Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Ильченко Л.А. |
- заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля органов закупок; |
Члены Комиссии: |
Кудинова К.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок |
|
Чиняева Н.В.
|
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
в присутствии представителя заказчика - федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" (далее - филиал РАНХиГС),
в отсутствие заявителя ООО "Строительные технологии" - Баженов Евгений Викторович (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу заявителя ООО "Строительные технологии" и материалы дела N 7-1/329,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба заявителя ООО "Строительные технологии" на действия заказчика - филиала РАНХиГС при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт систем отопления и горячего водоснабжения здания общежития Дальневосточного института управления - филиала РАНХиГС, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 33 (реестровый номер закупки 0322400000418000011).
По мнению заявителя, установленные положения аукционной документации противоречат требованиям Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно:
1. В извещении о проведении электронного аукциона отсутствует информация о размере и порядке предоставления обеспечения заявки и исполнения контракта;
2. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организаций, предъявляемый аукционной документации противоречат положениям Закона о контрактной системе;
3. Техническая часть аукционной документации размещена в формате, не позволяющего осуществить поиск и копирование фрагментов;
4. Установленный показатель в отношении краски не соответствует характеристикам, установленным в ГОСТ.
На основании ст. 99 Закона о контрактной системе Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N 0322400000418000011 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте ЕИС в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 21.05.2018.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 26 999 990 рублей 00 копеек.
Источник финансирования: федеральные бюджетные средства.
Согласно протоколу рассмотрения заявки единственного участника от 07.06.2018 заявка с порядковым номером 1 ООО "Контэм-Инжиниринг" признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и аукционной документации. На основании ч. 16 ст. 66 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся.
В процессе проведения внеплановой проверки заказчиком представлен мотивированный отзыв, в соответствии с которым, считает жалобу необоснованной в полном объеме.
На заседании Комиссии Хабаровского УФАС России представитель заказчика поддержал позицию, изложенную в отзыве.
1. Согласно п. 7 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки должна содержаться информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).
Извещением о проведении электронного аукциона определен размер обеспечения заявок, который составляет 269 999 рублей 90 копеек, в то время как порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок определен следующим образом - обеспечение заявки, то есть фактически отсутствует.
В соответствии с п. 8 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки должна содержаться информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядке предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
Размер обеспечения исполнения контракта также определен извещением о проведении электронного аукциона, что составляет 1 889 999 рублей 30 копеек, в то время, как порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта определен следующим образом - обеспечение контракта, то есть фактически отсутствует.
В связи с изложенным, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы и нарушении требований п.п. 7,8 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1 и ч. 2 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией об Аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике Аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с ч. 4 ст. 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Пунктом 23 "Информационная карта" аукционной документации определен перечень документов и сведений, входящих в состав второй части заявки на участие в электронном аукционе, в том числе, необходимо представить выписку из реестров членов саморегулируемых организаций (по форме утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 г. N 58), выданную не ранее чем за месяц до даты окончания срока подачи заявок, подтверждающие, что участник закупки является членом саморегулируемых организаций в области проектирования и строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Исходя из изложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о том, что установленное условие о сроке действия выписки из реестров членов саморегулируемых организаций не противоречит требованиям действующего законодательства, доводы жалобы в данной части необоснованны.
3. Согласно ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
В соответствии с. ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу ч. 1 ст. 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
Согласно с ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
Согласно ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно п.1.2 Порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок, утвержденного Приказом Казначейства России от 30.12.2015 N 26н "Об утверждении Порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок", в единой информационной системе размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip. Размер каждого размещаемого в единой информационной системе файла не должен превышать 50 Мб.
Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" (далее - Правила) функционирование единой информационной системы в сфере закупок, технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В ЕИС опубликована документация электронного аукциона 0322400000418000011 от 21.05.2018 и в состав документации входит, в том числе, файл с наименованием "Техническая часть ДоА+Приложение 1.pdf", который в свою очередь имеет формат PDF.
PDF - стандартный межплатформенный формат файлов, позволяющий осуществлять обмен готовыми для печати документами, который создается при сканировании бумажных форм документов сканерами различных производителей, в соответствии со спецификацией Adobe Portable Document Format; при сканировании PDF файл создается без защиты и не имеет ограничений на использование. В таком виде документы в формате PDF размещаются и позволяют осуществлять ознакомление, печать и копирование общедоступными средствами.
В связи с тем, что данный формат PDF документ создан путем сканирования с бумажного носителя, выполнение действий копирования и поиска по тексту без использования систем оптического распознавания текста не предоставляется возможным.
Кроме того, техническая часть документации в формате PDF необходима для заполнения заявки на участие в спорном электронном аукционе, участникам закупки необходимо самостоятельно заполнять заявку в ручном режиме на что требуется больших временных затрат и, как следствие, является дополнительным барьером, к формальным ошибкам в заявках участников.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком требований ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе, поскольку аукционная документация размещена с ограничением копирования фрагментов текста и поиска.
Вместе с тем, Комиссия Хабаровского УФАС России обращает внимание, что информация, необходимая для заполнения заявки участниками закупки, в виде текста размещается на официальном сайте в читаемом формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространенных программ для просмотра ("документ в электронной форме").
4. В силу ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Приложением N 1 к технической части документации об электронном аукционе, являющимся неотъемлемой частью аукционной документации, определены сведения о качестве, технических характеристиках запасных частей, комплектующих, расходных материалов, их безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах), иные сведения о запасных частях, комплектующих, расходных материалов.
Так, по позиции 13 указано, что краска должна соответствовать ГОСТ Р 51691-2000 Материалы лакокрасочные. Эмали. Общие технические условия и установлено такой показатель, как содержание Fe2O3, по которому определено максимальное значение показателя - не более 15-60.
Однако проанализировав аукционную документацию и ГОСТ Р 51691-2000 "Материалы лакокрасочные. Эмали. Общие технические условия", Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о нарушении требований ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе, поскольку установленный показатель не содержится в ГОСТ Р 51691-2000.
Вместе с тем, запросов на разъяснения аукционной документации в данной части не поступали.
Согласно п.3.35 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент ФАС России) комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, административного регламента ФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя ООО "Строительные технологии" на действия заказчика - филиала РАНХиГС при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт систем отопления и горячего водоснабжения здания общежития Дальневосточного института управления - филиала РАНХиГС, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 33 (реестровый номер закупки 0322400000418000011)- частично обоснованной.
2. Признать заказчика - филиал РАНХиГС нарушевшим требования ч. 3 ст. 7, п.п. 7,8 ст. 42, ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Предписание заказчику - филиалу РАНХиГС об устранении выявленных нарушений не выдавать на основании п. 3.35 административного регламента ФАС России.
4. Передать материалы дела N 7-1/329 уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его оглашения в Арбитражный суд Хабаровского края.
Председатель Комиссии: Ильченко Л.А.
Члены Комиссии: Кудинова К.В.
Чиняева Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 14 июня 2018 г. N 201
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2018