении работ.
На основании анализа совокупности сведений, сформированных в разделе "Техническое задание" аукционной документации, Комиссия пришла к выводу о том, что в рассматриваемом описании объекта закупки отсутствуют предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе показатели качественных, технических, функциональных характеристик применяемых при выполнении работ материалов и оборудования, которые позволяют определить потребность заказчика и в отношении которых участникам закупки необходимо при заполнении первых частей заявок предоставить предложение о показателях используемых ими товаров при выполнении работ.
Таким образом, рассмотренные выше действия заказчика, уполномоченного органа, во-первых, не установивших в аукционной документации инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, которая содержит указание на раздел и (или) пункт аукционной документации, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участникам закупки необходимо при заполнении первых частей заявок предоставить предложение о показателях используемых ими товаров при выполнении работ, во-вторых, не установивших в описании объекта закупки предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе показатели качественных, технических, функциональных характеристик применяемых при выполнении работ материалов и оборудования, нарушают пункты 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Учитывая, что заказчиком, уполномоченным органом в аукционной документации надлежащим образом не установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе единой комиссией неправомерно принято решение об отказе подателю жалобы в допуске к участию в электронном аукционе, что нарушает часть 3 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, в результате проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Аспект" обоснованной.
2. Признать единую комиссию нарушившей требования части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Признать заказчика, уполномоченный орган нарушившими требования пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
5. Передать материалы по жалобе ООО "Аспект" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностных лиц заказчика, уполномоченного органа.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 26 июня 2018 г. N 811
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2018