Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок в составе:
|
|
при участии сторон:
1. Уполномоченного органа - Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия (далее - уполномоченный орган, Госкомзакуп Хакасии):
- "_", на основании доверенности от 04.04.2018 года N 7.
2. В присутствии Государственных заказчиков:
Государственного бюджетного учреждения Республики Хакасия "Республиканский клинический перинатальный центр":
- "_", на основании доверенности от 18.06.2018 года, б/н
Государственного бюджетного учреждения Республики Хакасия "Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей "Теремок":
- "_", на основании доверенности от 15.06.2018 года, б/н;
Государственного казённого учреждения Республики Хакасия "Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних":
- "_", директора учреждения, на основании служебного удостоверения N 124 от 15.01.2015 года,
В отсутствии иных Государственных заказчиков,
3. В присутствии заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Сиберия" (далее - ООО "Сиберия"):
- "_", на основании Решения N 1 Учредителя ООО "Сиберия" от 31.03.2014 года,
- "_", на основании доверенности от 09.01.2018 года N 1,
4. В качестве слушателя:
- "_",
рассмотрев жалобу N 64/КС ООО "Сиберия" на действия государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения Республики Хакасия "Республиканский клинический перинатальный центр" при проведении электронного аукциона на поставку продуктов питания (свежие овощи) (закупка N 0380200000118002230), и результаты проведения внеплановой проверки действий государственных заказчиков, уполномоченного органа и его комиссии, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок),
на заседании комиссии по рассмотрению жалобы велась аудиозапись,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 09.06.2018 года входящий N 3247 поступила жалоба ООО "Сиберия" на действия государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения Республики Хакасия "Республиканский клинический перинатальный центр" при проведении электронного аукциона на поставку продуктов питания (свежие овощи) (закупка N 0380200000118002230).
Заявитель считает, что положения документации об электронном аукционе не соответствуют требованиям Закона контрактной системе в сфере закупок, так как предъявление претензий со стороны Заказчика - ГБУЗ РХ "Республиканский клинический перинатальный центр" по количеству Товара к поставщику в течение 10 дней с момента обнаружения недостатков, по качеству в течение всего срока годности не допустимо, поскольку в соответствии с пунктом 4.6 проекта контракта документации об аукционе срок приемки товара по количеству и качеству установлен - 1 рабочий день, и претензия в соответствии с Гражданским законодательством должна направляться незамедлительно при выявлении недостатков товара.
Кроме того, заявитель указывает, что неоднократно обращался за разъяснениями положений документации об аукционе, и получил ответ о том, что пункт 4.11 проекта контракта может быть изменен посредством протокола разногласий, и считает невозможным внести такие изменения в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Учитывая изложенное, заявитель просит обязать государственного заказчика - ГБУЗ РХ "РКПЦ" внести изменения в документацию об аукционе.
Присутствующие на заседании комиссии Хакасского УФАС России представители заявителя, устно поддержали доводы изложенные в жалобе.
18.06.2018 года в адрес антимонопольного органа поступил пакет ранее запрашиваемых документов от Государственного заказчика - ГБУЗ РХ "РКПЦ" (вх. N 3435 от 18.06.2018), с письменными пояснениями по доводам жалобы, в которых указано, что заказчиком правомерно установлен срок подачи претензий равный 10 дням по количеству товара и в течении всего срока годности по качеству в проекте контракта документации об аукционе, поскольку это обусловлено спецификой учреждения.
Присутствующий на заседании комиссии Хакасского УФАС России представитель государственного заказчика - ГБУЗ РХ "РКПЦ", устно поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях, и просил признать жалобу необоснованной.
Присутствующие на заседании комиссии представители государственных заказчиков - ГБУ РХ "Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей "Теремок", ГКУ РХ "Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" поддержали доводы, изложенные представителем ГБУЗ РХ "РКПЦ".
15.06.2018 года в адрес антимонопольного органа Государственным комитетом по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия направлены копии запрашиваемых документов посредством электронной почты, без письменных пояснений по доводам жалобы.
Присутствующий на заседании комиссии Хакасского УФАС России представитель уполномоченного органа устно поддержал доводы, изложенные представителем государственного заказчика - ГБУЗ РХ "РКПЦ".
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила, что истребованные у государственного заказчика, уполномоченного органа документы и информация о размещении вышеуказанной закупки, представлены на рассмотрение жалобы N 64/КС в полном объеме.
