Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Силичева М.В. - Врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов комиссии:
Дубровиной С.А. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Осиповой Е.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
в отсутствии представителей сторон,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью Производственная Торговая Компания "РостИнтерКом" (далее - Заявитель, Общество) на положения аукционной документации утвержденной, Муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа пгт. Тымовское" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона по объекту: "приобретение спортивного инвентаря" (извещение N 0361300054518000002)(далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на положения аукционной документации, по мнению которого при утверждении аукционной документации нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), при этом Заявитель в своей жалобе приводит следующие доводы.
1. Заказчиком не правомерно объединены в один лот спортивный инвентарь и лазерный тир, поскольку производителя тиров (которыми является ООО ПТК "РостИнтерКом") не производят спортивный инвентарь, что приводит к ограничению участников закупки.
2. В пункте 15 раздела III аукционной документации Заказчик установил требования к мячу волейбольному: Мяч сертифицирован FIVB для проведения соревнований высшего уровня - сертификат FIVBApproved. При этом установлено требование к мячу "Количество панелей не менее 32 штук". В продаже и производстве нет профессиональных мячей с указанной характеристикой.
Учитывая изложенное, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
Уведомлением-требованием от 15.06.2018 N 05-2516 рассмотрение жалобы по существу назначено на 20.06.2018 15 часов 15 минут.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
04.06.2018 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по факту определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по объекту: "приобретение спортивного инвентаря" (извещение N 0361300054518000002).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 285 973 рублей 23 копейки.
Рассмотрев доводы Заявителя, Комиссия установила следующее.
1. В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Частью 1 Постановления от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условияхдопуска отдельных видов радиоэлектронной продукции,происходящих из иностранных государств, для целейосуществления закупок для обеспечения государственныхи муниципальных нужд" (далее - Постановление), утвержден перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Согласно пункту 32 Информационной каты электронного аукциона, Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами - не установлены.
В извещении о проведении электронного аукциона в разделе "Наименование товара, работы, услуги по КТРУ" установлено, что к поставке требуется Тир электронный (Код ОКПД 2: 28.99.32.130).
Указанный товар не внесен в Перечень, утвержденный указанным выше Постановлением.
При этом помимо лазерного тира к поставке требуется следующий спортивный инвентарь:
Наименование товара, работы, услуги по КТРУ |
Код позиции |
Характеристики товара, работы, услуги |
Единица измерения |
Количество |
Цена за ед.изм. |
Стоимость |
|||
Наименование |
Значение |
Единица измерения |
|||||||
Сетка баскетбольная |
32.30.15.111 |
|
ПАР |
15.00 |
403.33 |
6049.95 |
|||
Сетка футзальная |
32.30.15.113 |
|
ПАР |
13.00 |
1760.00 |
22880.00 |
|||
Сетка волейбольная |
32.30.15.112 |
|
ШТ |
13.00 |
1726.67 |
22446.71 |
|||
Клюшка хоккейная профессионального уровня |
32.30.15.117 |
|
ШТ |
27.00 |
6966.67 |
188100.09 |
|||
Профессиональный футбольный мяч для игр |
32.30.15.113 |
|
ШТ |
50.00 |
2773.33 |
138666.50 |
|||
Мяч футзальный |
32.30.15.113 |
|
ШТ |
20.00 |
2833.33 |
56666.60 |
|||
Волейбольный мяч |
32.30.15.112 |
|
ШТ |
10.00 |
5713.33 |
57133.30 |
|||
Баскетбольный мяч |
32.30.15.111 |
|
ШТ |
20.00 |
4840.00 |
96800.00 |
|||
Щитки футбольные |
32.30.15.113 |
|
ПАР |
50.00 |
653.33 |
32666.50 |
|||
Карбоновая стрела для лука с натуральным оперением |
32.30.15.130 |
|
ШТ |
15.00 |
876.67 |
13150.05 |
|||
Тир электронный |
28.99.32.130 |
|
КОМПЛ |
1.00 |
316693.33 |
316693.33 |
|||
Баскетбольный мяч |
32.30.15.111 |
|
ШТ |
10.00 |
4766.67 |
47666.70 |
|||
Набор для настольного тенниса. 2 ракет, сетка, 2 мяча, сумка - переноска с ручкой. |
32.30.15.114 |
|
КОМПЛ |
9.00 |
1013.33 |
9119.97 |
|||
Синтетический лед для катания на коньках размером не менее 7х3 метра |
32.30.15.117 |
|
КОМПЛ |
1.00 |
89666.67 |
89666.67 |
|||
Профессиональный волейбольный мяч |
32.30.15.112 |
|
ШТ |
45.00 |
3846.67 |
173100.15 |
|||
Сетка для настольного тенниса с регулировкой натяжения и клипсой |
32.30.15.114 |
|
КОМПЛ |
13.00 |
1166.67 |
15166 |
Проанализировав описание объекта закупки Комиссией установлено следующее.
