Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок М.Г. Жуковой,
Членов комиссии:
Главного-специалиста эксперта отдела обжалования государственных закупок Д. А. Сологова,
Ведущего-специалиста эксперта отдела обжалования государственных закупок А.В. Кочеткова,
при участии представителей: ФГБОУ ВО "НИУ "МЭИ": Усатовой Т.М.,
ООО "Рельеф": Солониной М.А.,
рассмотрев жалобу ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО "НИУ "МЭИ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса ремонтных работ учебного корпуса ФГБОУ ВО "НИУ "МЭИ" (Закупка N0373100028118000043) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного электронного аукциона.
По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N ТФ/22322/17 от 11.05.2018), Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в даче в неполном объеме разъяснений положений аукционной документации (далее - разъяснения), в даче разъяснений изменяющих суть документации, в даче противоречивых разъяснений, а также в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Как следует из положений ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Вместе с тем, согласно ч.5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком размещены в единой информационной системе (далее - ЕИС) разъяснения не в полном объеме, поскольку, предметом запроса о даче разъяснений положений аукционной документации (далее - запрос) от 04.05.2018 были, в том числе следующие вопросы: "15. В инструкции по заполнению первой части заявки указано "Показатели сопровождающиеся знаками "" (означает "не менее"), "
" (означает "не более") являются показателями, имеющими по сути диапазонное значение (которое не может изменяться), и при составлении заявки указываются в неизменном виде".
Просим пояснить: Правильно ли участник понимает трактование данного положения инструкции, что в случае если будет указано значение, например, " 25", то участнику необходимо указать как неизменяемое значение "
25"?"
Заказчиком был дан ответ следующего содержания: "Если будет указано значение, например, " 25", то участнику необходимо указать как неизменяемое значение "
25", либо значение больше указанного".
"27. В п. 8 товара "Грунтовка" установлены требования "Двухкомпонентная пропитка - грунтовка на основе эпоксидной смолы, содержащая растворитель, с низкой вязкостью. В системах покрытий пола, в качестве пропитки или грунтовки минеральных оснований под полимерные покрытия пола на основе эпоксидных смол. Для обеспыливания и пропитки минеральных поверхностей, подвергающихся слабым механическим воздействиям. Массовая доля нелетучих веществ в к.А не менее 31%. Плотность 0,96 0,05 г/см
. Динамическая вязкость 10-30 сек. Механические свойства адгезия покрытия при отрыве от бетона, не менее 2 Мпа."
В инструкции по заполнению первой части заявки указано: "В случае если заказчиком указано несколько взаимоисключающих наименований, товарных знаков или характеристик товара, участник закупки обязан выбрать и указать один товар и его конкретную характеристику. Такие характеристики сопровождаются символом "\" или союзом "или"."
"При указании в требованиях к материалам характеристик с использованием разделительного союза "или, участник должен указать конкретный показатель эквивалентности, предлагаемого к использованию при выполнении работ материала, при этом исключается возможность участника указывать одновременно несколько показателей. В случаях, прямо не описанных в настоящей инструкции, считать, что показатели являются неизменными."
Просим пояснить: Участнику необходимо сделать выбор между пропиткой или грунтовкой? И какие случаи подразумевают фразу: В случаях, прямо не описанных в настоящей инструкции, считать, что показатели являются неизменными.? Если производители при описании указывают так как прописано в документации, может ли участник оставить данный параметр без изменения? Если участнику необходимо сделать выбор, и он выбирает например "грунтовку", то участник должен указывать фразу: "Для обеспыливания и пропитки минеральных поверхностей, подвергающихся слабым механическим воздействиям."?"
Заказчиком был дан ответ следующего содержания:
"По п. 8 товара "Грунтовка" - по данному товару указанные характеристики имеются у производителей, участнику необходимо оставить данный параметр без изменения".
Тем самым Заказчиком была изменена суть документации. В нарушение данной нормы закона, Заказчик в разъяснении устанавливает трактование символа "" и союза "или" отличных от установленных в аукционной документации, чем вводит участников закупки в заблуждение.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
В составе возражений Заказчика отсутствуют пояснения относительно вышеуказанных доводов жалобы, а именно, не указано, на каком основании Заказчиком даны вышеуказанные противоречивые и неправомерные разъяснения положений аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что разъяснения положений аукционной документации даны Заказчиком в нарушение ч.4,5 ст.65 Закона о контрактной системе.
2. Согласно п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
3. На заседании Комиссии Управления также рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам, так например:
- по п. "Светильник светодиодный 9-12 Вт IP54" установлены требования: "Размеры, мм - 142х122х20; Потребляемая мощность - 9 -12 Вт; Питающее напряжение - 220 В; Световой поток - 990 Лм; Цвет свечения: белый (5500К) Степень защиты, IP - 54", что, по мнению Заявителя, вводит участников закупки в заблуждение, так как участник не имеет возможности подобрать реально существующий товар, отвечающий всем требованиям в совокупности.
Более того, в данном случае, лампы на 9-12 Вт, не могут иметь одинаковые характеристики, а в данном случае, участник не может указать конкретное значение, так как в наименовании параметра стоит 9-12 Вт.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика представил сведения от производителей (поставщиков) согласно которым светильники светодиодные 9-12 Вт IP54 с вышеописанными характеристиками имеются на рынке в свободном доступе.
