Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.В. Кочеткова,
при участии представителей:
ГКУ "ДЭСЗС" Москомспорта: П.Е. Мозжухина,
ООО "РОС-М: П.В. Ханжина,
рассмотрев жалобу ООО "РОС-М" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "ДЭСЗС" Москомспорта (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по проведению планово-предупредительного (текущего) ремонта в ГБУ "СШ N 57 "Крылья Советов" Москомспорта по адресу: г. Москва, шоссе Энтузиастов, дом 54, ГБУ "ЦСП "Крылатское" по адресу: г. Москва, Окружной пр-д, д.15а, в 2018 году (Закупка N0373200068618000186) (далее - электронный аукцион, аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует положения аукционной документации, установленные в нарушение Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NТФ/22224/18 от 11.05.2018, Комиссия Управления установила следующее.
1. На основании п.1-2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены избыточные требования к характеристикам товаров, а также требования, в отношении которых невозможно определить конкретные значения, не имея товар в наличии, поскольку такие значения становятся известными участнику закупки только по результатам проведения испытаний конкретной партии товара, так например:
- п.10 "Кирпич керамический": отклонение от перпендикулярности смежных граней, коэффициент теплопроводности кладки в сухом состоянии, предел прочности при изгибе, водопоглощение, предел прочности при сжатии, скорость начальной абсорбции воды и т.д.;
- п.12 "Растворитель": температура вспышки, температура самовоспламенения, температура вспышки в закрытом тигле, число коагуляции и т.д.;
- п.16 "Ксилол нефтяной": прочность при 20 оС, 98% объема перегоняется при температуре, 95 % объема перегоняется при температуре и т.д.;
- п.22 "Натуральная олифа": прозрачность после отстаивания в течение 24 ч при температуре (202) оС, условная вязкость по вискозиметру типа В-246 (или В3-4), кислотное число, йодное число и т.д.;
- п.56 "Сетка тканная с квадратными ячейками": допускаемое отклонение от номинального размера для среднего арифметического размера стороны ячейки в свету, допускаемое число ячеек с максимально увеличенными размерами сторон в свету и другие.
Конкретные значения по вышеуказанным и подобным характеристикам не представляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и может привести к ограничению количества участников аукциона. Кроме того, обжалуемые значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлены документы и сведения, согласно которым конкретные значения по вышеуказанным и подобным характеристикам возможно указать участнику закупки без проведения испытаний конкретной изготовленной партии товара. Вместе с тем, например, конкретное значение характеристики "прозрачность после отстаивания в течение 24 ч при температуре (202) оС" для товара по п.22 "Натуральная олифа" согласно положениям соответствующего ГОСТ 7931-76 "Олифа натуральная. Технические условия" определяется по ГОСТ 5472-50 "Масла растительные. Определение запаха, цвета и прозрачности" посредством проведения испытаний олифы, которую наливают в цилиндр вместимостью 10 см3 или пробирку из бесцветного стекла, оставляют в покое при температуре 20 °C на 24 ч, а затем рассматривают как в проходящем, так и в отраженном свете на белом фоне.
Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеприведенные примеры подробного изложения в аукционной документации требований к характеристикам товаров, которые представляют собой, в том числе, показатели результатов технологических испытаний товаров, а также характеристикам компонентного состава товаров, являются неправомерными, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в аукционе.
Таким образом, требования Заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, могут иметь признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Также Заявитель указывает, что Заказчиком установлено неправомерное требование по п.6 "Шкурка шлифовальная тип 2" к марке шлифматериала и к виду шлифматериала, которые являются взаимозависимыми параметрами на основании положений Таблицы 3 ГОСТ 6456-82 "Шкурка шлифовальная бумажная. Технические условия". Так, при указании участником закупки марки шлифматериала, например Ф14А, Заказчику становится достоверно известно значение параметра "вид шлифматериала" - нормальный электрокорунд.
Кроме того, Заказчиком установлены требования к параметрам характеристик товаров таким образом, что с учетом положений Инструкции по заполнению заявки указывают на необходимость представления диапазона значений, в то время как такие параметры априори не могут быть представлены диапазоном, так например: п.56 "Сетка тканная с квадратными ячейками": Номинальный размер стороны ячейки в свету, 0,45-0,55 мм, п. 228 "Анкер забивной": Глубина завинчивания анкера забивного 6* - 15* мм и т. д.