В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы по существу, комиссия пришла к следующим выводам.
Частью 1 статьи 25 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
Согласно пункта 2.1.4.15 Положения о Государственном комитете по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 05.12.2017 N 630, Госкомзакуп Хакасии в сфере определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков осуществляет полномочия по организации проведения совместных конкурсов и аукционов на основании соглашения о проведении совместного конкурса или аукциона.
Во исполнение вышеприведенных норм права, между Государственным комитетом по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия (организатор совместных закупок), и 30 государственными бюджетными учреждениями (заказчики) заключено Соглашение о проведении совместного аукциона на поставку продуктов питания (свежи овощи).
Частью 2 Соглашения предусмотрены следующие обязанности Организатора совместных закупок:
2.1.1. осуществляет утверждение состава комиссии по осуществлению закупки с учетом предложений Заказчиков и Координатора;
2.1.2. на основании сводной заявки Координатора разрабатывает и размещает в единой информационной системе в сфере закупок извещение об осуществлении закупки, а также разрабатывает, утверждает и размещает в единой информационной системе в сфере закупок документацию о закупке, подготовленные в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.
Начальная (максимальная) цена, указываемая в таких извещении и документации по каждому лоту, определяется как сумма начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика, при этом обоснование такой цены содержит обоснование начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика;
2.1.3. предоставляет документацию заинтересованным лицам;
2.1.4. предоставляет разъяснения положений документации;
2.1.5. при необходимости вносит изменения в извещение об осуществлении закупки и (или) документацию;
2.1.6. направляет копии протоколов, составленных в ходе проведения совместной закупки, каждой стороне соглашения не позднее дня, следующего за днем подписания указанных протоколов;
2.1.7. осуществляет иные полномочия, переданные ему настоящим соглашением и постановлением Правительства Республики Хакасия от 05.12.2017 г. N 630 "Об утверждении Положения о Государственном комитете по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия".
Частью 3 Соглашения предусмотрены следующие обязанности заказчиков:
3.1. Заказчики обязаны:
3.1.1. внести изменения в план-график закупок, включив в него сведения о совместной закупке и иную информацию о закупке, предусмотренную частью 3 статьи 21 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
3.1.2. подготовить описание объекта закупки, условий контракта и иных необходимых сведений и документов в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.1.3. утвердить документацию о закупке в части сведений и документов, входящих в состав заявки на размещение закупки;
3.1.4. направить Организатору заявку на размещение закупки, по форме, утвержденной приказом Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия, в целях включения сведений из заявки в неизменном виде в документацию о закупке;
3.1.5. представлять Организатору совместной закупки разъяснения положений документации о закупке по запросу участников закупки в течение 1 рабочего дня с момента получения запроса от Организатора;
3.1.6. по требованию Организатора принимать участие (направлять уполномоченных представителей) в рассмотрении споров и обжаловании действий (бездействия) Организатора совместных закупок, членов комиссии и иных лиц при проведении совместных закупок;
3.1.7. исполнять иные обязанности в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Ответственность сторон предусмотрена частью 5 Соглашения:
5.1. Заказчик и Организатор совместных закупок несут ответственность предусмотренную законодательством Российской Федерации, за действия (бездействие), приведшие к нарушению норм законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с разграничением функций, предусмотренных Соглашением, постановлением Правительства Республики Хакасия от 05.12.2017 г. N630 "Об утверждении Положения о Государственном комитете по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия"..
5.2. Заказчики несут ответственность за утверждение документации о закупке в части информации, представленную в составе заявки.
5.3. Организатор несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, в пределах своих полномочий, разграниченных между Сторонами по настоящему Соглашению.
28.05.2018 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер" размещена информация (извещение, аукционная документация, техническое задание, обоснование НМЦ, проекты контрактов) о проведении электронного аукциона на поставку продуктов питания (Свежие овощи) (закупка N 0380200000118002230).
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 967 926 рублей 40 копеек.
Заказчиками электронного аукциона являются государственные учреждения Республики Хакасия.
Организатором совместного аукциона выступает - Государственный комитет по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия.
Документация об аукционе в электронной форме N ЭА/18-002494 от 15.05.2018 г. утверждена председателем Госкомзакупа Хакасии "_".
Согласно Протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.06.2018 N0380200000118002230-1 на участие в электронном аукционе поступило 3 (три) заявки.
