Резолютивная часть объявлена 22.06.2018 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 27.06.2018
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор отдела Управления.
от Заявителя - Ивашин Я.В. по доверенности N21 от 02.04.2018;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - Абдуллаева О.С. по доверенности N01-02-992 от 27.02.2017.
рассмотрев жалобу ООО "Доринвест" (ИНН 8615011795, ОГРН 1038600306392) от 15.06.2018 N895-ж на действия Заказчика - ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЮГОРСКА, Уполномоченного органа - АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЮГОРСКА при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по ремонту покрытия проезжей части автомобильной дороги по ул. Мира (от ул. Ленина до ул. Попова) в г. Югорске (извещение N0187300005818000215) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
Предметом государственного контракта является выполнение работ по ремонту покрытия проезжей части автомобильной дороги по ул. Мира (от ул. Ленина до ул. Попова) в городе Югорске.
Документацией об аукционе и техническим заданием установлено, что все работы по контракту должны быть выполнены в срок до 30 апреля 2019 года.
Виды выполняемых работ по контракту:
- фрезерование проезжей части;
- устройство асфальтобетона марки смеси I, тип смеси Б (горячие для плотного асфальтобетона мелкозернистые);
- установка бортовых камней.
В соответствии со сводом правил СП 78.13330.2012 "Автомобильные дороги" устройство асфальтобетонных покрытий из горячих асфальтобетонных смесей в осенний период допускается производить в интервале температур воздуха от +5 градусов Цельсия до 0 градусов Цельсия.
То есть фактически производство всех работ должно быть завершено до 15 октября 2018 года, так как устройство асфальтобетона в зимний период не допускается.
Планом-графиком размещенном в ЕИС предусмотрено финансирование данных работ в следующем размере: на 2018 год - 300 000 рублей, на 2019 год - 5 082 035,90 рублей.
Данный аукцион проводится среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Пунктом 14 документации установлено, что оплата выполненных Подрядчиком работ производится Муниципальным заказчиком по факту выполненных работ в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней, на основании подписанной Муниципальным заказчиком справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3, не более объема соответствующих лимитов бюджетных обязательств.
Пунктом 8 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Объявляя настоящий аукцион, заказчик понимает, что подрядчик будет вынужден в силу технологических процессов выполнить все работы по контракту в 2018 году, а оплату за выполненные работы получит лишь во втором квартале 2019 года, что на прямую противоречит Закону о контрактной системе. В данном случае победитель аукциона будет вынужден за счет собственных средств авансировать ремонт муниципальной дороги, что противоречит принципу поддержки государством субъектов малого предпринимательства.
Положения части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе направлены на защиту и развитие субъектов малого предпринимательства, что исключает длительный период неоплаты выполненных ими работ, данное положение носит императивный характер.
Пунктом 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, установлен прямой запрет на совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям указанного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В ходе рассмотрения доводов сторон Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При этом документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям; указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, следующую информацию: 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, работы, услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по ремонту покрытия проезжей части автомобильной дороги по ул. Мира (от ул. Ленина до ул. Попова) в г. Югорске (извещение N0187300005818000215) размещены на официальном сайте единой информационной системы 05.06.2018.
В соответствии с техническим заданием необходимо выполнить устройство асфальтобетона.
Из доводов Заявителя следует, что данные работы допустимо выполнять в интервале температур воздуха от +5 градусов Цельсия до 0 градусов Цельсия
Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг в соответствии с извещением N0187300005818000215 установлены с даты заключения муниципального контракта до 30.04.2019.
Аналогичные сроки выполнения работ установлены в пункте 10 части 1 аукционной документации, пункте 3.1 проекта контракта.
Из пояснений представителей сторон следует, что работы по предмету контракта могут быть выполнены как в октябре так и в апреле, когда температура воздуха составляет более 5 °C.
Оплата выполненных Подрядчиком работ производится Муниципальным заказчиком по факту выполненных работ в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней, на основании подписанной Муниципальным заказчиком справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3, не более объема соответствующих лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии с планом-графиком (уникальный номер позиции плана-графика 2018018730000560010001030001):
Сведения о финансовом обеспечении закупки (итого) |
Всего |
Сумма на 2018 год |
Сумма на 2019 год |
Сумма на 2020 год |
Сумма на последующие годы |
Планируемые платежи, рублей |
5 382 035,90 |
300 000,00 |
5 082 035,90 |
0,00 |
0,00 |
Комиссия Управления приходит к выводу о том, что потребности Заказчика отвечает полное выполнение работ Подрядчиком по предмету контракта в апреле 2019 года, после доведения лимитов бюджетных обязательств.
На основании вышеизложенного, нарушения в действиях Заказчика и Уполномоченного органа не установлены.
Жалоба ООО "Доринвест" рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В рамках рассмотрения данной жалобы Комиссия Управления не вправе давать оценку действиям Заказчика в части наличия либо отсутствия нарушений Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", так как дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются по процедуре, предусмотренной Законом о защите конкуренции и Административным регламентом ФАС России от 25.05.2012 N339 по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Доринвест" (ИНН 8615011795, ОГРН 1038600306392) от 15.06.2018 N895-ж на действия Заказчика - ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЮГОРСКА, Уполномоченного органа - АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЮГОРСКА при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по ремонту покрытия проезжей части автомобильной дороги по ул. Мира (от ул. Ленина до ул. Попова) в г. Югорске (извещение N0187300005818000215) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 22 июня 2018 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2018