Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - начальника отдела административных производств А.Т. Чшиева,
Членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
Ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок К.А. Сомова,
при участии представителей:
ГБОУ "Центр спорта и образования "Чертаново" Департамента спорта и туризма города Москвы: Аляветдиновой Н.Н., Глодиной Е.В., Ельцова А.В., Прудниковой М.Н., Переверзевой Н.А.,
Департамента г. Москвы по конкурентной политике: Гильмановой Д.Ф.,
ООО "КАЛИНА ГРУПП": Морозовой М.О.,
рассмотрев жалобу ООО "КАЛИНА ГРУПП" (далее - Заявитель) на действия ГБОУ "Центр спорта и образования "Чертаново" Департамента спорта и туризма города Москвы (далее - Заказчик) при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на поставку продуктов питания в 2018 - 2019 годах для нужд подведомственных учреждений Москомспорта (Закупка N0173200001418000220) (далее - конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NТФ/17123/18 от 11.04.2018.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель в жалобе указывает на то, что Заказчиком в один лот неправомерно объединены продукты питания разных групп.
Так, по мнению Заявителя, Заказчик необоснованно ограничивает количество участников закупки и не дает возможность участвовать в закупке организациям, специализирующимся на поставке конкретных видов продуктов питания.
Кроме того, вышеуказанные действия привели к тому, что объект закупки неправомерно содержит указание на товары, как включенные в перечень отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением от 22.08.2016 N 832 "Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Перечень), так и не включенные в него.
Согласно п.1 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Учитывая тот факт, что действующее законодательство предоставляет заказчику право на организацию процедуры по закупке именно того товара, которое он счел необходимым, решение о предмете размещения закупки принимается заказчиком, уполномоченным органом, следовательно, указанные лица при размещении закупки наделены правом самостоятельного выделения отдельных лотов, правом выставления предмета закупки единым лотом, а также правом определения его содержания.
Согласно пояснениям представителя Заказчика при формировании лота Заказчик исходил из того, что все включенные в объект закупки товары имеют единое назначение - ежедневное и бесперебойное обеспечение комплексным питанием учащихся, что обусловлено также существующей у Заказчика системой организации питания.
При обосновании лота в расчете начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком был применен метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) посредством запроса коммерческих предложений, полученных от потенциальных поставщиков, что свидетельствует о соблюдении условий конкуренции и возможности потенциальным участникам подать заявки и исполнить условия контракта.
Кроме того, Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при формировании лота и документации об электронном конкурсе устанавливать такие условия определения поставщика, которые соответствовали бы всем существующим на рынке поставщикам.
При этом, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика сообщил, что на участие в оспариваемом конкурсе подано 2 заявки, что также свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе, а также положений постановления Правительства от 22.08.2016 N 832, которое в свою очередь не содержит запрета на объединение в один лот товаров, которые включены в Перечень, с товарами, на которые действие указанного постановления не распространяется.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данный довод не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Согласно доводам жалобы, Заказчиком неправомерно включены в один лот товары как включенные в перечень, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 341 "О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта" (далее - Постановление N341) так и не предусмотренные вышеуказанным перечнем.
Кроме того, Заявитель в жалобе указывает на то, что Заказчиком в один лот неправомерно объединены продукты питания разных групп, что не позволяет субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям принять участие в указанной процедуре.
Заявитель в жалобе также указывает на наличие противоречий в составе конкурсной документации в части установления требований к субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям.
На основании п.5 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст.42 настоящего Федерального закона, указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со ст.28 - 30 Закона о контрактной системе.
На основании ч.3 ст.29 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана организация инвалидов, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Комиссией Управления установлено, что п.7 информационной карты конкурсной документации содержит следующее положение в отношении предоставляемых преимуществ: "Организации инвалидов; предоставляются при условии соответствия статье 29 Федерального закона - Лот N1: не предоставляются".
Кроме того, согласно п.8 информационной карты: "Субъекты малого предпринимательства; предоставляются при условии соответствия статье 30 Федерального закона. Социально ориентированные некоммерческие организации (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Предоставляются при условии соответствия статье 30 Федерального закона - Лот N 1: Не установлено".
Кроме того, согласно Извещению о проведении конкурса с ограниченным участием от 19.03.2018 N0173200001418000220, Заказчиком установлены требования к участникам закупки, а именно: "Требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (в соответствии с частью 5 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ)".
На заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе, а также свидетельствующих об установлении Заказчиком в извещении о проведении закупки требований к СМП и СОНО.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данный довод не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком установлены избыточные требования к характеристикам товаров, конкретные значения которых возможно установить только имея товар в наличии, по результатам проведения испытаний конкретной партии товара, так например:
- п. "Простокваша": ""Массовая доля жира должна быть 3,2%", "Массовая доля белка должна быть [не менее] 3,0";
- п. "Сельдерей свежий - стебель": ""Содержание в свежем сельдерее токсичных элементов, пестицидов, нитратов, радионуклидов не должно превышать допустимые уровни, установленные в Техническом регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции";
- п. "Йогурт "Чудо детки": ""Массовая доля жира должна быть 2,0 - 2,5%", "Массовая доля молочного белка должна быть [не менее ] 2,8%";
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Вместе с тем, Заявителем в жалобе также отражены характеристики товаров, без указания на то, в соответствии с какими ГОСТ на испытания определяются такие характеристики.