Комиссия уполномоченного органа рассмотрела первые части заявок и правомерно приняла решение допустить к участию в электронном аукционе и признать участниками аукциона участников с порядковыми номерами заявок 1, 2, 3.
Протоколом проведения электронного аукциона от 18.06.2018 N0380200000118002230-2 установлено, что в электронном аукционе приняли участие 3 (три) участника: 1, 2, 3.
На момент рассмотрения настоящей жалобы по существу, протокол подведения итогов электронного аукциона на официальном сайте ЕИС в сфере закупок не размещен.
По доводу заявителя о неправомерном установлении срока предъявления претензий государственным заказчиком - ГБУЗ РХ "РКПЦ" по количеству в течении 10 дней и по качеству в течении всего срока годности, комиссия Хакасского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В пункте 4.2 проекта контракта документации об аукционе государственного заказчика - ГБУЗ РХ "РКПЦ" указано, что при приемке Товара подлежат проверке количество и качество поставленного Товара.
Пунктом 4.6 проекта контракта документации об аукционе государственного заказчика - ГБУЗ РХ "РКПЦ" установлено, что в течение 1 рабочего дня с момента передачи Поставщиком сопроводительных документов, относящихся к Товару, указанных в пункте 4.3. Контракта, Заказчик осуществляет проверку результатов исполнения обязательств Поставщиком и представленных Поставщиком сопроводительных документов на предмет соответствия поставленного Товара, его количества, качества, объема, требованиям, установленным Контрактом. Не позднее 1 рабочего дня со дня проверки результатов исполнения Поставщиком обязательств по Контракту Заказчик направляет Поставщику подписанный со своей стороны Акт приемки Товара, товарную (товарно-транспортную) накладную, либо Поставщику в те же сроки Заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа с указанием выявленных недостатков, необходимых доработок и сроков их устранения. В случае привлечения эксперта, экспертной организации Заказчик подписывает со своей стороны Акт приемки Товара на основании полученного от эксперта, экспертной организации соответствующего заключения.
В пункте 4.11 проекта контракта документации об аукционе государственного заказчика - ГБУЗ РХ "РКПЦ" указано, что претензии по количеству предъявляются Заказчиком товара Поставщику в течение 10 (десяти) дней с момента обнаружения недостатков, по качеству в течение всего срока годности. Претензия направляется по факсу и одновременно высылается по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Датой получения претензии считается дата ее передачи по факсу. Срок для ответа устанавливается 10 (десять) календарных дней со дня ее получения, если иной срок не установлен в самой претензии. Ответ на претензию направляется по факсу и одновременно высылается по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. В случае, если в указанный в претензии разумный срок претензионные требования не удовлетворены (полностью или частично), сторона, право которой нарушено, вправе обратиться с исковым заявлением в Арбитражный суд Республики Хакасия.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе в сфере закупок и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе в сфере закупок. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 2 статьи 513 Гражданского кодекса Российской Федерации принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота.
Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.
На основании изложенного, из системного толкования вышеуказанных норм права и анализа положений проекта контракта документации об аукционе заказчика, комиссия Хакасского УФАС приходит к выводу, что проверка количества товара осуществляется в срок указанный в пункте 4.6 проекта контракта документации об аукционе - 1 рабочий день с момента передачи Поставщиком сопроводительных документов, относящихся к Товару и подписания Акта приемки товара, и при выявлении несоответствия количества товара, государственный заказчик должен незамедлительно письменно уведомить об этом поставщика.
Комиссия Хакасского УФАС России также учитывает, что согласно Спецификации (Приложение N 1 контракту), периодичность поставки овощей, установлена заказчиком - ГБУЗ РХ "РКПЦ" 2 раза в неделю (вторник и четверг с 08:00 до 16:00) равными париями, до 31.12.2018 года.
Следовательно, после того, как осуществлена приемка товара по количеству, Комиссия антимонопольного органа считает невозможным предъявление претензий по количеству заказчиком в течении 10 дней с момента обнаружения недостатков, поскольку фактически приемку товара по количеству заказчик осуществил ранее (в течении 1 рабочего дня).
Таким образом, установленный заказчиком - ГБУЗ РХ "РКПЦ" в пункте 4.11 проекта контракта документации об аукционе порядок приемки поставленного товара по количеству не соответствует положениям гражданского кодекса Российской Федерации и противоречит иным положениям проекта контракта, в виду чего, комиссия приходит к выводу о несоблюдении заказчиком положений части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, что также содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, частью 4 статьи 477 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в отношении товара, на который установлен срок годности, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, если они обнаружены в течение срока годности товара.
