Резолютивная часть решения оглашена 21 июня 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 26 июня 2018 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 12.01.2017 N4 в составе:
<..>
в присутствии от:
заказчика - <_>
уполномоченного органа - Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам - <_>
заявителя - ООО "Новая Линия", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Новая Линия"на положения аукционной документации на строительство здания дошкольного образовательного учреждения на 160 мест поз. 1.28 в микрорайоне N 1 жилого района "Новый город" в г. Чебоксары (изв. N 0115200001118001865), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России15.06.2018 обратилось ООО "Новая Линия"с жалобой на положения аукционной документации Заказчика - МБУ "Управление капитального строительства и реконструкции" города Чебоксары Чувашской Республики, уполномоченного органа - Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам при проведении электронного аукциона на строительство здания дошкольного образовательного учреждения на 160 мест поз. 1.28 в микрорайоне N 1 жилого района "Новый город" в г. Чебоксары (изв. N 0115200001118001865)(далее - Электронный аукцион).
В жалобе ООО "Новая Линия" сообщает, что положения аукционной документации не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, по следующим основаниям:
- по позиции 61 "Доски обрезные" Заказчиком установлено требование, противоречащее действующему стандарту;
- по позиции 11 "Перемычка брусковая"установлены требования ктребования к плотности бетона, значение которой становится известным после испытания определенной партии товара, что приводит к ограничению количества участников закупки, в связи с невозможностью предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе;
- по позиции 33 "Кирпич керамический" установлены требования к методам испытания.
На основании вышеизложенного, ООО "Новая Линия" просит рассмотреть жалобу по существу и выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
ООО "Новая Линия", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, явку полномочного представителя в заседание Комиссии не обеспечило.
Представители заказчика и уполномоченного органанарушения законодательства о контрактной системе не признали, указали, что извещение и аукционная документация сформированы в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе, просили признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
Заказчиком объявленного аукциона является муниципальное бюджетное учреждение "Управление капитального строительства и реконструкции" города Чебоксары Чувашской Республики, уполномоченным органом выступила Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам.
29.05.2018 в 14 час. 07 минуполномоченным органомна официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N0115200001118001865о проведении электронного аукциона на строительство здания дошкольного образовательного учреждения на 160 мест поз. 1.28 в микрорайоне N 1 жилого района "Новый город" в г. Чебоксары, с начальной (максимальной) ценой контракта 101 797 070,00руб.Одновременно на официальном сайте размещена документация об электронном аукционе.
На основании части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, заказчиком в документации о закупке устанавливаются функциональные, технические и качественные характеристики поставляемого товара или товара, используемого для выполнения работы или оказания услуги по контракту, в том числе соответствие указанных характеристик требованиям, предусмотренным техническими регламентами и стандартами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и стандартизации.
Исходя из положений Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Закон о стандартизации), указанный Закон регулирует отношения в сфере стандартизации, возникающие при разработке документов по стандартизации, в которых указываются общие характеристики объекта стандартизации (продукции), а также правила и общие принципы в отношении такой продукции.
Согласно Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании), указанный Закон регулирует отношения, возникающие при разработке и применении обязательных требований к продукции, процессам производства работ, оказанию услуг.
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара устанавливаются государственными стандартами (далее - ГОСТ).
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Данным правилом призвано упорядочить информацию о закупке, установить однозначно понимаемую и непротиворечивую информацию и тем самым обеспечить взаимопонимание между Заказчиком и участниками закупки (поставщиками), контролирующими органами и другими субъектами экономической деятельности, применяющими нормативные документы.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Объектом объявленной закупки являетсястроительство здания дошкольного образовательного учреждения на 160 мест поз. 1.28 в микрорайоне N 1 жилого района "Новый город" в г. Чебоксары.
Описание функциональных, технических и качественных характеристик товара не должно содержать излишних требований, двусмысленных толкований, противоречий, недостоверных и несуществующих характеристик.
РазделомI технического задания аукционной документации предусмотрена таблица требований к техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) материалов (далее - Таблица).
По доводу Заявителя о том, что по позиции 61 "Доски обрезные" Заказчиком установлено требование, противоречащее действующему стандарту, Комиссия установила следующее.
Позицией 61 Таблицы заказчиком установлены следующие технические параметры к материалу "Доски обрезные":
61 |
Доски обрезные |
Доски обрезные хвойных пород длиной не менее 4,0 м не более 6,5 м, шириной от 75 мм до 150 мм, толщиной более 44 мм, не ниже I сорта. Должны соответствовать требованиям ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия". |
В соответствии с пунктом 1.1. ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия" пиломатериалы разделяют на обрезные, необрезные, доски, бруски и брусья Термины и определения - по ГОСТ 18288-87.