Также, в материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих, что требования к показателям, указанным в жалобе к вышеуказанным товарам являются избыточными и определяются в процессе испытания товара и не определяются производителями товаров в отрытом доступе; а также что такие показатели не являются качественными и функциональными характеристиками показателей товара, которые Заказчик устанавливает в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в составе жалобы отсутствуют документы и сведения, свидетельствующие о том, что вышеуказанные требования могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки, а также препятствует корректному формированию Заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
4. По мнению Заявителя, в конкурсной документации неправомерно установлены положения порядка оценки заявок по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в части оценки предложения участника закупки, в том числе, о количестве сотрудников, числящихся в штате организации.
В силу ч.3 ст.56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных ст.56 Закона о контрактной системе.
Согласно п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок (предложений) на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок (предложений).
На основании ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
Согласно п.3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п.11 Правил по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п.10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
На основании изложенного, при наличии в документации о закупке показателей нестоимостного критерия, порядок оценки должен содержать:
1) значимость в отношении каждого показателя, которая в соответствии с п.3 Правил является выраженным в процентах весом показателя;
2) сумму величин значимости показателей критерия оценки в размере 100 процентов;
3) формулу расчета или шкалу количества баллов, предусматривающую присвоение по каждому показателю от 0 до 100 баллов (для дальнейшего умножения на коэффициент значимости показателя).
Пунктом 27 Правил оценки заявок установлено, что показателем нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть в том числе обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами.
Комиссией Управления установлено, что согласно конкурсной документации по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" оценивается оценивается количество у участника закупки руководителей подразделений и ключевых специалистов, в т.ч. заведующих производством, водителей-экспедиторов, кладовщиков, контролеров, бухгалтеров, технологов, менеджеров, юристов. В случае наличия, предоставляются сведения о количестве персонала в организации участника, привлекаемого для поставки товаров по предмету конкурса, копия штатного расписания, трудовых книжек работников, подтверждающих сведения о количестве.
Согласно доводам жалобы, лицо, с которым заключен гражданско-правовой договор, не представляет трудовую книжку, и соответственно представить такой документ участник закупки в составе заявки не может. При этом зачастую дополнительный персонал для оказания услуг в рамках исполнения контрактов, по результатам проведения конкурентных процедур, привлекается именно по договору гражданско-правового характера.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о неправомерности положений порядка оценки заявок по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" и нарушении Заказчиком п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе в связи с тем, что установленный порядок оценки исключает возможность привлекать специалистов на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера на оказание услуг.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "КАЛИНА ГРУПП" на действия ГБОУ г. Москвы "Центр спорта и образования "Чертаново" Департамента спорта и туризма города Москвы обоснованной в части установления неправомерных положений порядка оценки по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" относительно принятия во внимание сотрудников, находящихся в штате организации участника закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий: А.Т. Чшиев
Члены Комиссии: Д.С. Бруев
К.А. Сомов
Исп. Сомов К.А. (495) 784-75-05 (доб. 178)
1. ГБОУ г. Москвы "Центр спорта и образования "Чертаново" Департамента спорта и туризма города Москвы
117208, г. Москва, ул. Чертановская, д. 7, корпус 3
2. Департамент г. Москвы по конкурентной политике
107045, г. Москва, Печатников пер., д.12
3. ООО "КАЛИНА ГРУПП"
142784, г. Москва, 22-й км Киевское ш.
(п. Московский), домовладен. 4, стр. 5,
оф. 611Е
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N2-57-4602/77-18 об устранении нарушений
Законодательства об осуществлении закупок
13.04.2018 Москва
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - начальника отдела административных производств А.Т. Чшиева,
Членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
Ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок К.А. Сомова,
на основании решения Комиссии от 13.04.2018 по делу N2-57-4602/77-18, по итогам рассмотрения жалобы ООО "КАЛИНА ГРУПП" (далее - Заявитель) на действия ГБОУ "Центр спорта и образования "Чертаново" Департамента спорта и туризма города Москвы (далее - Заказчик) при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на поставку продуктов питания в 2018 - 2019 годах для нужд подведомственных учреждений Москомспорта (Закупка N0173200001418000220) (далее - конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Конкурсной комиссии Заказчика при рассмотрении заявок на участие в конкурсе учитывать представленные в заявках документы, подтверждающие количество сотрудников организации, привлекаемых на основании в том числе гражданско-правовых договоров на оказание услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 13.04.2018 по делу N2-57-4602/77-18.
2. Заказчику, конкурсной комиссии осуществить дальнейшее проведение процедуры закупок в соответствии с требованиями Законодательства об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 13.04.2018 по делу N2-57-4602/77-18.
3. Заказчику, конкурсной комиссии в срок до 28.06.2018 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92), или электронной почте по адресу: .
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий: А.Т. Чшиев
Члены Комиссии: Д.С. Бруев
К.А. Сомов
Исп. Сомов К.А. (495) 784-75-05 (доб. 178)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 апреля 2018 г. N 2-57-4602/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2018