- по п. "Линолеум" установлено требование: "Истираемость, мкм, не более 25", а также в инструкции по заполнению первой части заявки указано: "Показатели, сопровождающиеся словами "не более", "не выше", "не должен превышать", "не превышать", "не выше", "не шире" - являются максимальными значениями, при формировании первой части заявки участник указывает конкретное значение показателя, равное или не превышающее заявленное заказчиком". "Показатели сопровождающиеся знаками "
" (означает "не менее"), "
" (означает "не более") являются показателями, имеющими по сути диапазонное значение (которое не может изменяться), и при составлении заявки указываются в неизменном виде."
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что Участник не имеет возможности указать достоверное значение по данному параметру, так как одно положение инструкции противоречит другому.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика разъяснил, что в данном случае указанные символ "" и показатель "не более" не исключают, а уточняют характеристики товара. С использованием символа "
", в технических характеристиках указано достоверное "максимальное" и неизменяемое значение.
- по п. "Автоматический выключатель 3п 63А" установлены требования: Уставка расцепителей электромагнитного - 5-10 Iн; теплового - 1,13-1,45 Iн,где Iн - номинальный ток. Номинальное напряжение: 400 В, 50 Гц. Отключающая способность: 6,0 кА. Крепление: на DIN-рейку.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно данным производителей автоматические выключатели с тепловым расцепителем не срабатывают в течении часа 1 часа при токе 1,13In и срабатывают в течение 1 часа при токе 1,45 In. Следовательно, неправомерно установлен параметр "Уставка расцепителя теплового- 1,13-1,45 Iн".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика представил сведения от производителей (поставщиков) согласно которым автоматические выключатели 3п 63А с вышеописанными характеристиками имеются на рынке в свободном доступе.
- по п. "Клей для панелей" установлены требования: "Сухая смесь монтажная на основе гипса, модифицированного минеральными и химическими добавками, смесь должна обеспечивать, высокую адгезию, водоудерживающую способность. Применяется для бескаркасного монтажа гипсокартона и гипсоволокнистых листов (ГКЛ, ГВЛ) к вертикальным поверхностям, монтажа пазогребневых плит (ПГП). Фасовка: 30 кг."
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки указано: "В случае, если символ "," применяется при перечислении неоднородных характеристик, участник должен указать все характеристики из перечисленных в техническом задании. В случае, если характеристики указаны в словесной конструкции "Х и У" считать, что обе характеристики являются требуемыми заказчиком";
"Знаки "( )" означают уточнение или дополнение, за исключением случаев, когда значения (характеристики) товара (материала), указанные в скобках, являются альтернативными значениям (характеристикам) товара (материала), указанным перед скобками."
Разъяснения на запрос участников:
"По п. 19 товара "Дверь металлическая" - указанные характеристики в символе "( )" - "порог h-20 мм" и "три петли на полотно", являются уточнениями, которые призваны дать участнику закупки более точное и подробное описание о закупаемом товаре.
В большинстве случаев данные уточнения не являются альтернативными значениями, а служат дополнениями или уточнениями тех технических параметров, которые указаны перед скобками. В случаях если в скобках указаны параметры или значения с перечислением через запятую, то участнику необходимо выбрать одно из предлагаемых значений".
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что участник не имеет возможности предоставить достоверное значение данного параметра, положения инструкции говорят о том, что необходимо указать все значения, а согласно разъяснениям на запрос, необходимо сделать выбор.
Кроме того, пояснил, что аналогичные нарушения установлены в п. "Плиты ЦСП"; п. "Дверь металлическая"; п. "Грунт бетоноконтакт"; п. "Краски водно-дисперсионные матовая, латексная".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что указанные характеристики "( )" являются уточнениями, которые призваны дать участнику закупки более точное и подобное описание о закупаемом товаре. В большинстве случаев данные уточнения не являются альтернативными значениями, а служат дополнениями или уточнениями технических параметров, которые указаны перед скобками. В случаях если в скобках указаны параметры или значения с перечислением через запятую, то участнику необходимо выбрать одно значение и предлагаемых.
- по п. "Подвесной потолок" установлены требования: "Плиты потолочные 600 мм х600мм х12мм, вес плиты не менее 2.55 кг/м, с металлическим каркасом Т29 в комплекте, несущая способность элементов каркасной подвесной системы не менее 15 кг/ м
".
Представитель Заявителя пояснил, что согласно данным производителей есть подвесная система Т-24 и Т-15. Участник не имеет возможности подобрать реально существующий товар, отвечающий всем требованиям в совокупности.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика представил сведения от производителей (поставщиков) согласно которым подвесной потолок с вышеописанными характеристиками имеется на рынке в свободном доступе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы.
3. На заседании Комиссии Управления также рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам, так например, по п. "Труба круглая металлическая D 25 мм*2,8 мм" установлены требования: "Труба стальная Диаметр 25 мм, Толщина 4 мм".
Представитель Заявителя пояснил, что в наименовании товара уже указана толщина трубы 2.8 мм, но в требуемом параметре стоит толщина 4 мм.
Требования Заказчиком установлены таким образом, что вводят участников закупки в заблуждение. Участник не может определить потребность Заказчика.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы и пояснил, что при формировании аукционной документации была допущена техническая ошибка.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам, используемым при выполнении работ установлены в нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что на участие в электронном аукционе участниками закупки подано 11 заявок, при этом аукционной комиссией Заказчика не принималось решение об отклонении заявок по вышеуказанным основаниям, что свидетельствует о том, что допущенные нарушения не повлияли на результат осуществления закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Рельеф" на действия ФГБОУ ВО "НИУ "МЭИ" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения устранены Заказчиком самостоятельно.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии М.Г. Жукова
Члены комиссии Д.А. Сологов
А.В. Кочетков
Исп. Кочетков (495) 784-75-05 доб. 143
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 мая 2018 г. N 2-57-5947/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2018