Согласно пункта 29 Информационной карты документации об аукционе государственным заказчиком - ГБУЗ РХ "РКПЦ" указаны требования к сроку предоставления гарантий качества: остаточный срок годности не менее 80 % на момент поставки Товара.
Комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу, что положение контракта о сроке, установленном для предъявления претензии по качеству в течение всего срока годности, соответствует требованиям Законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок Обратного Заявителем не доказано.
На основании изложенного, один из доводов заявителя нашел свое подтверждение, что дает основание признать жалобу частично обоснованной.
В соответствии с положениями части 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы N 64/КС также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Эта проверка проводилась в соответствии с положениями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 15 статьи 99 Закон о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям - получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
В результате проведения внеплановой проверки размещения закупки установлено следующее.
1. Согласно части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В Извещении о проведении электронного аукциона на поставку продуктов питания (свежие овощи) установлено ограничение в соответствии с которым участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
При этом, в пункте 5.4 проекта контракта документации об аукционе государственных заказчиков -ГБУЗ РХ "Черногорская межрайонная детская больница", ГБУЗ РХ "Таштыпская районная больница", ГБПОУ РХ "профессиональное училище N13" указано следующее:
Порядок оплаты: Заказчик осуществляет оплату в безналичной форме в течение 30 (тридцати) рабочих дней с даты подписания Заказчиком товарных (товарно-транспортных) накладных, Акта приема-передачи товара, подтверждающих факт передачи Товара, на основании выставленных счетов (счетов-фактур).
Кроме того, в пункте 5.4 проекта контракта документации об аукционе государственного заказчика - ГБУЗ РХ "Черногорская межрайонная больница" не указано количество дней для оплаты обязательств по контракту.
Таким образом, вышеуказанными государственными заказчиками не установлен надлежащий срок оплаты контракта, заключенного с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, что является нарушением части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
При этом, в соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе в сфере закупок законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе в сфере закупок.
Пунктом 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечёт прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определённого в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
В соответствии со статьёй 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Однако, конкретный срок действия контракта документацией об аукционе в электронной форме на поставку продуктов питания (свежие овощи) государственным заказчиком - ГБУЗ РХ "РКПД" - не предусмотрен.
В этой связи, при выборе способа обеспечения контракта в виде предоставления банковской гарантии участнику закупки фактически не представляется возможным установить срок действия банковской гарантии, поскольку заказчиком изначально не установлен срок действия муниципального контракта.
Таким образом, в нарушение пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в документации об аукционе заказчиком не установлен срок действия контракта, в связи с чем, невозможно установить и срок действия банковской гарантии при самостоятельном выборе ее в качестве обеспечения исполнения контракта, поскольку срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Действия должностного лица заказчика, допустившего вышеуказанное нарушение положений Закона о контрактной системе в сфере закупок, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системы в сфере закупок, документация об электронном аукционе должна, в том числе содержать аналогичную информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В Извещении о проведении электронного аукциона в разделе "Требования заказчиков", заказчик - ГБУЗ РХ "Боградская районная больница" указал срок поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг - с момента заключения Контракта по 31.12.2018 года.
При этом, в пункте 2.3 проекта контракта документации об аукционе государственного заказчика - ГБУЗ РХ "Боградская районная больница" установлено, что срок поставки Товара: с момента заключения контракта по 25 декабря 2018 г.
Таким образом, установленный государственным заказчиком срок поставки товара в документации об аукционе не соответствует извещению о проведении электронного аукциона, что является нарушением части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Кроме того, в соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила) установлены Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
- Подпунктом а) пункта 4 Правил установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой как 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей.
В свою очередь, в пункте 7.3.2 проекта контракта государственного заказчика - ГБОУ РХ "Школа-интернат для детей с нарушениями зрения" указано, что за ненадлежащее исполнение Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
- 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
- 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
- 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
- 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Размер штрафа составляет _____________ рублей _____ копеек.
Таким образом, в проекте контракта государственным заказчиком указан размер штрафных санкций не в соответствии с подпунктом а) пункта 4 Правил, что является нарушением части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
- Согласно подпункта а) пункта 9 Правил, за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в как 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно).
