Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
Членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок К.А. Сафиуллиной,
при участии представителей ФКУ "РОСТРАНСМОДЕРНИЗАЦИЯ": С.С. Алекс, Е.П. Комаровой,
в отсутствие представителей ООО "Охранное агентство "Реал секьюрити ДВ", о времени и месте заседания уведомленных письмом Московского УФАС России от 31.05.2018 N25941/18,
рассмотрев жалобу ООО "Охранное агентство "Реал секьюрити ДВ" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "РОСТРАНСМОДЕРНИЗАЦИЯ" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по круглосуточной физической охране территорий и находящегося на них имущества и элементов незавершенного строительства объекта "Развитие транспортного узла "Восточный - Находка" (Приморский край)" (Закупка N 0373100096718000006) (далее - открытый конкурс, конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 31.05.2018 N25941/18 документы и сведения.
В соответствии с ч.1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу п. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводам жалобы Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении в составе заявки документа, подтверждающего, что участник закупки является подразделением ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта, поскольку.
Заявитель указывает, что в силу требований ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о ЧОД) частная охранная организация не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной. Вместе с тем ч. 5 ст. 11 Закона о ЧОД закрепляет право охранных организаций оказывать охранные услуги на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах с учетом требований законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, при этом аккредитация в качестве подразделений транспортной безопасности при оказании охранных услуг на таких объектах не требуется.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В силу пп. г п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать в том числе документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным Заказчиком в конкурсной документации в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки Заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Комиссией Управления установлено, что в п. 3.3.1 конкурсной документации Заказчиком установлены требования к содержанию заявки на участие в открытом конкурсе, в частности: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям предъявляемым в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 N16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон о транспортной безопасности) к лицам, оказывающим услуги по защите объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства:
а) документ, подтверждающий, что участник закупки является подразделением ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта;
и (или)
б) копия свидетельства об аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности или выписка из реестра аккредитованных подразделений транспортной безопасности, область аккредитации - железнодорожный транспорт.
Согласно ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что предметом закупки является оказание услуг по круглосуточной физической охране территорий и находящегося на них имущества и элементов незавершенного строительства объекта "Развитие транспортного узла "Восточный - Находка" Приморский край)".
Охраняемый объект является строящимся объектом транспортной инфраструктуры, находящимся в зоне транспортной безопасности действующей железной дороги, и не подлежит категорированию в соответствии с приказом Минтранса России от 23.07.2014 N 196 "Об установлении Перечня объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта", таким образом, на объекте необходимо осуществлять мероприятия по транспортной безопасности. Также на объекте находятся материалы и оборудование, которое необходимо охранять, соответственно требуются услуги по охране и по транспортной безопасности, в связи с чем в п.15 Информационной карты конкурса и п.2.4. проекта контракта установлено, что охранные услуги должны оказываться в соответствии с Законом о транспортной безопасности и приказом Минтранса России от 08.02.2011 N43.
Взамен приказа Минтранса России от 08.02.2011 N43 в настоящее время необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 N495 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта".
Таким образом, указанное требование Заказчика об оказании охранных услуг в соответствии Законом о транспортной безопасности не является нарушением Закона о контрактной.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представители Заявителя отсутствовали, а также в составе жалобы не представлено документов и сведений, подтверждающих доводы жалобы, в частности свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе и ограничении количества участников закупки.
2. Заявитель также обжалует неустановление Заказчиком в конкурсной документации конкретного вида охранных услуг, на которые должна быть выдана лицензия об осуществлении частной охранной деятельности, что вводит участников закупки в заблуждение и в последствии, по мнению Заявителя, приводит к устранению конкуренции.
Заказчиком в силу п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе в конкурсной документации установлены требования к содержанию заявки участников закупки, в том числе установлено требование о предоставлении копии лицензии на осуществление частной охранной деятельности, выданной в соответствии с Законом о ЧОД.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона о ЧОД выделяется 7 видов охранных услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 указанной части;
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 указанной части;
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных ч.3 ст. 11 Закона о ЧОД.
В соответствии с доводами Заявителя для каждого вида охранных услуг устанавливаются собственные лицензионные требования. Вид услуг, право оказывать которые имеет охранная организация, указывается в лицензии на частную охранную деятельность на основании решения, принятого лицензирующим органом.