Спортивный инвентарь - это устройства, приспособления узкоспециального назначения, используемые при занятии различными видами спорта. Спортивный инвентарь - термин, обобщающий использование различных спортивных снарядов, приспособлений, устройств, механических и электронных средств, использование которых предусмотрено правилами соревнований по отдельным видам спорта.
Вместе с тем, представитель Заказчика, представил письменные пояснения из которых следует, что все товары, закупаемые в процессе проведения данного аукциона приобретаются для сдачи норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне".
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне" (далее -ГТО) это полноценная программная и нормативная основа физического воспитания населения страны, нацеленная на развитие массового спорта и оздоровление нации.
В перечень нормативов ГТО включена стрельба, которая производится, в том числе из электронного оружия.
Указанный спортивный инвентарь входит общую сферу применения, при этом отвечает целевому назначению, а так же его использование направлено на достижение единой цели, а именно на развитие массового спорта и оздоровление нации.
При указанных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что приведенные в описание объекта закупки товары технически и функционально взаимосвязаны, в связи с чем, объединение в один лот указанного в описании объекта закупки товара не нарушает положения части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с этим,исходя из буквального толкования указанных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В данном случае в рамках формирования закупки Заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности. Заказчиком учитывалась необходимость конечного результата - обеспечение необходимым товаром, который необходим для осуществления профессиональной деятельности заказчика.
Относительно довода Заявителя о том, что поскольку Общество является производителем лазерных тиров и не производит иной спортивный инвентарь, что приводит к ограничению конкуренции, признается Комиссией несостоятельным ввиду следующего.
Требования документации не ограничивают число участников закупки в связи и с тем, что предметом аукциона является поставка, а не производство (изготовление) товара. Поставщиком может выступить любое физическое либо юридическое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации и удовлетворяющий потребности заказчика. При определении требований к закупаемой продукции Заказчик учитывает соответствие своих потребностей закупаемому товару.
Таким образом, учитывая нормы Закона о контрактной системе, основным задачами осуществления закупок является обеспечение круга участников и выявление в результате торгов лица, исполнение государственного контракта которым в наибольшей степени будет отвечать требованиям, установленным в документации об электронном аукционе.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
Вместе с тем, в соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следует отметить, что Заявителем жалобы в материалы дела не представлены доказательства, того, что аукционная документация размещаемой закупки свидетельствует об ограничении права на подачу заявки заявителя для участия в аукционе, а также не представлены доказательства того, что содержащиеся в техническом задании документации об аукционе требования к товарам повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Так же Комиссия принимает во внимание тот факт, что на участие в аукционе подано 5 заявок участников, данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии ограничения конкуренции, в частности необоснованного ограничения числа участников закупки.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Сахалинского УФАС России признает первый довод Заявителя не обоснованным.
2. Изучив второй довод заявителя, а также информацию, размещенную на сайте, Комиссия пришла к следующему выводу.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией науказанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В пункте 15 раздела III аукционной документации Заказчик установил требования к мячу волейбольному: Мяч сертифицирован FIVB для проведения соревнований высшего уровня - сертификат FIVB Approved. При этом установлено требование к мячу "Количество панелей не менее 32 штук".
По мнению Заявителя в продаже и производстве нет профессиональных мячей с указанной характеристикой, однако доказательств того, что мяч с показателем "Количество панелей не менее 32 штук" не производится, Обществом представлено не было.
Относительно указанной характеристики,направлен запрос на разъяснения положений аукционной документации NРД2.
При этом Заказчик в ответе на просьбу разъяснить указанный выше пункт аукционной документации сообщил, что в разделе III Документации пункта 15 устанавливаемые требования к мячу волейбольному требование "количество панелей не менее 32 штук" - прописано ошибочно. Не учитывайте его при представлении своей заявки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлено не существующая характеристика товара, тем самым нарушив пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, ввиду чего второй довод Заявителя признается обоснованным.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что Заказчиком даны разъяснения положений документации, изменяющие ее суть, а именно в ответе на запрос указал, что параметр "количество панелей не менее 32 штук" установленный в позиции 15 раздела III документации об электронном аукционе не должны учитываться при формировании заявки на участие в электронном аукционе.
Учитывая изложенное, Заказчик признается нарушившим часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Вместе с этим, Комиссией принято решение обязательное для исполнения предписание не выдавать, поскольку указанное нарушение не повлияло на определение поставщика, и участники закупки смогли сформировать свои заявки на участие, учитывая данные Заказчиком разъяснения положений аукционной документации.
На основании изложенного Комиссия Сахалинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью Производственная Торговая Компания "РостИнтерКом" на положения аукционной документации утвержденной, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа пгт. Тымовское" при проведении электронного аукциона по объекту: "приобретение спортивного инвентаря" (извещение N 0361300054518000002) -частично обоснованной.
2. Признать заказчика - Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа пгт. Тымовское", утвердившего аукционную документацию,нарушившимположения пункта 1 части 1 статьи 33, части 5статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц, допустивших нарушения, указанные в пункте 2 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
М.В. Силичев |
Члены комиссии |
С.А. Дубровина |
|
Е.А. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 20 июня 2018 г. N 219/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2018