Однако, в пункте 7.2.3 проекта контракта государственного заказчика - ГБОУ РХ "Школа-интернат для детей с нарушениями зрения" указано, что за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств по Контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
- 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
- 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
- 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
- 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Размер штрафа составляет _____________ рублей _____ копеек, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 г. N1063.
Таким образом, в проекте контракта государственным заказчиком указан размер штрафных санкций не в соответствии с подпунктом а) пункта 9 Правил, что является нарушением части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
- Подпунктом а) пункта 6 Правил установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой как 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) - пункт 10 Правил.
Однако, пункт 7.3.3 проекта контракта документации об аукционе государственного заказчика - ГБОУ РХ "Школа-интернат для детей с нарушениями зрения" имеет следующее содержание:
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного Контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Поставщиком, и определяется по формуле, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
П=(Ц-В) x С, где:
Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров;
С - размер ставки.
Размер ставки определяется по формуле: С=Сцб x ДП, где:
Сцб - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;
ДП - количество дней просрочки.
Коэффициент К определяется по формуле:
К =ДП/ДК x 100%, где:
ДП - количество дней просрочки;
ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени
Таким образом, в проекте государственного контракта размер пени определен заказчиком не в соответствии с пунктом 10 Правил, что является нарушением части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
- В нарушение частей 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок проектом контракта документации об аукционе государственного заказчика - ГБОУ РХ "Школа-интернат для детей с нарушениями зрения" не предусмотрен размер штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, что предусмотрено подпунктом а) пункта 6 Правил.
Действия должностного лица заказчика, допустившего вышеуказанное нарушение положений Закона о контрактной системе в сфере закупок, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Необходимо отметить, что государственным заказчиком - ГБПОУ РХ "Профессиональное училище N13" в проекте контракта документации об аукционе установлена ответственность для заказчика и для поставщика в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, при этом, государственным заказчиком в проекте контракта установлены суммы размеров штрафов исходя и начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, государственным заказчиком не предусмотрено снижение начальной (максимальной) цены контракта в ходе проведения электронного аукциона и установлены размеры штрафа без учета такого снижения, что является нарушением частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 3.33 Административного регламента, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения жалобы принимается единое решение.
В соответствии с пунктом 3.35 Административного регламента установлено, что в случаях если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом всех выявленных нарушений, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о необходимости выдачи предписания, направленного на устранений таких нарушений.
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями пункта части 8 статьи 30, частей 4, 5, 6, 7, 8, 13 статьи 34, пункта 8 части 1, части 1 статьи 64, части 4 статьи 65, части 3 статьи 96, части 15 статьи 99, пункта 2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пунктов 3.30, 3.33, 3.35 Административного регламента, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу N 64/КС "Сиберия" на действия государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения Республики Хакасия "Республиканский клинический перинатальный центр" при проведении электронного аукциона на поставку продуктов питания (свежие овощи) (закупка N 0380200000118002230) обоснованной в части неправомерного условия в проекте контракта документации об аукционе о предъявлении заказчиком - ГБУЗ РХ "РКПЦ" претензии по количеству поставленного товара в течении 10 дней с момента обнаружения недостатков.
2. Признать:
Государственного заказчика - ГБУЗ РХ "РКПЦ" нарушившим часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок;
Государственных заказчиков ГБУЗ РХ "Черногорская межрайонная больница", ГБУЗ РХ "Черногорская межрайонная детская больница", ГБУЗ РХ "Таштыпская районная больница" нарушившими часть 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок;
Государственного заказчика - ГБПОУ РХ "Профессиональное училище N13" нарушившим часть 8 статьи 30, части 5,8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок;
Государственного заказчика - ГБОУ РХ "Школа-интернат для детей с нарушениями зрения" нарушившим части 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок;
Государственного заказчика - ГБУЗ РХ "РКПД" нарушившим пункт 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок;
Государственного заказчика - ГБУЗ РХ "Боградская районная больница" нарушившим часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Государственным заказчикам - ГБУЗ РХ "РКПЦ", ГБУЗ РХ "Черногорская межрайонная больница", ГБУЗ РХ "Черногорская межрайонная детская больница", ГБУЗ РХ "Таштыпская районная больница", ГБПОУ РХ "Профессиональное училище N13", ГБОУ РХ "Школа-интернат для детей с нарушениями зрения", ГБУЗ РХ "РКПД", ГБУЗ РХ "Боградская районная больница" выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 19 июня 2018 г. N 64/КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2018