Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущей заседание Комиссии - Халлаевой Д.М.- Вр.и.о Руководителя Дагестанского УФАС России;
Членов Комиссии:
Гебекова К.Д. -Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова К.Г. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова А.Ш. - Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Багамаева Т.Р. - Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙ ЛЕС" (далее - Заявитель) на действия МКОУ "ХАСАНАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0803300105818000001 на строительство мини-футбольного поля (далее - Аукцион),
в отсутствии представителей сторон (извещены),
У С Т А Н О В И Л А:
01.06.2018 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе Заявителя указывается, что документация о закупке не соответствует законодательству о контрактной системе в сфере закупок.
Исследовав представленные сторонами материалы, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на сайте оператора электронной площадки АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки), Комиссия установила следующее.
18.05.2018 г. Заказчиком в Единой информационной системе, а также на электронной площадке были размещены извещение и аукционная документация по проведению Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 722 850 рублей.
1. Заявитель указывает, что Заказчиком в извещении о проведении аукциона не установлен порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с п. 7 и 8 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация, в том числе:
- размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом);
- размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
В извещении о проведении электронного Аукциона указано следующее, в том числе:
- Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок - Обеспечение заявки;
- Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта - Обеспечение контракта.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что извещение о проведении электронного Аукциона не содержит информацию, предусмотренную п. 7 и 8 ст. 42 Закона о контрактной системе.
В связи с чем, довод жалобы Заявителя признается обоснованным.
При этом, как установлено Комиссией в п. 20 и 21 документации об Аукционе содержится информация, предусмотренная пунктами 7 и 8 ст. 42 Закона о контрактной системе.
В связи с чем, по мнению Комиссии, допущенное нарушение не повлияло на результаты Аукциона
2. Заявитель указывает, что положение Проекта контракта, а именно условие о возврате денежных средств Заказчиком на основании письменного требования Подрядчика, противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что в п. 8.2 Проекта контракта установлено следующее, в том числе: "Порядок и сроки возврата денежных средств, внесенных для обеспечения исполнения контракта: срок возврата Заказчиком Подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения Контракта, составляет 10 (десять) рабочих дней после выполнения Подрядчиком обязательств по Контракту. Денежные средства возвращаются Заказчиком на основании письменного требования Подрядчика по Контракту на банковский счет, указанный в Контракте".
Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Законом о контрактной системе не предъявлены требования к форме возврата денежных средств, внесенных участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта. Следовательно, указание Заказчиком о возврате денежных средств на основании письменного требования Подрядчика, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и не ограничивает количество участников закупки
3. В своей жалобе Заявитель указывает, что установленный срок действия контракта не позволяет определить срок, на который необходимо получить банковскую гарантию, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта.
Согласно ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В п. 5.1 документации об Аукционе указывается, что, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно ч. 10 проекта контракта документации об электронном Аукционе
10.1. Контракт вступает в силу со дня его подписания Сторонами и действует до исполнения сторонами обязательств по контракту.
Согласно п. 8 Информационной карты Аукционной документации и пункту 3.1 проекта контракта документации об Аукционе - Срок поставки товара, выполнения работы, оказания услуг: В течение 20 (двадцати) дней со дня подписания государственного контракта.
В соответствии с п. 2.5 проекта контракта Аукционной документации Заказчик на основании выставленного подрядчиком счета осуществляет оплату на основании акта приемки выполненных работ и затрат по форме N КС-2, а также справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3 в течение 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Следовательно, участники закупки осведомлены о сроках выполнения работ, а также о сроках оплаты контракта, в связи с чем, не лишены в возможности определить на какой срок действия необходимо получить банковскую гарантию для обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, довод Заявителя о том, что установленный срок действия контракта не позволяет определить срок, на который необходимо получить банковскую гарантию, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта не находит своего подтверждения.
4. Заявитель указывает, что Заказчиком в п. "Бетон тяжелый" Технического задания установлен недействующий показатель марки бетона.
Комиссией установлено, что Заказчиком в п. 12 "Бетон" указано: "По прочности на сжатие, бетон должен быть класса не менее В15(М200)".
Согласно ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые." п. 4.3 "Характеристики бетона"
4.3.1 По показателям качества бетоны подразделяют:- по прочности:
на классы прочности на сжатие: В3,5; В5; В7,5; В10; В12,5; В15; В20; В22,5; В25; В27,5; В30; В35; В40; В45; В50; В55; В60; В70; В80; В90; В100; В110; В120.
Согласно ГОСТу "Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам" определяется марка прочности бетона.
Класс и марка бетона таблица - соотношение значений.
