Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
- Ильченко Л.А. |
- заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок; |
Члены Комиссии: |
- Кудинова К.В.
|
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
|
- Соколенко А.И. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок.
|
в присутствии представителей:
от заказчика (ФКУ ДСД "Дальний Восток");
- Свяченовский Виктор Юрьевич (представитель по доверенности);
- Соловченкова Нина Викторовна (представитель по доверенности);
от заявителя (ООО "Контакт"):
- Свербута Дмитрий Александрович (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобу ООО "Контакт" и материалы дела N 7-1/332,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Контакт" (далее - заявитель) на действия ФКУ ДСД "Дальний Восток" (далее - заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги А-375 "Восток" Хабаровск - Красный Яр - Ариадное - Чугуевка - Находка на участке км 34+000 - км 45+000, Хабаровский край (N0322100024518000068).
Заявитель указывает, что аукционная документация составлена с нарушением Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно:
1) заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки, а также не установлено требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации;
2)заказчиком в проекте контракта указаны п.8.10,п.8.16,п.8.17 которые противоречат проектной документации;
3)заказчиком при описании объекта закупки, установлены избыточные требования к показателю "Смесь асфальтобетонная мелкозернистая пористая".
В рамках поступившей жалобы, на основании ст. 99 Закона о контрактной системе, Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки. В процессе рассмотрения представленных заказчиком и заявителем документов и информации установлено следующее.
Извещение N0322100024518000068 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте в последней редакции 30.05.2018.
Объект закупки - ремонт автомобильной дороги А-375 "Восток" Хабаровск - Красный Яр - Ариадное - Чугуевка - Находка на участке км 34+000 - км 45+000, Хабаровский край.
Начальная (максимальная) цена контракта: 163 401 260 руб. 00 коп.
Исходя из отзыва заказчика жалобы стороны считают необоснованной.
В результате изучения материалов дела N7-1/332, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
1) Согласно ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Представители заказчика на заседании Комиссии Хабаровского УФАС России, а также в своих пояснениях, указали следующее.
Согласно п.10.1 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Таким образом, автомобильная дорога является линейным объектом и относится к сооружениям.
Согласно п.14.3 ст.1 ГК РФ капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
В соответствии с ч.5 ст.55.25 ГК РФ эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
Согласно ч.6 ст.55.25 ГК РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Таким образом, ГК РФ различаются понятия капитального ремонта и текущего ремонта сооружений, в том числе и автомобильных дорог.
В ст.3 Федерального закона от 08.11.2017 N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" использованы понятия "ремонт автомобильной дороги" (вместо "текущий ремонт") и "капитальный ремонт автомобильной дороги".
Капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.
Ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
Вышеуказанные понятия имеют различные значения.
Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденная Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N402 устанавливает состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог.
В соответствии с п.2.1 Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог при проведении капитального ремонта участка автомобильной дороги и (или) дорожных сооружений могут выполняться отдельные работы по ремонту и содержанию элементов автомобильной дороги и (или) дорожных сооружений, состояние которых не требует капитального ремонта, если указанные работы необходимы для приведения ремонтируемого участка в надлежащее техническое состояние.
Согласно п.2 приложения N1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее -Постановление Правительства N99) к участникам закупки выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, установлено дополнительное требование, наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В сноске к этой позиции указано, что требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
-работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
-работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Таким образом, для выполнения работ по текущему ремонту автомобильных дорог заказчик не вправе предъявлять к участникам закупки дополнительные требования в соответствие с постановлением Правительства N99.
Также в данном доводе заявитель указал, что в аукционной документации отсутствует требование о наличии членства в саморегулируемой организации.
Так в соответствии, ч.2 ст.52 ГК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Поскольку на текущий ремонт автомобильной дороги наличие членства в саморегулируемой организации не требуется, данное требование не установлено в аукционной документации.
Таким образом, довод об отсутствии дополнительных требовании, а также наличии членства в саморегулируемой организации, Комиссией Хабаровского УФАС России признается необоснованным.
2) Заявитель указывает пункты проекта контракта по которым невозможно определить реальный объем выполняемых работ по контракту.