Пунктом 2 ГОСТ 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры" определены следующие номинальные размеры толщины и ширины обрезных пиломатериалов с параллельными кромками и толщины необрезных и обрезных пиломатериалов с непараллельными кромками должны соответствовать указанным в таблице.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Толщина |
Ширина |
||||||||
16 |
75 |
100 |
125 |
150 |
- |
- |
- |
- |
- |
19 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
- |
- |
- |
- |
22 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
- |
- |
25 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
32 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
40 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
44 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
50 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
60 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
75 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
100 |
- |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
125 |
- |
- |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
- |
150 |
- |
- |
- |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
- |
175 |
- |
- |
- |
- |
175 |
200 |
225 |
250 |
- |
200 |
- |
- |
- |
- |
- |
200 |
225 |
250 |
- |
250 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
250 |
- |
Согласно пункту 21 таблицы 1 ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения" доска - пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины.
Таким образом,установленные Заказчиком в Техническом задании аукционной документации по позиции 61 " Доски обрезные" требования к значению соотношения ширины и толщины не соответствуют вышеуказанному ГОСТу, т.к не относятся к доскам.
В связи сизложенным, Комиссия признает довод Заявителя обоснованным, а в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя о том, что по позиции 11 "Перемычка брусковая"установлены требования к плотности бетона, значение которой становится известным после испытания определенной партии товара, что приводит к ограничению количества участников закупки, в связи с невозможностью предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе, Комиссия признает необоснованным в силу следующего.
Позицией11Таблицы установлены технические параметры к материалу "Перемычка брусковая":
11 |
Перемычка брусковая |
Железобетонные перемычки, изготовляемые из бетона средней плотностью более 2200 до 2500 кг/м3 включительно_ Должны отвечать следующим техническим характеристикам: сечение 250х220 мм, длина не более 2980 мм, объём не более 0,164м3, расход арматуры не более 28,08 кг, масса не более 410 кг, с расчетной нагрузкой не более 37,27 кН/м_ |
Установлено, что требования к перемычкам регламентированы ГОСТ 948-2016 "Перемычки железобетонные для зданий с кирпичными стенами. Технические условия".
Пунктом 5.4 ГОСТ 948-2016 определено, что перемычки следует изготовлять из тяжелого бетона (средней плотности более 2200 до 2500 кг/мГОСТ 948-2016 "Перемычки железобетонные для зданий с кирпичными стенами.Технические условия" включительно)
Следовательно, ГОСТом установлены нормативные значения к плотности бетона, и при заполнении заявки участник закупки указывает значения плотности бетона соответствующее нормативному, т.е. диапазонное, что не предполагает проведение каких - либо испытаний.
По доводу Заявителя о том, чтоописание материала по позиции33 "Кирпич керамический"установлены требования к методам испытания, Комиссия установила следующее.
Позицией 33 Таблицы заказчиком установлены следующие технические параметры к материалу "Кирпич керамический":
33 |
Кирпич керамический |
_. Кирпич должен быть морозостойкими и в зависимости от марки по морозостойкости в насыщенном водой состоянии должны выдерживать без каких-либо видимых признаков повреждений или разрушений (растрескивание, шелушение, выкрашивание, отколы) 100 или 75 или 50 циклов переменного замораживания и оттаивания. |
Пунктом 5.2.7. ГОСТ 530-2012 "Кирпич и камень керамические. Общие технические условия"регламентировано, что кирпич и камень должны быть морозостойкими и в зависимости от марки по морозостойкости в насыщенном водой состоянии Должны выдерживать без каких-либо видимых признаков повреждений или разрушений - растрескивание, шелушение, выкрашивание, отколы (кроме отколов от известковых включений) - не менее 25; 35; 50; 75; 100; 200 или 300 циклов попеременного замораживания и оттаивания.
Комиссией установлено, чтотребования к материалу "Кирпич керамический" ГОСТ относит к техническим характеристикам данного материала, отвечающим потребностям Заказчика.
Таким образом, сформировать заявку по указанным Заявителем позициям не представляет никакой сложности для участника закупки, следовательно, довод Заявителя Комиссия признает несостоятельным.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу ООО "Новая Линия" обоснованной в части довода об установлении требования по позиции 61 "Доски обрезные", не соответствующего действующему стандартуи приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении выявленного нарушения.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Новая Линия"на положения аукционной документации на строительство здания дошкольного образовательного учреждения на 160 мест поз. 1.28 в микрорайоне N 1 жилого района "Новый город" в г. Чебоксары (изв. N 0115200001118001865) обоснованной в части довода об установлении требования по позиции 61 "Доски обрезные", не соответствующего действующему стандарту;
2. Признать заказчика - муниципальное бюджетное учреждение "Управление капитального строительства и реконструкции" города Чебоксары Чувашской Республикинарушившим пункт 1 части 1 статьи 64, часть 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
3. Выдать заказчику - муниципальному бюджетному учреждению "Управление капитального строительства и реконструкции" города Чебоксары Чувашской Республики предписание об устранении выявленных нарушений.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 21 июня 2018 г. N 168-К-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2018