Класс бетона (В) по прочности на сжатие |
Ближайшая марка бетона (М) по прочности на сжатие |
Средняя прочность бетона данного класса кгс/см? |
В3,5 |
М50 |
45,84 |
В5 |
М75 |
65,48 |
В7,5 |
М100 |
98,23 |
В10 |
М150 |
130,97 |
В12,5 |
М150 |
163,71 |
В15 |
М200 |
196,45 |
В20 |
М250 |
261,94 |
В22,5 |
М300 |
294,68 |
В25 |
М350 |
327,42 |
В27,5 |
М350 |
360,16 |
В30 |
М400 |
392,90 |
В35 |
М450 |
458,39 |
В40 |
М500 |
523,87 |
В45 |
М600 |
589 |
В50 |
М650 |
655 |
В55 |
М700 |
720 |
В60 |
М800 |
786
|
"Прочность бетона на сжатие в большинстве случаев определяется с помощью бетонных кубиков, которые разрушают ("давят") в специальных прессах. Усилие пресса при разрушении кубика разделенное на площадь грани (на которую "давят") и есть прочность на сжатие.
Так сложилось, что прочность бетона выражают двумя величинами: класс бетона и марка бетона.
Класс бетона (В) - это кубиковая прочность бетона на сжатие (в МПа) с обеспеченностью (доверительной вероятностью) 0,95. То есть величина "класс бетона" учитывает неоднородность прочности бетона. Не вдаваясь в подробности, приведем численное соотношение класса бетона и марки: В = 0,0764-М (коэффициенте вариации принят 0,135). Соответственно, марка М400 - это примерно класс В30.
Марка бетона (М) - это средняя прочность бетона на сжатие (кубиковая) в кгс/см. Раньше термин "марка бетона" применялся в проектировании железобетонных конструкций, но с 1986 г не применяется. В силу привычки термин "марка бетона" до сих пор используется как в монолитном строительстве, так и при устройстве бетонных полов."
Таким образом, Заказчиком в Техническом задании аукционной документации в п. "Бетон тяжелый" установлены класс В15 и марка М200 бетона.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлены соответствующие требования к товару, в связи с чем, довод жалобы Заявителя необоснован
5. Заявитель указывает, что Заказчиком в Техническом задании аукционной документации в п. "Газон" установлен нестандартный показатель "кв.м.", который в соответствии с ГОСТом имеет другое обозначение "м2".
Согласно ГОСТ 8.417-2002 Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ).
п. 5.2.2 Примеры производных единиц СИ, образованных с использованием основных единиц СИ, приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Примеры производных единиц СИ, наименования и обозначения которых образованы с использованием наименований и обозначений основных единиц СИ
Величина |
Единица |
|||
Наименование |
Размерность |
Наименование |
Обозначение |
|
|
|
|
международное |
русское |
Площадь |
|
квадратный метр |
m2 |
м2 |
Таким образом, по мнению Комиссии, указание Заказчиком площади как "кв.м", а не "м2" не противоречит требованиям ГОСТа, и не препятствует участнику закупки представить показатель в соответствии с ГОСТом.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель на рассмотрение жалобы не явился, доводов и доказательств свидетельствующих о невозможности определить потребность Заказчика при указании площади "кв.м.", не представил.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
6. По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены излишние требования к товарам, используемым при выполнении работ, а именно участнику закупки в составе заявки необходимо предоставить конкретные показатели товара, сведения, которые возможно получить только по результатам проведения испытаний таких товаров.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией установлено, что в п. 7.12.1 Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, Заказчиком установлено следующее - "В случае если конкретное значение показателя определяется производителем только для отдельного товара (материала), или партии товара (материала), или значения определяется путем проведения испытания, или для определения значения показателя требуется наличие товара, участник закупки может предоставить данное значение в диапазоном значении (неконкретно), независимости от используемых символов и знаков".
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, об отсутствии в Аукционной документации требований об указании участниками закупки в первых частях заявок на участие в аукционе, конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, которые могут быть установлены по результатам проведенных испытаний определенной партии товара.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии УФАС Заявителем не представлено документальных доказательств, подтверждающих довод Заявителя об установлении в документации о закупке показателей, которые не могут быть представлены в первой части заявки на участие в аукционе. Явку своих представителей на заседание Комиссии Дагестанского УФАС России Заявитель не обеспечил. Заявителем также не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о том, что показатели, требования к которым установлены Заказчиком в Техническом задании документации о закупке, не предоставляются производителями товаров неограниченному кругу лиц и требуют проведения испытаний товара непосредственно участником закупки на дату подачи заявки на участие в аукционе.
На основании изложенного, довод Заявителя не нашел своего подтверждения в рамках Закона о контрактной системе и признан Комиссией Дагестанского УФАС России необоснованным.
Руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе Комиссия Дагестанского УФАС России по контролю в сфере закупок.
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 7 и 8 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное в действиях Заказчика нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат Аукциона, предписание не выдавать
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Дагестанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущая заседание Комиссии Д.М. Халлаева
Члены Комиссии: К.Д. Гебеков
К.Г. Магомедов
А.Ш. Магомедов
Т.Р. Багамаев
Исполнитель: Магомедов А.Ш. (67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 8 июня 2018 г. N 754А
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2018