Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Силичева М.В. - Врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов комиссии:
Солонина К.В. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Осиповой Е.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
в присутствии представителей сторон:
от заявителя - не явился, извещен надлежащим образом;
от заказчика - Кочергиной Ю.В., доверенность от 19.06.2018;
от уполномоченного учреждения - Клубковой А.П., доверенность N 4 от 09.01.2018,
рассмотрев жалобу АНО ДПО "Тюменский межрегиональный центр обучения" (далее - Заявитель) на положения аукционной документации утвержденной, ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении электронного аукциона по объекту: "Оказание образовательных услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства по программам обучения АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства"" (извещение N 0361200015018003369) (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на положения аукционной документации, по мнению которого при утверждении аукционной документации нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), при этом Заявитель в своей жалобе приводит следующий довод.
В позиции 7 Раздела III. "Описание объекта закупки" Уполномоченным учреждением установлено дополнительное требование к участнику закупки, а именно "Заключить Лицензионный договор о предоставлении права использования материалов программ обучения АО "Корпорация "МСП" по форме в соответствии с приложением N 2 к настоящему техническому заданию". Данное обстоятельство является понуждением участника к заключению договора с третьим лицом, что в свою очередь ставит участника закупки в зависимость от волеизъявления третьих лиц.
Учитывая изложенное, Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать Уполномоченному учреждению обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
Представитель Заказчика и Уполномоченного учреждения с доводом, изложенным в жалобе не согласились, а также представили устные и письменные возражения, в соответствии с которыми просят признать жалобу Заявителя не обоснованной.
Уведомлением-требованием от 18.06.2018 N 05-2526 рассмотрение жалобы по существу назначено на 21.06.2018 14 часов 15 минут.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
07.06.2018 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru уполномоченным учреждением опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по факту определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по объекту: "Оказание образовательных услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства по программам обучения АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства"" (извещение N 0361200015018003369).
Начальная (максимальная) цена контракта - 500 000 рублей 00 копеек.
Рассмотревдовод,изложенный в жалобе Заявителя, Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В пункте 13 раздела II. "Информационной карты электронного аукциона" установлены требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
2) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.
5) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
6) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
7) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и не полнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
8) отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки
9) участник закупки не является офшорной компанией
В пункте 7 раздела III. "Описание объекта закупки" Уполномоченным учреждением установлено требование к исполнителю, в соответствии с которым, он должен заключить Лицензионный договор о предоставлении права использования материалов программ обучения АО "Корпорация "МСП" (далее - Корпорация) по форме в соответствии с приложением N 2 к настоящему техническому заданию.
Учитывая изложенное выше, Комиссия приходит к выводу, что в позиции 7 раздела III Документации об электронном аукционе, установлены требования к исполнителю услуги, а не к участникам закупки, следовательно, Уполномоченным учреждением не нарушены положения части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель в своей жалобе указывает на то, что заключение лицензионного соглашения с АО "Корпорация "МСП" ставит участников закупки в зависимость от волеизъявления данной Корпорации.
Представитель Заказчика с данным доводом не согласился и представил следующие пояснения.
В соответствии с пунктом 1.6-1 Положения о министерстве экономического развития Сахалинской области, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 29.12.2015 N 564, министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Сахалинской области по взаимодействию с акционерным обществом "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" в сфере развития малого и среднего предпринимательства.
Корпорация создана Указом Президента Российской Федерации от 05.06.2015 N 287 "О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства" и осуществляет свою деятельность в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства в целях координации оказания субъектам МСП поддержки, предусмотренной Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Вместе с этим, между Правительством Сахалинской области и Корпорацией заключено Соглашение о взаимодействии от 30.06.2016 N С-205 предметом которого является организация взаимодействия сторон по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.
В рамках данного соглашения утвержден план-график реализации мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства на 2018 год.
В соответствии с пунктом 10 плана-графика министерство совместно с корпорацией осуществляет мероприятия по развитию систем обучения основам предпринимательской деятельности путем внедрения и проведения тренингов по программам обучения Корпорации.
Программы обучения, разработанные Корпорацией, являются интеллектуальной собственностью, таким образом в целях не нарушения интеллектуальных прав на результаты интеллектуальной деятельности любое использование указанных программ должно сопровождаться гражданско-правовым договором, в том числе путем заключения лицензионного договора.
Следовательно, образовательная организация, в силу требований гражданского законодательства должна заключить лицензионный договор на право использования материалов Корпорации.
Таким образом требование о заключении лицензионного договора установленное в аукционной документации является правомерным.
Комиссия Сахалинского УФАС России заслушав пояснения представителя Заказчика, а также проанализировав материалы дела пришла к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Исходя из буквального толкования указанных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В данном случае в рамках формирования закупки Заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности. Заказчиком учитывалась необходимость конечного результата - обеспечение необходимой услугой, которая необходима для осуществления профессиональной деятельности заказчика.
Предметом контракта заключенного по результатам проведения данного электронного аукциона является оказание образовательных услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства по программам обучения АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства".
Программы, разработанные Корпорацией, ее интеллектуальная собственность, именно поэтому требование о заключении лицензионного договора установлено в аукционной документации.
Исполнитель контакта, не заключивший лицензионный договор, не будет иметь доступа к необходимым программам обучения, соответственно потребность Заказчика в проведении образовательных мероприятий в соответствии с программами, разработанными Корпорацией будет не реализована.
Таким образом, Комиссия полагает, что установленное требование к исполнителю контракта является законным и обоснованным, ввиду чего жалоба Заявителя признается необоснованной.
На основании изложенного Комиссия Сахалинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АНО ДПО "Тюменский межрегиональный центр обучения" на положения аукционной документации утвержденной, ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области" при проведении электронного аукциона по объекту: "Оказание образовательных услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства по программам обучения АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства"" (извещение N 0361200015018003369) -необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
М.В. Силичев |
Члены комиссии |
К.В. Солонин |
|
Е.А. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 21 июня 2018 г. N 220/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2018