Также согласно инструкции по предоставлению сведений о товаре, "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз". Однако в технической части аукционной документации требования установлены таким образом, что не позволяют определить потребность Заказчика, так например: п. 10 "Кирпич керамический тип 2": Прочность кирпича: По прочности кирпич может использоваться марок М100, М125, М150, М175, М200, М250, М300; Морозостойкость: По морозостойкости изделия могут использоваться марки F25, F35, F50, F75, F100, F200, F300. При этом в документации отсутствует правило чтения формулировки "может быть", которая указывает, что перечисленные через запятую варианты не являются обязательными - можно трактовать и как возможность выбора из перечисленных вариантов, так и как возможность использования вариантов, отличных от перечисленных.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов жалобы Заявителя и о нарушении Заказчиком п.1,2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в частности следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст.33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно доводам жалобы в Приложении N1 к Техническому заданию Заказчиком установлены требования к таким товарам как: Бирки, Фланцы стальные, Анкер-шпилька, Трубы медные, Умывальник керамический, Кронштейн для умывальников, Сифон. Однако, как указывает Заявитель, в составе аукционной документации отсутствует информация о требуемом количестве данных товаров, в связи с чем участник закупки не имеет возможности сформировать свое ценовое предложение.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился указать в какой части аукционной документации, в частности сметной документации, имеется указание на необходимое количество вышеуказанных товаров и виды работ, при которых такие товары предполагаются к использованию.
Исходя из вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов жалобы и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 и п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. В составе жалобы также приведены доводы относительно неправомерного формирования Заказчиком требований к товарам по следующим позициям, в частности:
- п.6 "Шкурка шлифовальная": Зернистость шкурки - от М40* до 50*; Условное обозначение применяемой бумаги - от П1* до П11*. По мнению Заявителя, данные требования являются неправомерными, поскольку требуемые значения охватывают весь перечень возможных значений зернистости шкурки и условных обозначений применяемой бумаги, предусмотренных положениями ГОСТ 6456-82. Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, каким образом вышеописанное обстоятельство вводит участников закупки в заблуждение, препятствует формированию заявки и ограничивает количество участников закупки;
- п.10 "Кирпич керамический тип 2": Скорость начальной абсорбции воды должна быть не менее 0,10 опорной поверхностью (постелью) кг/(м2·мин) и не более 3,00 изделий кг/(м2·мин) кг/(м2·мин );
- п. 76 "Провод": Минимальная температура применения - Должна быть не менее -40 и не более -45 °С; Максимальная температура применения - Должна быть не менее +65 и не более +68 °С; Минимальная температура монтажа провода - Должна быть не менее -15 и не более -17 °С; Применение при относительной влажности воздуха - Должно быть не менее 98 и не более 98.5%.
По мнению Заявителя, суть вышеуказанных требований заключается в том, чтобы участники соблюли формальное требование Инструкции, указав два значения. Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, каким образом вышеописанное обстоятельство вводит участников закупки в заблуждение, препятствует формированию заявки и ограничивает количество участников закупки с учетом того обстоятельства, что из описания оспариваемых требований к товарам однозначно следует необходимость указания двух значений.
Также Заявитель утверждает, что в документации установлены требования таким образом, что участнику в соответствии с требованиями документации необходимо представить конкретные значения по всем заданным параметрам. Однако, представленные значения по одним параметрам будут явно противоречить другим параметрам. Например, по п.24 "Крепежный элемент: болты тип 4", участнику обязательно необходимо представить значение для параметра "Исполнение болта латунного". Однако, в дальнейшем Заказчик устанавливает следующие требования: "Вид материала изготовления болта с шестигранной уменьшенной головкой и направляющим подголовком сталь; латунь".
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, каким образом вышеописанное обстоятельство вводит участников закупки в заблуждение, препятствует формированию заявки и ограничивает количество участников закупки с учетом предусмотренного документацией положения Инструкции, согласно которому в случае отсутствия в нормативной документации значений по требуемым параметрам каких-либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным параметрам в графе "Значение, предлагаемое участником" допускается предоставлять конкретные значения, либо ставить прочерк "-", либо указывать "не нормируется", либо указать "отсутствует".
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "РОС-М" на действия ГКУ "ДЭСЗС" Москомспорта обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам, а также отсутствия указания в аукционной документации на необходимое количество товаров Бирки, Фланцы стальные, Анкер-шпилька, Трубы медные, Умывальник керамический, Кронштейн для умывальников, Сифон.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1,2 ч.1 и ч.2 ст.33,п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии Р.Г. Осипов
А.В. Кочетков
Исп. Осипов Р.Г. (495) 784-75-05 (166)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 мая 2018 г. N 2-57-6029/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2018