В свою очередь на заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что исходя из предмета закупки представляется возможным определить вид услуг, на которые требуется лицензия на частную охранную деятельность. Вместе с тем, представители Заказчика затруднились пояснить, почему такой вид работ прямо не установлен в требованиях к предоставлению лицензии на осуществление частной охранной деятельности.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком при формировании конкурсной документации п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводам жалобы Заказчиком в конкурсной документации установлены избыточные требования к документам и сведениям, входящим в состав заявки на участие в конкурсе, а именно в отношении предоставления документов, подтверждающих опыт, квалификацию и деловую репутацию (копий штатного расписания, трудовых книжек на каждого работника, договоров и актов выполненных работ, отзывов, грамот, благодарностей).
Согласно ч.3 ст. 24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
При этом, согласно п. 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно п. 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно п. 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Пунктом 29 Правил установлено, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Заказчиком в конкурсной документации установлен следующий порядок оценки конкурсных заявок участников закупки по нестоимостным критериям:
"2.1. Оценка заявок по показателю "Качество работ"
Порядок оценки заявок по показателю:
Участник закупки может представить свои предложения в отношении объекта закупки, оформленные по форме 4.5 приведенной в разделе IV настоящей конкурсной документации.
При отсутствии в заявке на участие в открытом конкурсе каких-либо предложений или предложение повторяет по смыслу текст Технического задания, представленного в части III конкурсной документации, участник закупки получает 0 баллов по данному показателю.
Оценка по показателю "Качество работы" осуществляется в сравнении между заявками, поданными всеми участниками открытого конкурса.
Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в открытом конкурсе по показателю "Качество работы", а именно предложений, используя информацию, представленную участником открытого конкурса.
В качестве предложений участников закупки, сделанных в отношении объекта закупки, оцениваются следующие предложения:
- Дополнительные предложения по увеличению содержания оказываемых услуг (выполняемых работ), расширяющих перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) (изложенных в Техническом задании), которые повышают эффективность услуг (работ) и/или необходимы для достижения результатов (дополнительно предложенных Участником закупки).
3.1. Оценка заявок по показателю "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема"
По показателю "Опыт участника", оценке подлежит суммарная стоимость государственных контрактов (договоров), предметом которых являлась охрана объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта за период 2014-2017 гг.
В качестве документов, подтверждающих "Опыт участника", должны быть предоставлены следующие документы: копии государственных контрактов (договоров) и копии актов сдачи-приемки работ (услуг) по указанным договорам.
Предельно необходимое максимальное количество договоров (контрактов) - 950 000 000,00 руб.
3.2. Оценка заявок по критерию "Квалификация участников закупки"
По показателю "Квалификация участников закупки", оценке подлежит количество привлекаемых к выполнению контракта аттестованных работников подразделений транспортной безопасности.
В качестве документов, подтверждающих "Квалификацию участников закупки", должны быть предоставлены следующие документы: штатное расписание участника закупки, выписка из реестра свидетельств об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном транспорте и метрополитене заверенная печатью участника закупки и копии трудовых договоров/трудовых книжек на каждого привлекаемого работника.
Предельно необходимое максимальное количество аттестованных работников - 3000 человек.
3.3. Оценка заявок по показателю "деловая репутация участника закупки"
По показателю "Деловая репутация участника закупки", оценке подлежит деловая репутация участника закупки.
В качестве документов, подтверждающих "Деловую репутацию", должны быть предоставлены следующие документы: копии отзывов и/или благодарностей и/или грамот и/или дипломов, положительно характеризующих участника закупки, за успешное оказание услуг по обеспечению охраны за период 2014-2017 гг. (далее - Отзыв).
Предельно необходимое максимальное количество отзывов - 50 шт.".
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе представители Заказчика пояснили, что Заказчиком не устанавливаются требования о предоставлении всех вышеуказанных документов, что также однозначно и указано в порядке оценке, а именно, отмечено, что в случае непредставления установленных документов, заявке участника закупки присваивается 0 баллов по показателю, при этом, за отсутствие таких документов заявка участника не может быть отклонена.
Вместе с тем в составе жалобы Заявителя не представлено документов и сведений подтверждающих доводы жалобы, в частности, свидетельствующие о том, что установленные в порядке оценки документы, являющиеся подтверждением наличия у участника закупки соответствующего опыта, квалификации, деловой репутации являются избыточными и ограничивают количество участников закупки. Также Заявителем не представлено доказательств того, что Заказчиком нарушены нормы Закона о контрактной системе при установлении порядка оценки подобным образом.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Охранное агентство "Реал секьюрити ДВ" на действия ФКУ "РОСТРАНСМОДЕРНИЗАЦИЯ" обоснованной в части неустановления конкретного вида частной охранной деятельности, на который необходимо представить лицензию.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществление закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Е.И. Ушкова
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
К.А. Сафиуллина
Исп. Осипов Р.Г. (495) 784-75-05(доб. 166)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 июня 2018 г. N 2-57-7009/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2018