Согласно ст.431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Согласно п.8.10 проекта контракта указано, при обнаружении ценностей, предоставляющих художественную, историческую, и иную культурную ценность, Подрядчик обязан выполнить все действия в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
По объектам, представляющим археологическую ценность, Подрядчик обязан в счет контрактной цены выполнить все действия в соответствии с Проектом, Контрактом и Гражданским кодексом Российской Федерации, в том числе привлечь субподрядные организации с лицензиями, документами на право производства работ на объектах, предоставляющих археологическую ценность, а также оплатить все сборы, неразрывно связанные с оформлением и проведением работ.
Согласно п.8.17 проекта контракта, подрядчик обязан осуществлять работы по переносу и переустройству попадающих в зону ремонта инженерных коммуникации и строений.
Представители заказчика также пояснили следующее, что в пректно-сметной документации не содержится указания о наличии на участке дороги инженерных коммуникаций и строений, попадающих в зону ремонта, а также объектов, представляющих художественную, историческую, и иную культурную, в том числе археологическую ценность, и, соответственно, не предусмотрено выполнение данных работ.
В п.1.1 проекта контракта определен предмет контракта, и указано, что подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ на объекте в соответствии с утвержденной проектной документацией и техническим заданием (Приложение N7 к контракту).
В соответствии с ч.1 ст.743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
На официальном сайте в единой информационной системе в составе аукционной документации, также размещена проектно-сметная документация.
В соответствии с п.8.16 проекта контракта подрядчик обязан обеспечить по требованию Заказчика установку на Объект камер видеонаблюдения с возможностью трансляции в режиме реального времени на сервер Заказчика. Размещение камер должно обеспечивать обзор всей зоны производства работ. Расходы на приобретение, монтаж, содержание в работоспособном состоянии системе видеонаблюдения, а также расходы на передачу данных с камер видеонаблюдения несет Подрядчик.
Указанные расходы не указаны в сметной документации, так как относятся к накладным расходам подрядчика.
Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N15/1 утверждена Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) (далее - Методика).
Данная Методика предназначена для определения стоимости строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, выполнения ремонтных и пусконаладочных работ осуществляемого на территории Российской Федерации, а также формирования цен на строительную продукцию.
В соответствии с п.4.30 Методики для определения норм накладных расходов в локальных сметах используются методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве.
Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве МДС 81-33-2004, утвержденные Постановлением Госстроя России от 12.01.2004 N6, включены в Федеральный реестр сметных нормативов 15.12.2009, регистрационный N95.
В соответствии с п.1.1 МДС 81-33-2004 Методические указания предназначены для определения величины накладных расходов подрядными организациями при составлении ценовых предложений на конкурсные торги и расчетах за выполненные работы.
Пунктом 1.2. МДС 81-33-2004 накладные расходы, как часть сметной себестоимости строительно-монтажных работ, представляют собой совокупность затрат, связанных с созданием необходимых условий для выполнения строительных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ, а также их организацией, управлением и обслуживанием.
В перечне статей затрат накладных расходов (Приложение N6 к МДС 81-33-2004) входят административно-хозяйственные расходы, в том числе почтово-телеграфные расходы, оплата услуг связи, в частности, оплата международных и международних телефонных переговоров, переговоров с использованием радиотелефонов, сотовой связи, сообщений, передаваемых по пейджиноговой связи, расходы на содержание и эксплуатацию телефонных станции, коммутаторов, телетайпов, установок диспетчерской, радио- и других видов связи, используемых для управления и числящихся на балансе организации, расходы на аренду указанных средств связи или на оплату соответствующих услуг, предоставляемых другими организациями, расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных системе ( СВИФТ, Интернет и другие аналогичные сети).
На основании вышеизложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе в данном доводе не усматривает.
3)Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.1 раздела XIV.Требования к показателям товара установлены характеристики и показатели к товару смесь асфальтобетонная мелкозернистая пористая марка II. которая должна соответствовать требованиям ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия".
Представители заказчика также пояснили, что заказчиком использованы стандартные показатели в соответствии с указанным ГОСТ, также имеется инструкция по заполнению заявки участнику закупки, где участникам прописаны вариации для предоставления показателей.
На основании вышеизложенного Комиссия Хабаровского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе в действиях заказчика не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Контакт" на действия заказчика ФКУ ДСД "Дальний Восток" при проведении электронного аукциона с реестровым номером N0322100024518000068, необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
Л.А.Ильченко
|
Члены Комиссии: |
К.В.Кудинова
|
|
А.И. Соколенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 19 июня 2018 г. N 205
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.06.2018