Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Силичева М.В. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Солонина К.В.- начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Дубровиной С.А. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
в присутствии представителей сторон: от заявителя: Савчук К.В., по доверенности N22 от 04.07.2017; от заказчика: Цагановой О.В., по доверенности от 18.06.2018, Овод О.В., по доверенности от 18.06.2018; от уполномоченного органа: Ким Ф., по доверенности N3.38-3/18 от 05.04.2018, рассмотрев жалобу ОАО "Сахалин-Инжиниринг" (далее Заявитель, Общество) на положения конкурсной документации утвержденной Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Сахалинской области (далее Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса по объекту: "Выполнение проектных работ для строительства объекта: Строительство объекта "Школа-детский сад в с. Головнино, о. Кунашир" (извещение N 0161200003718000055) (далее - открытый конкурс)
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на положения документации утвержденной Уполномоченным органом.
По мнению Заявителя, документация конкурса, утвержденная Заказчиком, нарушает нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя, представив устные и письменные пояснения; считает, что конкурсная документация не противоречит Закону о контрактной системе, а жалоба Заявителя необоснованная.
Представитель Уполномоченного органа поддержал Заказчика по существу заявленных требований.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
30.05.2018 19:06 на официальном сайте ЕИС опубликовано извещение об открытом конкурсе N 0161200003718000055.
Начальная (максимальная) цена контракта - 36 899 088 ,59 рублей.
Дата и время окончание срока подачи заявок -14.06.2018 10:00.
В своей жалобе Заявитель указывает на то, что положения конкурсной документации не соответствуют требованиям действующего законодательства РФ регулирующего осуществление государственными и муниципальными заказчиками закупок с целью обеспечения своих нужд, в связи с тем, что Заказчик для подтверждения опыты у участников закупки требует: копии исполненных контрактов (договоров), акты выполненных работ и копии положительных заключений государственной экспертизы проектной документации, что, по мнению Заявителя, приводит к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупки, а также созданию преимущественных условий участия в закупке определенной категории участников. Также Общество указывает на то, что конкурсная документация не учитывает возможности представления контрактов подтверждающих опыт выполнения работ, заключенных в рамках ч. 16.1 ст. 35 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 12.05.2017 N563 "О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N563).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу п. 6 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе, в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерии, в том числе, квалификацию участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В силу ч. 1 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении правил оценок заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Постановление N1085), утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Правила).
Согласно пп. "б" п. 4 Правил заказчик устанавливает в документации о закупке критерии, характеризующиеся, в том числе как нестоимостные критерии оценки, такие как квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с п. 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п. 11 Правил для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Следовательно, одним из показателей, раскрывающим нестоимостной критерий "квалификация участников закупки" будет являться опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.
Согласно п. 2.1 ч. 2 р. IV конкурсной документации "Критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе" показатель: наличие опыта участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема подтверждается копиями исполненных контрактов (договоров), актами выполненных работ и копиями положительных заключений Государственной экспертизы проектной документации) (предельно необходимое максимальное значение установлено в количестве 10 контрактов (договоров)).
При этом согласно примечанию: "Все указанные выше сведения должны быть подтверждены документально, а документы являться приложением данной формы. В случае, если участник конкурса указывает какую-либо информацию по форме N2 и документально не подтверждает ее, то такой участник по показателю, информация по которому не была подтверждена, получит ноль баллов. Предельно необходимое максимальное значение установлено в количестве 10 контрактов (договоров). Под выполнением работ сопоставимого характера и объема понимается, что учитываются контракты (договоры) соответствующие следующим двум условиям:
- предметом предоставленных контрактов (договоров) являются работы на выполнение работ по разработке проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения, в районах с сейсмичностью не менее 9 баллов (согласно требованиям СП 14.13330.2014 "Строительство в сейсмических районах" СНиП II-7-81*);
- стоимость проектных работ, выполненных в рамках контракта (договора), в денежном выражении составляет не менее, чем 40 % от начальной максимальной цены контракта.
Комиссия установила, что Заказчик, для выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении конкурса руководствовался п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, в связи с чем, установлен показатель критерия "Опыт участника по успешной поставке, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", в том числе, положительных заключений Государственной экспертизы проектной документации.
Согласно ч. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Согласно ч. 3.3 ст. 49 ГрК РФ застройщик или технический заказчик может направить по собственной инициативе проектную документацию объектов капитального строительства, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу.
В силу ч. 3.4 ст. 49 ГрК РФ проектная документация всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, автомобильных дорог общего пользования, капитальный ремонт которых финансируется или предполагается финансировать за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, объектов культурного наследия регионального и местного значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального или местного значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта) и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, а также проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, подлежат государственной экспертизе.
В п. 3 Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.03.2012 N 272 "Об утверждении Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий" указано, что негосударственная экспертиза проводится:
а) в случае, если имеется совокупность следующих обстоятельств:
проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий или негосударственной экспертизы является обязательным;
проектная документация и инженерные изыскания выполнены в целях строительства, реконструкции или капитального ремонта объектов капитального строительства, которые не указаны в ч. 3.4 ст. 49 ГРК РФ;
застройщиком или техническим заказчиком (далее - заявитель) принято решение о проведении негосударственной экспертизы;
б) в случае, если проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий или негосударственной экспертизы не является обязательным в соответствии с частями 2, 3 и 3.1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, однако заявителем принято решение о направлении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий на негосударственную экспертизу.
Исходя из системного толкования указанных норм, застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную или не государственную экспертизу, следовательно, опыт участника по данной закупке можно оценить, в том числе, копиями положительных заключений как государственной, так и негосударственной экспертизы.
При таких обстоятельствах, участник закупки который не обладает опытом по выполнению договоров на прохождение государственной экспертизы, в том числе с положительными заключениями лишен возможности конкурировать по показателю "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" с участником закупки который имеет в наличии контракты (договора) с положительным заключением государственной экспертизы.
В документации также указано, что не предоставление документов, подтверждающих квалификацию участников закупки, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе, но является основанием для оценки по наименьшему значению показателя критерия оценки.
Учитывая изложенное, установление заказчиком обязательного требования о подтверждении опыта, в том числе, копиями положительных заключений Государственной экспертизы проектной документации нарушает требования ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе в части нарушения принципа добросовестной неценовой конкуренции при проведении закупок, ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения работ по разработке проектной документации с проведением государственной экспертизы, по отношению к хозяйствующим субъектам, имеющим аналогичный опыт с положительным заключением негосударственной экспертизы.
Вместе с тем, Заказчик ограничивает возможных участников конкурса, устанавливая требование в подтверждение опыта участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема подтверждением копиями исполненных контрактов.
Однако вышеуказанное требование не учитывает такое обстоятельство, что у потенциальных участников закупки имеются собственные проекты по аналогичным работам с положительными заключениями государственный и негосударственной экспертизы, не относящимся к ранее заключенным муниципальным или государственным контрактам, следовательно, преимущества при проведении конкурса получит тот участник, который выполнял проектные работы на основании заключенных контрактов и получивших заключение исключительно государственной экспертизы, что является ограничением конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупки.
Кроме того, согласно ч. 16.1 ст. 34 Закона о контрактной системе предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 Постановления N563 утверждены Правила заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства Постановления N563 (далее Правила).
В силу пп. "б" п. 4 Правил порядок выполнения работ по контракту предусматривает наличие отдельного этапа, в рамках которого осуществляется архитектурно-строительное проектирование и выполнение инженерных изысканий, оплата которых производится после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства.
В р. IV "Критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе" установлены требования к участникам закупки, в том числе, предоставление в подтверждение опыта следующих документов (является обязательным требованием):
- копии исполненных контрактов (договоров),
- акты выполненных работ,
- копии положительных заключений Государственной экспертизы проектной документации.
Вместе с тем, конкурсная документация не предусматривает возможности участнику закупки подтвердить свою квалификацию по выполнению работ сопоставимого характера и объема в рамках контрактов, заключенных по правилам Постановления N563.
При этом необходимо учитывать то обстоятельство, что порядок выполнения работ по контракту (заключенного в порядке Постановления N563) предусматривает наличие отдельного этапа, в рамках которого осуществляется архитектурно-строительное проектирование и выполнение инженерных изысканий, оплата которых производится после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства.
Следовательно, результатами выполнения работ по разработке проектной документации (в рамках исполнения контрактов заключенных в порядке Постановления N563) будут являться документы: положительное заключение государственной экспертизы проектной документации; положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства; акты о приемке и оплате таких работ.
При таких обстоятельствах конкурсная документация лишает участника закупки обладающего указанными результатами (документами) подтвердить свою квалификацию и как следствие получить наибольшее количество баллов.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что утвержденная Заказчиком конкурсная документация содержит требования, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок, что нарушает ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе и подтверждает обоснованность доводов Заявителя.
Комиссия, руководствуясь положениями ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ОАО "Сахалин-Инжиниринг" (далее Заявитель, Общество) на положения конкурсной документации утвержденной Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Сахалинской области (далее Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса по объекту: "Выполнение проектных работ для строительства объекта: Строительство объекта "Школа-детский сад в с. Головнино, о. Кунашир" (извещение N 0161200003718000055) - обоснованной.
2. Признать Уполномоченный орган - Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Сахалинской области нарушившим ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Уполномоченному органу - Министерству по регулированию контрактной системы в сфере закупок Сахалинской области обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц, допустивших нарушения, указанные в пункте 2 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
М.В. Силичев |
Члены Комиссии |
К.В. Солонин
С.А. Дубровина |
Исп. Дубровина С..А.
8 (4242) 46-55-70
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 19 июня 2018 г. N 212/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2018